Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
100 лет журналу «Татарстан»

100 лет журналу «Татарстан»

Главреды "Татарстана": как самый первый, самый мудрый и самый креативный встретились через сто лет.

30 ноября 2020

За первое столетие, с 1920 по 2020 год, общественно- политическим журналом «Татарстан» руководили 20 главных редакторов. Перед каждым главным редактором (ответственным редактором, как поначалу называлась эта должность) руководством республики ставились особые цели и задачи. У каждого редактора было своё видение, как эти задачи реализовать. И своя команда журналистов и внештатных авторов, которые делали журнал интересным и читаемым – согласно поставленным целям и задачам.
 
Иногда, особенно в довоенный период, им это не удавалось, и тогда главных редакторов репрессировали и даже расстреливали. Из первой десятки довоенных редакторов репрессирован, но не расстрелян был только Александр Петрович Таняев – САМЫЙ ПЕРВЫЙ главный редактор журнала, который в год его рождения – в декабре 1920-го – получил имя «Вестник Татарского областкома РКП(б)».
 
САМЫЙ первый
zh_t__07
Первый номер журнала «Вестник Татарского областного комитета РКП(б)» (будущий «Татарстан») в декабре 1920‑го подписал в печать Александр Таняев – участник Октябрьского вооружённого восстания в Москве, ставший первым в истории секретарём Татарского обкома РКП(б) (в августе 1920‑го. – Прим. ред.), опытный журналист. Для 22-летнего юноши послужной список выдающийся.
1489814114_AleksandrPetroviTanjaev
КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ НЕ ДРЕМЛЕТ
«Внешне совсем юный, Таняев был прост и при­влекателен, умел говорить с людьми попросту, а ещё лучше – слушать. Считался хорошим орато­ром», – такие воспоминания о первом редакторе журнала оставили современники. Но Александр умел не только общаться с людьми – он доходчиво излагал на бумаге большевистские идеи. Корре­спонденции партийного вожака и недоучившегося студента физико-математического факультета Мо­сковского университета регулярно печатались в ре­спубликанских газетах. Один из образцов его твор­чества – статья «Контрреволюция не дремлет». «Русские и татарские трудящиеся массы, спаянные общей борьбой за Советскую власть, – пишет ав­тор, – на удары из‑за угла, на удары в спину ответят ещё более крепким сплочением вокруг Советской власти, на сеяние национальной розни они ответят ещё более прочным союзом русских и татарских трудящихся масс».
Возглавив журнал, Александр Таняев оставался одним из членов президиума высшего органа государственной власти республики – ТатЦИК, но это вряд ли облегчало его редакторскую жизнь: журналистов катастрофически не хватало. Тем не менее выпуск издания, выходившего трёхтысяч­ным тиражом два раза в месяц, был налажен. Здесь, помимо официальных распоряжений и циркуляров, публиковались материалы общественно-политического харак­тера, освещались общепартийные дискуссии, работа парторгани­заций…
Александр Таняев редак­то р ст в о в а л м е н ь ш е год а . В 1921-мЦК РКП(б) командировал его на работу в Среднюю Азию. По­том будут Институт Красной профессуры в Москве, защита докторской, работа в Ураль­ском обкомеВКП(б), в Народном комиссариате просвещения РСФСР и арест в 1937-м… На свободу после 19 лет ГУЛАГа Таняев выйдет лишь в 1956-м.
ПРОФЕССОР ИНСТИТУТА ИСТОРИИ ПАРТИИ
…В 1965 году профессор Института истории партии при ЦК КПСС Александр Таняев побывает в Казани. В Доме печати на Баумана, в клубе Тукая, пройдёт его встреча с журналистами. «Я, конечно, был абсолютно уверен в том, что успехи в Татарии, как и всюду в стране у нас, колоссальны. А когда познакомился поближе, был просто поражён пе­ременами... – поделится он впечатлениями от уви­денного. – Но мы не вправе забывать и прошлого. Знание его позволит оценить достигнутое, более полно представить пройденный путь».
 
 
 
САМЫЙ мудрый
 zh_t__09
Судьбе было угодно, чтобы Рафаэль Мустафин, известный писатель и публицист, повлиял на очередную смену названия журнала. В 1990 году его вызвали в обком КПСС и предложили возглавить журнал «Коммунист Татарии», чтобы перевести этот сугубо партийный, «застёгнутый» на все идеологические «пуговицы» журнал на новые перестроечные рельсы.
 
 
«Я ответил: в «Коммунист Татарии» я не приду, поскольку разочаровал­ся в партии и вышел из неё, – вспоминал Рафаэль Ахметович. – А вот если журнал будет носить другое название, например «Татарстан», можно подумать». Этот вопрос поставили на бюро. И с 1991 года журнал стал назы­ваться «Татарстан». А Рафаэль Мустафин в течение нескольких лет изо всех сил переводил его на новые идеологические рельсы. В наследство от самого мудрого главного редактора, который руководил журналом с 1991 по 1998 год, «Татарстану» достались его мудрые мысли.
 zh_t__01
 
«Я вырос и духовно сформировался в советские годы. Свято верил в рево­люционные идеалы и сияющие зори коммунизма. А потом всю жизнь постепенно прозревал и выдавли­вал из себя эти убеждения, как Чехов выдавливал из себя по капле раба.
Суть и смысл журналистики в том и за­ключаются, чтобы сделать мир хоть чуточку лучше, чтобы людям легче дышалось.
Сам я, будучи тружеником пера, вижу свою задачу в том, чтобы как‑то влиять на обществен­ное мнение. Например, пропагандировать береж­ное отношение к природе. В своё время мне удалось не просто написать книгу о проблемах озера Кабан, но и добиться, чтобы озеро очистили от многовекового ила и вернули к жизни...
Интернет в целом – отличная штука. Но, как у всего на свете, у него есть свои оборотные стороны. Повальное увлечение интернетом, особенно детей, приводит к дебилизации, отупению, отучает читать книги и бьёт по здоровью. Это как открытие огня. На нём можно сварить пищу и обогреть им жилище, но можно и погибнуть в огне пожара. Думаю, виноват не интернет, а наше бездумное отношение к нему.
 
zh_t__03
Школа №55 г. Казани. Встреча с юными джалиловцами.
 
В моей жизни были экстремальные ситуации. И под бомбёжки попадал во время эвакуации из Ленинграда в годы Отечественной войны. И в аварию на сво­ём мотороллере. И бандиты не раз нападали. Когда мне было девять лет, я возвращался из школы по пусты­рю. По дороге меня перехватили подростки-отморозки, пытались отнять мою новую кожаную шапку. Но шапка была намертво завязана под подбородком, к тому же я отчаянно сопротивлялся. И хулиганы, разозлившись, сбросили меня под мост. Я упал не в воду, а в прибреж­ную тинистую грязь. В общем, обошлось. Да и в другие разы я как‑то выходил сухим из воды.
Когда, окончив десять классов, я собирался ехать поступать в Казанский университет, мой дедушка дал мне такое напутствие:
– Запомни, внучек, три простых правила, которых надо придерживаться в жизни. Всего три: не пить, не судиться и не разводиться.
Пьющий не хозяин своей судьбы, а раб спиртного. Далее он поведал, что в нашем роду никто никогда не совершал ничего дурного и не был под судом. Выразил надежду, что и я не стану ни с кем вступать в конфликты, кляузничать и «идти на принцип».
И наконец, посоветовал ни в коем случае не разводиться. Другую, более приятную тебе женщину ты можешь найти, но матери своих детей не найдёшь. В нашем роду никто никогда не разводился и не бросал своих детей.
Этих простых и в то же время таких трудных правил я и придерживался всю жизнь.
Я человек не религиозный. А притворяться и следовать моде не желаю, считаю это ниже своего достоинства.
Труднее всего мне было выбрать свою буду­щую профессию. В школьные годы я увлекался то математикой, то астрономией. Щёлкал как орехи самые сложные задачи из журнала «Математи­ка в школе». Запоем читал книги об устройстве Вселенной. Двоюродный брат мой учился тогда на геофаке КГУ и убеждал меня стать геологом. И я было навострился поступать на геологиче­ский. Но учитель литературы, Андрей Степанович Голубничий, убедил меня идти на литфак. Вот этот мучительный выбор и оказался самым верным и радостным.
Люблю покопаться в земле, поработать в саду или огороде. Вообще люблю физический труд и не забываю о физической культуре.
Деньги – необходимая вещь. Без них не про­живёшь. Но самоцелью они быть не могут – лишь средством поддержания жизни.
Азартные игры презираю. А вот при творче­ской работе без азарта не обойтись.
Я вырос и сформировался в докомпьютерную эру. И сейчас использую компьютер в основном в качестве пишущей машинки.
Избавиться я бы хотел прежде всего от лени, приступы которой время от времени всё же случа­ются. Стараюсь поменьше смотреть телевизор и не читать пустых детективов. Бесконечные сериалы вообще не смотрю.
Успех – это общественное признание. Мой де­душка любил повторять: тот, кого хвалят сто че­ловек, сам стоит сотни.
Жалею, что жизнь так коротка и не успеть осуществить всё задуманное».
 
 
САМЫЙ креативный
zh_t__08
Диляра Байчурина внесла элемент женственности в суровые мужские ряды главредов «Татарстана». И сделала «Татарстан» ярким, красивым, современным – провела ребрендинг, если назвать это одним простым английским словом. Она руководила журналом с 2009 по 2012 год.
ogAFQGLTIeY
ВНУЧКА СВОЕГО ДЕДА
– Я пришла в «Татарстан» из «глянца», и сначала это многих насторожило. Но очень даже зря, и вскоре они в этом убедились. Ведь развитие обществен­но-политического журнала, как и развитие Респу­блики Татарстан, мне не чужды: всё‑таки я внучка своего деда. А он у меня фигура знаковая, он как раз таки и строил республику. Шамиль Асгатович Муста­ев начинал как руководитель Апастовского района, потом почти 15 лет был министром финансов ТАССР, а с 1986 по 1990 год – председателем Президиума Верховного Совета Татарской АССР. Соответственно, я жила в семье, где слово «Татарстан» было не просто названием республики – это была история вовлечён­ности во все политические события. Дома постоянно обсуждались проблемы государственной важности. Я росла, варясь в этом общественно-политическом соку…
ДЕВУШКА ИЗ «ГЛЯНЦА»
Работать я начинала в госорганах – в казначействе. Затем ушла в маркетинговые и рекламные проекты и познакомилась с издательской деятельностью. Выпускала глянцевые журналы издательства «Абак- пресс», журналы «Бизнес и жизнь», «Собака.ru», «Дороже денег» – это уже непосредственно моё издание было – о ценностях, о моти­вации людей, которым не всё равно…
СВЕЖЕЕ ДЫХАНИЕ
Работу в журнале «Татарстан» вспоминаю с особой теплотой. Меня пригласил Марат Муратов, тогда он за­нимал пост руководителя республиканского агентства «Татамедиа» и поручил мне прове­сти ребрендинг журнала. И заодно всех журналов «Татмедиа», которые выходили по 90, 80, 70 лет, но каждый из них нуждался в свежем дыхании – время требовало других подходов и другой системы формирования команды. Задача была – отражать жизнь республики в новом формате.
Это получилось. Хотя пришлось бороться с арха­ичностью. Когда я пришла в редакцию «Татарстана», в штатном расписании числились устаревшие по тем временам должности: оператор компьютерной вёрстки, наборщик… Материалы сначала писались от руки, потом набирались на компьютере, коррек­тура на бумаге – с бумаги опять на компьютер… Тяжёлая, долгая, неповоротливая машина. Обнов­ляли всё – от техники до методов работы. Я очень благодарна предыдущему коллективу, тем, кто к нам присоединился и воспринял нововведения на ура. Рафаэль Ахметович Мустафин, который тоже был главным редактором этого журнала много
раньше, одним из первых перестроился. Освоил компьютер, начал писать так, как требовал новый формат. Не было серьёзных препон, сроки горели, сместить их было нельзя, потому что подписка. Мы справились с первым номером – и дело пошло. Перераспределили весь процесс, он стал более тех­нологичный, быстрый, удобный. Обновились требо­вания к исходным материалам, к качеству фотогра­фий, к качеству предпечатной подготовки. Печатая в типографии первый номер, мы совместно учились работать в определённых стандартах. Я буквально стояла около машины и сравнивала с оригиналом… Цвета должны были быть яркими, динамичными. Плюс требования к обложке – цепляющий заголо­вок, тема, которая касалась бы всех. Чтобы журнал не просто лежал на столе у руководства, а чтобы его хотелось почитать и топам, и представителям малого и среднего бизнеса. И чтобы в журнале присутствовали лёгкие читабельные материалы, запоминающиеся и захватывающие. Так появились «путешествия по деревням» – рада, что вы не отка­зались от этой рубрики. Так появились интересные проекты, большие фотографии.
УДАЛЁНКА 2010-го
Это была история большой перестройки. Кроме того, что вся техническая база обновлялась, ещё шёл и ремонт самого здания «Татмедиа». Я тот период вспоминаю как период активного внедрения всего нового. Даже сам подход формирования редакции как open space – открытого пространства. Тогда это было непривычно, но очень классно для опе­ративности. Жаль, что специализированная из­дательская программа вёрстки осталась только в «Татарстане». Это идеальный формат для работы на удалёнке, особенно в нынешних условиях.
Мозг мой был настроен на удалённую работу на­много раньше пандемии – наверное, потому, что я и сама в душе не люблю ходить в офис к какому-то определённому времени… Конечно, написание текста требует выезда на место события, но боль­шая часть работы, тем более вёрстка, спокойно делается удалённо.
ОМОЛОДИЛИ К 90-ЛЕТИЮ
В общем, к своему 90-летию, которое праздно­валось в декабре 2010 года, мы журнал омолоди­ли. У него появились айпад-версия, сайт. Девиз был такой: он не стареет, он молодеет, он в топе всегда. То есть это журнал, отражающий динамику республики. А республика у нас во главе с Рустамом Нургалиевичем Миннихановым очень динамичная и поэтому впереди многих.
Сейчас, когда количество версий потребления и восприятия журналистских материалов увеличиваетсяв геометрической прогрессии, журналисты должны быть универсальными солдатами. Чем более человек универсален, тем выше его профессиональный уро­вень. Он должен понимать, как превратить глобаль­ный и интересный текст в маленький и интересный, какие мысли вынести в соцсети, где‑то видео люби­тельское прицепить для пущей убедительности… Считаю, что если журналист профессионален, то он может сделать и лонгрид, и шот, который должен умещаться в твиттер. То же самое с фотографами. В этом‑то и была моя задача – немножко расшеве­лить стоячее болото.
А расшевелить его было очень сложно, все были суперуважаемые великие писатели. В приёмной у меня сидело их бесконечное множество всегда. Кто‑то написал великую книжку о жизни одного руководителя, кто‑то – про своего лечащего вра­ча и т. д. Вот эту тяжеловесность хотелось убрать. Любой руководитель предприятия или чиновник не хочет читать эти кирпичи текстов-отчётов о том, кто и как лечил данного писателя. В журнале тек­сты должны быть популярными, интересными, читабельными. Главный редактор должен держать марку издания, уметь сказать: нам это не подходит!
КОМАНДА МОЛОДОСТИ НАШЕЙ
С благодарностью вспоминаю свою «татарстан­скую» команду. Адель Хаиров покорил меня своим юмором и отчасти сказочностью. Лев Жаржевский писал мало, но его материалы всегда были в топе. Ещё был Владимир Шевчук – яркий, цепкий, с не­стандартным подходом к любой теме. Я восхища­лась спокойствием Джаудата Абдуллина – нашего спортивного корреспондента. Николай Конова­лов прекрасен как литературный редактор, такой проницательный. Юра Николаев покорил меня своей репортажностью, лёгкостью стиля, чувством юмора. Он очень домашний был, всегда приносил что-нибудь вкусненькое к чаю. Очень надёжной была татарская редакция журнала – Нияз Ахмадуллин, Фарида Ахметзянова.
Одним из колумнистов у нас был сам Минти­мер Шарипович Шаймиев! Он всегда спрашивал: «А что в следующий номер будем писать?» И всегда собственноручно сокращал свой материал, если тре­бовалось. И всегда в срок сдавал – спасибо ему за это!
Не могу не вспомнить добрым словом Юрия Алаева – он практически наш Познер, такой ва­льяжный, роскошный... Мы с ним как‑то поехали на интервью к Минтимеру Шариповичу... Помню, я тогда задала первому Президенту Татарстана вопрос: есть ли у женщины шанс когда-нибудь стать президентом республики? Не для журнала спросила, а так, для себя. Он ответил: «Алла сакла­сын!» И нарвал мне с грядки тюльпанов – вот они, приятные моменты будней женщины – главного редактора общественно-политического журнала.

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: