Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Эволюция начинается с ДНК*

Эволюция начинается с ДНК*

Цепочка непрерывных знаний. Чем порадует школьника система дополнительного образования

18 сентября 2020

Представьте себе: сельская школа на границе Татарстана и Удмуртии. Во дворе стоит передвижная лаборатория. В ней шестиклассники в очках дополненной реальности проектируют агрегат для автоматической уборки свёклы – в виртуальной реальности…
Примерно так будут проходить занятия в мобиль­ных технопарках «Кванториум». Около 340 автомо­билей с современной образовательной «начинкой» совсем скоро отправятся в небольшие города, сёла и деревни Татарстана. Это один из трёх проектов до­полнительного образования для школьников, старт которых в республике был анонсирован в июле.
Проекты реализуются в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» нацпроекта «Об­разование». Их финансирование (из федерального и республиканского бюджетов) составит более 370 млн рублей. Глобальная цель (если ориентиро­ваться на определение цели всего нацпроекта) – «формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориен­тацию всех обучающихся». «Татарстан» попробовал разобраться, насколько форма проектов соответ­ствует содержанию.
ВСЁ ЛУЧШЕЕ – ДЕТЯМ!
Наиболее масштабным (если судить по охвату школьников и объёму финансирования) станет Республиканский центр выявления и поддержки одарённых детей и молодёжи по модели Образо­вательного центра «Сириус». Он создан в Казани при сотрудничестве АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0» и Республиканского олимпиадного центра. «Сириус» – это федеральный образовательный центр, базирующийся в Сочи. Здесь для ребят, демонстрирующих выдающиеся успехи в науке, спорте, искусстве и литературном творчестве, проходят профильные смены, которые проводят эксперты в этих областях. Одна из задач «Сириуса» – обеспечить взаимодействие одарён­ного ребёнка и его потенциального работодателя.
457292965
Аналогичный центр появился теперь и в Татар­стане. Он действует с 1 сентября на базе оздоро­вительно-образовательного комплекса «Дуслык»
Республиканского олимпиадного центра. Как уточ­нил исполнительный директор «Университета талантов» Айдар Акмалов, 1‑го числа каждого месяца будет стартовать профильная программа продолжительностью две или три недели. На год запланировано 12 программ по трём направлени­ям: наука, искусство и спорт. В одну смену Респу­бликанский центр может принять до 140 человек. Для ребят участие в проекте бесплатное. Проезд, проживание и шестиразовое питание центр берёт на себя. На его базе будут действовать 18 научно-ис­следовательских лабораторий, учебных кабинетов и площадок по направлениям науки, искусства и спорта. На приобретение оборудования для цен­тра выделено порядка 340 млн рублей.
456272247
– В татарстанском центре создан уникальный парк оборудования для проведения занятий по ро­бототехнике, работе в виртуальной реальности, дополненной реальности, синтезу новых лекар­ственных препаратов, разработке новых материа­лов, симуляции технологических процессов, борьбе с загрязнением окружающей среды, – рассказал доктор химических наук, ведущий научный со­трудник Казанского (Приволжского) федерального университета, председатель жюри республиканской олимпиады по химии, член экспертного совета Республиканского центра Игорь Седов. – По осна­щённости центр не уступает некоторым универ­ситетам. Участники смен будут взаимодействовать с представителями вузов и работать над научными задачами. Такая реальная вовлечённость в научную деятельность позволит удержать талантливых ребят в Татарстане.
Как сообщают организаторы, проект рассчитан на «мотивированных, имеющих достижения школь­ников от 10 до 17 лет из всех муниципальных обра­зований Республики Татарстан». Критерии отбора в программы дорабатываются, подать заявку можно в специальном разделе на портале «Университета талантов» utalents.ru.
sPvTBKzToSU
ПЕРСПЕКТИВА С ДОСТАВКОЙ
У мобильного «Кванториума», о котором мы рас­сказывали вначале, задача несколько иная. Он дол­жен решить проблему доступности дополнитель­ного образования для детей в удалённых районах, развить у школьников интерес к науке и технике и, как следствие, повысить престиж технических профессий. Уже в 2020 году «технопарк на колёсах» посетит Агрызский, Актанышский, Сармановский, Заинский, Мензелинский и Менделеевский районы Татарстана.
Внутри мобильного «Кванториума» находится комплекс для проведения опытов, моделирования и конструирования, включающий аппаратуру для работы в дополненной и виртуальной реаль­ности, 3D-принтеры, лазерный гравёр, сборочную и паяльную зону. Таким образом, прямо на базе школ и мобильного технопарка ребята (ученики 5–11-х классов) смогут посетить занятия по следу­ющим направлениям: VR/IT, «ГЕО/АЭРО», «РОБО/ Промдизайн», Hi-Tech. Длительность обучения на одной базе – не менее 12 календарных дней. Образовательная программа по каждому направ­лению составляет 36 часов.
«Кванториум» в Набережных Челнах активно поддерживает ПАО «КАМАЗ». Таким образом ком­пания имеет возможность взращивать и отбирать лучшие кадры для своих производств.
 
tThW1xEwkUU
Внутри мобильного «Кванториума» находится комплекс для проведения опытов, моделирования и конструирования, включающий аппаратуру для работы в дополненной и виртуальной реальности, 3D-принтеры, лазерный гравёр, сборочную и паяльную зону.
 
– Мобильный «Кванториум» может быть по­лезен также организациям профессионального и высшего образования. Мы уже сотруднича­ем с Набережночелнинским институтом КФУ и Камским государственным автомеханическим техникумом (КГАМТ). Они будут проводить ма­стер-классы по профориентации, – объясняет директор детского технопарка «Кванториум» в Набережных Челнах Юлия Фукина. – А наша работа со школами не только сделает доступным дополнительное образование по передовым техно­логическим направлениям, но и поможет ребятам из сельской местности принять участие в крупных региональных, всероссийских и международных мероприятиях.
ЦЕПОЧКА НЕПРЕРЫВНЫХ ЗНАНИЙ
Третья образовательная «премьера» 1 сентя­бря состоялась в Елабуге. Здесь открылся первый в Татарстане Дом научной коллаборации (ДНК) при Елабужском институте Казанского федераль­ного университета. ДНК – центр дополнительного образования для детей от 5 до 18 лет. Постоянно в течение года здесь будут бесплатно заниматься 400 школьников, а около 1500 ребят за год при­мут участие в проектных олимпиадах, хакатонах, конкурсах, акциях, мастер-классах. Для учеников 5–9-х классов открывается «Детский университет» с направлениями «Шахматная азбука» (5-й класс), «Робототехника» (6-й класс), «3D-моделирование и инженерная графика» (7-й класс), «Промышлен­ный дизайн: скетчинг и моделирование» (8-й класс). Старшеклассников будут принимать на программы «Малой академии»: «Основы мехатроники и микро­электроники» (10-й класс), «Разработка приложений в «1С Предприятие 8» (10–11-й класс).
– ДНК даст возможность ребятам развивать востребованные компетенции на новейшем обо­рудовании. Вести занятия будут преподаватели университета, которым помогут талантливые ма­гистранты и студенты – будущие учителя. Школы смогут проводить на базе ДНК уроки физики, хи­мии, биологии, – говорит директор Елабужского института КФУ Елена Мерзон. – Проект объединяет школьное и вузовское образование, делая его не­прерывным. В нашем информационно-цифровом веке такое планомерное и целостное обучение очень ценно.
ПРОТОТИП НАЧИНАЕТСЯ С ЛЕГО
Все эти проекты – нечто беспрецедентное. Таких возможностей для поиска себя, развития и профес­сионального становления у татарстанских ребят ещё не было. Однако некоторые вопросы к иници­ативам в рамках проекта «Успех каждого ребёнка» всё‑таки возникают. Например, не слишком ли за­вышен уровень подготовки, необходимый ребёнку для того, чтобы стать участником программ? Так, для обучения в Республиканском центре «Уни­верситета талантов», например, нужно пройти определённый отбор, который проводит экспертное сообщество из руководителей вузов республики
и специалистов по работе с одарённой молодёжью. Правда, ребятам даётся второй шанс: те, кто не выдержит конкурс, смогут самостоятельно пройти программы дистанционно, а затем подать заявку ещё раз. Программа Дома научной коллаборации также предполагает изучение нетрадиционных для школьной программы направлений. Насколько эти предметы действительно необходимы? Спра­вятся ли со всем этим будущие слушатели?
 
WhatsApp Image 2020-04-20 at 10.14.17
WhatsApp Image 2020-04-20 at 10.14.16
ДНК – центр дополнительного образования для детей от 5 до 18 лет.
 
– Сегодня много говорится про автоматизацию производственных процессов. На крупных предпри­ятиях она осуществляется с помощью мехатронных средств. При этом в плане разработки и создания оборудования для этой сферы мы сильно отстаём от мирового уровня. Поэтому было решено вклю­чить мехатронику в программу занятий, – отвечает декан факультета математики и естественных наук Елабужского института КФУ и преподаватель мехатроники в ДНК Загир Латипов. – На самом деле ничего сверхъестественного в этом предмете нет. Сегодня у многих детей есть программи­руемые лего-роботы. По сути, это тоже основы мехатроники. Мы будем изучать основы микро­электроники, работать с разными материалами, буквально резать и пилить, совмещать это всё с механикой и электрикой, конструировать про­тотипы и программировать в уже готовой среде. Курс рассчитан на год, заниматься будут ребята 9–11-х классов. Чтобы начать заниматься, нужно всего лишь немного любопытства и желание на­учиться создавать.
В ПОИСКАХ СРЕДЫ
Проект ДНК охватит 400 школьников в год. Проект «Университета талантов» – 5% учащихся Татарстана в год. Даже с учётом того, что состав участников программ будет варьироваться (их можно пройти не более двух раз), количество ребят, охваченных этими программами, не так велико. Что же делать остальным? Тут на помощь могут прийти проект JuniorSkills, участником которого можно стать с 12 лет, профориентационная плат­форма «Билет в будущее», позволяющая каждому ребёнку начиная с 6-го класса заняться поиском своего профессионального призвания, и другие проекты.
Ещё один вопрос, который возникает при изу­чении паспорта проекта «Успех каждого ребён­ка», – это его преимущественно технологическая направленность. И Дом научной коллаборации, и «Кванториум» дают в первую очередь знания в сферах, касающихся производства, промышлен­ности, техники. А как же быть с гуманитарными предметами и творчеством?
– Если у ребёнка творческие наклонности, то до­полнительное образование безумно важно. Клас­сическое образование не формирует творческое мышление, не учит любить процесс, а не резуль­тат. Дети, которые получают опыт развития себя только в рамках школьного образования, очень сложно раскрываются в творчестве. А, например, креативность – это решение в первую очередь нестандартных задач. Творческого человека фор­мирует среда – единомышленники, наставники, сотрудничество. И она может отличаться от систе­мы классического образования и социума в шко­ле, – убеждена Гузелия Махмутова, организатор частного образовательного проекта «Архидети».
Правда, оплачивать занятия, особенно если в семье несколько детей, могут себе позволить далеко не все родители. Но и в этом случае есть возможность найти кружок по душе. В республике функционирует множество секций и клубов, дей­ствующих на бюджетной основе. Причём доступны они не только детям в Казани, Набережных Чел­нах, Альметьевске и других городах, но и в менее крупных населённых пунктах.
456283398
ОБМАНЧИВАЯ ЛЁГКОСТЬ ПОБЕД
Получается, на вопрос о том, где ребёнку получить дополнительное образование, которое поможет ему выйти на ровную и широкую дорогу профессионального (и личностного) успеха, Татарстан даёт множество разных ответов, из которых можно выбирать. Вопрос, когда. Ведь все проекты допобразования предполагают дополнительные занятия. При том что их целевая аудитория – школьники с 5-го по 11-й классы – каждый день посещают по 6–7 уроков и потом должны делать домашние задания. А старшеклассники ещё и готовятся к ЕГЭ.
– На мой взгляд, это вопрос мотивации и желания. Конечно, со­вмещать несколько разных направлений дополнительных занятий, особенно в старших классах, очень сложно. В итоге приходится выбирать что‑то одно. Что именно? Я бы ориентировалась на ком­петенции будущего, – говорит основательница проекта «Архидети».
По мнению аналитиков Всемирного экономического форума, это умение решать сложные задачи, развивать критическое мышление, креативность, эмоциональный интеллект, когнитивную гибкость, навыки управления людьми, взаимодействия, быстрого принятия решений, клиентоориентированности, умение вести переговоры.
– Требования к сегодняшним подросткам колоссальные. Не все справляются с ними. При этом следует понимать, что профориен­тационные и образовательные проекты сегодня в первую очередь конкурируют с влиянием блогеров, ютьюберов, тиктокеров и других медийных персонажей. Да, можно вложить большие средства в со­здание материальной и педагогической базы для развития талан­тов, навыков и знаний. Но будет ли это эффективно, если, выбирая между долгой и кропотливой работой над своим профессиональным становлением и почти мгновенной славой и лёгким заработком, подросток выберет второе? – вопрошает Гузелия Махмутова. – По­этому если мы обсуждаем то, как государство может помочь детям найти свое место в профессиональной и социальной средах, то мне бы хотелось, чтобы в профориентационные и другие проекты была включена психологическая поддержка и защита ребят. Такая служба сопровождения, которая не даст подростку потеряться в сегодняшнем бушующем мире и потерять самого себя.
 
* ДНК – Дом научной коллаборации при Елабужском институте КФУ.
 
Фото: vk.com/kvantorium116, пресс-служба Елабужского института КФУ, Медиалаборатория Университета Талантов
 
Ксения Сёмина

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: