Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Антоновка: масленица от «нудистов»

Антоновка: масленица от «нудистов»

На заснеженной мартовской трассе, прямо на подступах к деревне Антоновка, столпилось на обеих полосах дороги штук двадцать машин. – Пробка, однако… – притормаживает наш водитель. – Или авария? – высовывает он в окно любопытную голову.

31 марта 2021

Image-1
ОГО! КАБАНЧИК!
И вдруг всё становится ясным как белый мартовский день: из окон автомобилей торчат там и сям такие же любопытные го­ловы водителей и пассажиров. Их глаза и телефоны направлены в одну сторону – на кабанчика, который, периодически утопая по самые уши в сугробах, резво скачет к трас­се. Вот он приближается к дороге и, окинув «папарацци» недобрым взглядом, перебегает её прямо под прицелами телефонных камер. Отряхнувшись, от чего ирокез его встаёт дыбом, мчится дальше по сугробам по своим неотложным кабаньим делам…
…В тот день и наш инстаграм получил солидное количество просмотров. Жизнь дикого кабана, да ещё такого симпатичного, вызывает интерес у городских затворников и искреннее восхищение в комментариях, типа: «Ого! Кабанчик!», «Надо же, средь бела дня прогуливается!», «Красавец кабанчик! Целенаправленно, похоже, движется!»…
КОРЕННОЙ ПЕНСИОНЕР
Зарядившись положительными эмоциями, направляем транспортное средство в Анто­новку – деревеньку, довольно известную не только в Камско-Устьинском районе, но и далеко за его пределами своими живопис­ными волжскими красотами и проживающи­ми в ней особыми, сбежавшими от городской цивилизации людьми.
Но деревня пуста и молчалива. Лишь у за­крытого на обед магазинчика встречаем мо­лодого пенсионера Сергея Дюсеева. Раньше он работал на вертолётном заводе в Казани, теперь вот вернулся на родину, на заслужен­ный отдых.
– Чего-то как-то пусто у вас тут, безлюд­но…
– Да тут одни пенсионеры живут, – пока­зывает рукой налево Сергей. – Да ещё эти – нудисты, – большим пальцем правой руки он указывает в правую сторону.
– Откуда тут нудисты взялись в такой хо­лод? – ёжится наш теплолюбивый водитель, закутанный, как капуста, в сто одёжек.
– Ну-у-у… Они летом нудисты, голые в речке купаются и всё такое, – развивает мысль Сергей. – Странные, в общем, люди. Я их мало знаю…
– Это вы про экопоселенцев?
– Ну да. Полно их здесь – домов восемь, наверное. Битком. Вон собака ихняя. А мест­ных-то мало осталось: в том вон доме живут, и тута два дома будет. На той улице – три дома. Короче, где снег откидан – там живут. Весь народ разбежался, работать негде. В Камском Устье тоже негде. Раньше и фер­ма была, и два коровника, и два телятника. Овчарня, свинарня, конюшня… В 90-е всё развалили. Вон церковь мы своими сила­ми новую построили. Старая рядом – тоже развалили всю. Так уж, стоит как памятник. Клуба нет. А для кого его строить? Для пен­сионеров? Фельдшер есть в деревне и ладно.
– Зато рыбы здесь, наверное, полно, Волга рядом, берега какие красивые…
– Сейчас рыбы нет, – разочаровывает нас Сергей. – Всю рыбу отравили. За рыбаков берутся. Сколько сбросов в воду, знаете? В прошлом году пошли мы на рыбалку с бра­тишкой. Поймали бёрша, а он весь чёрный. И руки чёрные – еле-еле отмыли. Травят нас предприятия, сбросы в реку делают. Но дач­ников это не пугает. Строятся полно здесь. Летом приезжают.
 
1
«Да тут одни пенсионеры живут, – говорит Сергей Дюсеев. – Да ещё эти – нудисты…»
 
2
«Ого! Кабанчик!»
 
DSC_0286-960x636
Танец влюблённых вовсе даже и не постановка, а движения души.
 
2м
Ворчливый пёс Деда.
an1
Илюша такой молодец! Так здорово на шпагат садится!
9м
8м
7м
ДЕДА И МАРАТ
Распрощавшись с коренным жителем, отправляемся к некоренным. У домов «ну­дистов» встречает нас ворчливый лабрадор. Позже выяснится, что именно за эту ворчли­вость величают его здесь Деда.
Сначала знакомимся с Маратом. И имеем честь быть приглашёнными на завтрашнюю Масленицу. Стол, блины и ночлег предостав­ляются бесплатно.
Марат попал в экопоселение в январе, после чего его назначили главным помощ­ником на три недели, когда многие мужчины уехали на Эльбрус.
– За это время я почувствовал разницу. Как- то мягко начинаешь жить по местным прави­лам. Встаёшь в пять утра, встречаешь рассвет на Волге, потом дров надо наколоть, за детьми посмотреть… Да, шумно бывает, но так душев­но и весело. Вот, на Масленицу тоже приехал помочь им с номерами, я ведь хореограф. – И добавляет, помолчав: – Когда сюда попадаешь, понимаешь, как город на тебя давит, и уже не хочется возвращаться обратно…
ЦАРЬ-ДЕВИЦА
Приютили нас в «Александрии». Это что- то типа гостевого дома, который служит пристанищем и гостям, и тем, кто приехал сюда поселиться, но дом пока не построил. Всех бездомных усадили за большой дере­вянный стол в трапезной и накормили бли­нами. До отвала.
– У нас задание – каждая должна испечь по 50 блинчиков, – говорит Ярослава. – К ночи кучу блинов едва нашли чем прикрыть, так их было много.
В восемь вечера нас уложили в трапезной на полу, а уже в пять утра Ярослава ушла на улицу репетировать женский танец.
Местная царь-девица, так девушку пред­ставили на одном из танцев, почти два года назад приехала в Антоновку из Санкт-Петер­бурга и осталась. Ярослава активно расска­зывает о деревенской жизни в инстаграме и приглашает в Антоновку гостей.
Именно к ней с горящими глазами приез­жает из города Марат. А их парный танец про влюблённых вовсе даже и не постановка, а движения души.
ВЫРОСЛА РЕПКА
На расчищенном пяточке перед новой и старой церквями собираются зрители. Не­сколько недель актёры ЭКА театра «Антонов­ка» готовили для них своё представление.
– Я долго не могла придумать, что же нам с ребятами поставить. И как-то на рассвете я пошла к Волге и тут поняла – это должна быть «Репка»! Персонажей много, слова про­стые, роли можно дать даже самым малень­ким, – рассказывает Мария Алексашина – ху­дожественный руководитель коллектива.
Анастасия с двумя сыновьями приехала сюда из Калининграда. Именно эта се­мья делила с нами сегодня ночью ночлег в «Александрии».
– В городе в масках жить совсем невоз­можно, здесь же, на свежем воздухе, детям раздолье, – улыбается она.
Все уселись по скамейкам в ожидании «Репки».
Маленькие актёры, разрисованные под персонажей сказки, детским обаянием и бойкими стихами вызвали у зрителей смех и аплодисменты.
– Илюша такой молодец! Так здорово вы­ступает и на шпагат садится! – шепчутся зрители о девятилетнем скоморохе, сыне Анастасии.
ВЗРАЩИВАЯ ПОЗИТИВ
– Холодно! – заводит любимую песню наш водитель.
– Не холодно, а свежо, – улыбается Марат.
Это ещё одно из правил экопоселенцев – заменять слова с негативной окраской на по­зитивные. И действительно, работает, к тому же как раз начались масленичные игры.
Шум, песни, смех разнеслись по всей де­ревне. От «Весёлой ткачихи», «Капустки» и других игр разыгрался аппетит. Чтобы его ещё чуток подстегнуть, зрителям показали кукольное представление про масленичный блинок.
Как только прозвучало приглашение, гора блинов со стола исчезла за несколько минут. Варенье, пряники, конфеты и горячий чай согрели и подкрепили участников гуляний.
– В следующий раз приезжайте на посадку леса, – провожают нас как родных «странные люди». – В этот день мы тоже устраиваем праздник и рады каждому, кто приедет и поможет нам улучшить здесь экосистему. К тому же весной здесь так красиво цветут яблони...
 
7 (2)
7 (1)
6
5
4
7 (3)
3
КАК ДОБРАТЬСЯ:
Село Антоновка расположено на Волге, в 18 км от Камского Устья. Всего от Казани до Антоновки 111 км.
КАК РАЗОБРАТЬСЯ:
Старожилы уверяют, что село названо в честь сви­яжского дворянина Антона Савельева, который ос­новал его в середине XVII века. Потом передал его сыновьям Ивану и Любиму Савельевым. В 1695 году братья Савельевы поменяли Антоновку на земли нынешнего села Буртасы, и владельцем Ан­тоновки стал Казанский архиерейский дом.
Экопоселенцы уверены, что Антоновка получила своё имя от одноимённого сорта яблок. А такой вкусной антоновки они ещё нигде не ели.
В любом случае история Антоновки не отрицает ни того, ни этого. В ХVIII–XIX веках в пользовании крестьян Антоновки находилось «145 десятин ябло­невых садов. Большую роль в хозяйстве играло са­доводство. Кроме выращивания яблок, антоновцы занимались производством коробов для них».
В 50-х годах ХIX века в селе существовала при­стань. Она имела небольшой грузопоток, в основ­ном с неё вывозилась продукция антоновских крестьян: алебастр, известь, яблоки.
НА ЧТО ПОЛЮБОВАТЬСЯ:
В самой деревне селфи-любителей привлекают останки деревянной церкви, которая была построе­на в 1842 году на средства прихожан. При советской «жизни» церковь побывала и школой, и медпунктом, и клубом. Из природных красот – гора Шишка. С неё открывается красивый вид на Волгу, сады. Она прекрасна в любое время года. Как и Антоновские овраги – ландшафтный памятник природы, располо­женный на правом крутом склоне долины Волги.
Татьяна Вафина
Фото: Алёна Кутыркина, Александр Гайнутдинов

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: