Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Бурнаевская мечеть в Казани

Бурнаевская мечеть в Казани

Восьмигранный минарет из красного камня, украшенный вязью узора, даёт простор для фантазии. Одним представляются дворцы из «Тысячи и одной ночи», другим – соборы Византии, третьим – храмы Средней Азии.

09 сентября 2022

Правы, видимо, все. Специалисты утверждают: Бурнаевская мечеть построена в стиле эклектики, где архитектору удалось совместить мотивы татарской, русской и восточно-мусульманской архитектуры. А ещё минарет мечети в чём‑то напоминает храмы Хорезма и Хивы IХ‑ХIII веков. Возраст у него, по сравнению со среднеазиатскими архитектурными шедеврами, понятно, детский, но всё познаётся в сравнении. Бурнаевская мечеть из всех казанских третья по возрасту – вслед за Марджани и Апанаевской.
бурна6
МИНАРЕТ ЧЕРЕЗ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА
Рождением своим, как и названием, мечеть обязана купцу первой гильдии Мухамметсадыку Бурнаеву, торговцу пушниной, владельцу мыловаренного завода. Бурнаев, человек с безупречной репутацией, был известен не только своим богатством, но и благотворительностью, общественной деятельностью: двадцать семь лет подряд избирался гласным городской Думы. Весной 1872 года Мухаммметсадык Курбангалеевич обратился в Казанскую городскую Думу с просьбой «о покупке пустопорожней городской земли в квартале между Большой Мещанской и Екатерининской улицами с целью строительства на ней каменной соборной мечети». Власти просьбу уважили, продав участок за 137 рублей. Деньги по тем временам приличные, но только не для Бурнаева, чью недвижимость современники оценивали в 500 тысяч рублей. Мечеть, красное кирпичное здание в строгом стиле, построили по проекту известного в ту пору казанского архитектора Петра Романова в том же 1872 году. Минарет на его фоне – настоящий архитектурный шедевр, с множеством вычурных элементов-украшений. Такая разница объяснима. Минарет появился много позже, его пристроили к зданию спустя двадцать три года после того, как в стенах мечети прозвучала первая молитва. Автором проекта выступил уже другой архитектор – Фёдор Малиновский. Отметим, что у всех прежних казанских мечетей минарет расположен иначе – он как бы вырастает из середины молельного зала.
бурна7
ИМАМЫ ХОРОШИЕ И РАЗНЫЕ
Бурнаевская мечеть стала третьей соборной мечетью Казани – это был третий по счёту магометанский приход в городе. Возник он ещё до появления каменного храма – на этом месте ранее стояла деревянная мечеть, сгоревшая при пожаре. Мечеть не испытывала недостатка в средствах: Бурнаев был щедрым попечителем, здесь служили известные мусульманские учёные и педагоги.
Однако были в истории прихода и неприятные страницы. Известный богослов Салахутдин Исхаков* , которого Бурнаев пригласил на должность настоятеля по его же просьбе, получив в подарок от купца жилой дом и хорошее денежное содержание, через несколько месяцев бросил махаллю и перешёл в более престижную вторую соборную мечеть. После этого в течение 16 лет Бурнаевская махалля оставалась без собственного имама.
А одной из самых авторитетных в городе Бурнаевская махалля стала благодаря деятельности имама Шакира Кулеева. Хазрат строго следил за соблюдением норм шариата в кварталах прихода, его уроки в мектебе пользовались популярностью: шакирды приезжали из разных уголков Казанской губернии. Кулеев был имам-хатибом вплоть до революции 1917 года.
Ещё одна личность, которая вписана в историю Бурнаевской мечети, – казанский купец Абдрахим Залюшев. В 1899 году он пожертвовал храму большой каменный дом с лавкой. Доход от имущества шёл на содержание мечети, финансовую поддержку духовенства и мектеба.
бурна4
табл
НА РУБЕЖЕ ЭПОХ
Однажды третья соборная мечеть едва не стала первой и единственной в Казани. В тридцатые годы, когда большинство казанских мечетей были закрыты, многие минареты обезглавлены, а молельные залы превращены большевиками в склады и клубы, Бурнаевская всё ещё продолжала действовать. Тут в головах ответственных партийцев и совработников созрел план сделать её главным и единственным мусульманским храмом в городе, закрыв мечеть Марджани.
В то смутное время имамом в Бурнаевской служил сын старого хазрата Мухамедфарук Кулеев. Этого представителя молодого поколения мусульманского духовенства отличали образованность и высокие нравственные качества. В эпоху воинствующего атеизма он оставался верен прихожанам, выполняя свой долг духовного наставника и проповедника. По-видимому, Кулеев был и неплохим дипломатом, умудряясь не сильно раздражать власть. Отсюда и появившийся шанс сохранить действующую мечеть.
Но идея, которую власти обсуждали долго и всерьёз, не была реализована. В 1939 году решением ЦИК Татреспублики Бурнаевскую мечеть закрыли. Снести минарет большевики не решились – он сохранился до наших дней в первозданном виде. Вернули мечеть верующим 55 лет спустя, в 1994 году.
Адрес: Казань, Старо-Татарская слобода, ул. Ахтямова, 7. 
Фото: Аскар Сабиров
* Впоследствии станет учителем и наставником Галимджана Баруди.

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: