Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Азимовская мечеть в Казани

Азимовская мечеть в Казани

Поднявшиcь над городом на 51 метр, минарет этой мечети восхитил современников своей утонченной роскошью. На безликой окраине, вблизи рабочих хибар и мыловаренных заводов, храм смотрелся круче Эйфелевой башни на Елисейских полях, благо построен был всего на год позже парижской достопримечательности – в 1890 году…

01 августа 2022

Отдадим должное безвестному архитектору. Проектируя мечеть, он добился невозможного: смог совместить европейскую сдержанность с восточной изысканностью, дерзкую фантазию с суровыми канонами. Может быть, помогло само намоленное место: здесь воздавали хвалу Создателю задолго до того, как устремилась к небу стрела каменного минарета. Или вдохновила личность купца, представителя известной татарской фамилии, взявшегося построить мечеть за свой счет?
СВЕТ ИСТИНЫ НА РАБОЧЕЙ ОКРАИНЕ
Шигабутдин Марджани в своих исторических трудах сообщал: первый мусульманский приход появился здесь еще в 1810 году. Как раз в это время юго-западная часть Казани (район деревни Плетени) стала стремительно разрастаться: ее обживали работники с мыловаренных заводов купцов Апанаевых, КитаПоднявшиcь над городом на 51 метр, минарет этой мечети восхитил современников своей утонченной роскошью. На безликой окраине, вблизи рабочих хибар и мыловаренных заводов, храм смотрелся круче Эйфелевой башни на Елисейских полях, благо построен был всего на год позже парижской достопримечательности – в 1890 году… евых, Юнусовых. Первая мечеть, построенная на деньги хаджи Габдельмазита Абубакирова, одноэтажная, деревянная, была даже без минарета. Простояла она четыре десятилетия и была более чем скромной: на пятничные и праздничные намазы прихожанам приходилось отправляться в мечеть «Иске Таш».
В начале пятидесятых на месте прежней выросла новая мечеть, тоже деревянная, уже с минаретом. Построил ее глава татарской городской Ратуши Мустафа Азимов, чье состояние современники оценивали в два миллиона рублей. Один из самых богатых и авторитетных татарских купцов денег на богоугодное дело не пожалел, но скоро и в стенах этой мечети стало тесно. Новое просторное здание, тоже деревянное, в 60‑е годы 19 века построил уже старший сын Азимова – Муртаза.
Именно Муртазе, купцу первой гильдии, владельцу двух китаечных* фабрик, предстоит спустя три десятилетия подарить городу каменный храм, который станет украшением Казани.
Untitled-1
ГРАЦИЯ В КАМНЕ
Стройный минарет, украшенный ажурной белокаменной резьбой, с изящным круговым балконом для муэдзина. Идеальные по пропорциям два молельных зала, сдержанно-торжественные внутри, но с изысканно оформленными фасадами. Узоры по камню «сельджукская цепь», витражи, стрельчатые арки, узорчатые полукружия, венчающие оконные проемы… Наконец, «печати Сулеймана» – шестиконечники-гексаграммы на стенах. При всем многообразии восточных элементов, использованных в оформлении, Азимовская мечеть получилась удивительно грациозной, воздушной.
Вся эта красота обошлась купцу первой гильдии Муртазе Азимову в 14000 рублей – по тем временам огромные деньги. На строительство понадобилось четыре года. Начало было положено 18 марта 1887 г., когда Казанское губернское правление получило ходатайство мусульманского заводского прихода «о построении новой каменной мечети вместо существующей деревянной, пришедшей в совершенную ветхость, а также подписку купца Муртазы Мустафича Азимова о согласии постройки на свой счет».
Деревянная мечеть, возможно, не была такой уж и ветхой. Говорят, еще до разрешения на новое строительство, купец ее разобрал и перевез в деревню Чита Лаишевского уезда (ныне Пестречинский район). Другое дело, что в приходе на то время уже проживали 444 мусульманина, 283 мусульманки – прежнее культовое сооружение снова оказалось мало.
Так или иначе, а в 1890 году с минарета новой каменной мечети прозвучал первый азан.
ВОПРЕКИ КРАСНОМУ ТЕРРОРУ
Первоначально красавица-мечеть официально именовалась Заводской: большую часть прихода составляли рабочие-мыловары. Но в истории закрепилось другое название – Азимовская, что справедливо. Не только потому, что была построена на деньги купца. Муртаза Азимов снискал уважение махалли тем, что помогал благоустраивать рабочие кварталы, щедро жертвовал на благие дела. Сам он не дожил до открытия храма. Но поддерживать фамильный приход продолжили дети.
После Октябрьской революции и наступления эпохи разгульного атеизма Азимовскую мечеть ждала та же участь, что и другие храмы страны. Имамов, как и благотворителей репрессировали. Правда, мечеть еще долгое время действовала: вел проповеди, обучал детей основам ислама на свой страх и риск ее бывший муэдзин Мухаметгали Сабитов.
Закрыли храм постановлением ЦИК Татреспублики в конце 1930‑х годов. Но, похоже, даже большевики понимали, насколько он красив. Разрушить минарет у них не поднялась рука. Что, впрочем, не помешало использовать молельные залы по своему усмотрению. В разное время здесь были общежитие, школа киномехаников…
В 1989 году Азимовскую мечеть вернули верующим, три года спустя памятник федерального значения отреставрировали. Жаль только, что одна из красивейших мечетей страны находится в стороне от основных туристических маршрутов: она стоит того, чтобы побывать здесь хотя бы однажды.
Адрес: ул. Фаткуллина, 15. 
Фото: Аскар Сабиров
*Ткацкая фабрика по выпуску хлопчатобумажной ткани

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: