Экспорт. Как по маслу?
Испить горячего чайку с лакомствами татарстанского производства любят не только в нашей республике, но и, например, в Китае. Мучные сладкие кондитерские изделия – лишь малая часть того, что Татарстан может дать миру. Но хочет ли?
11 июля 2022
ТАТАРСТАН ОТ ЛАТВИИ ДО АЛЖИРА
– Татарстанские лакомства в Казахстане известны и популярны. В казахстанских супермаркетах представлен и наш традиционный чак-чак, и продукция «Акульчев», соусы и майонезы Mr.Ricco и «Махеев», напитки «Татспиртпрома» и «Булгар Пиво», подсолнечные масла VIVID, виноградные напитки «ЭМИЗ». Здесь есть спрос и на колбасную, и даже на хлебобулочную продукцию из Татарстана, – говорит полномочный представитель РТ в Казахстане Денис Валеев.
Свою аграрную продукцию Татарстан экспортирует в 54 страны мира. Как отмечает агентство «Агроэкспорт», наши ключевые партнёры в этом направлении – Турция, Казахстан, Латвия, Беларусь, Узбекистан, Германия, Польша, Алжир*.
На первом месте по объёму продаж – подсолнечное, хлопковое и сафлоровое масло, которое покупают Турция, Казахстан и Алжир. В 2021 году Татарстан отгрузил этой продукции на $203,3 млн. На втором (почти $50 млн) – майонез и другие соусы, приобретённые Казахстаном, Беларусью и Узбекистаном. На третьем – жмыхи (почти на $20 млн), отгруженные в Латвию, Беларусь и Азербайджан. В топ‑10 самых популярных товаров, экспортируемых из Татарстана, также входят рапсовое и горчичное масло, ячмень, шоколад, сахар, кукуруза, масличные семена, джемы и мармелады. Примерно 60–80% экспортируемой продукции выращено и произведено в самом Татарстане.
Эксперты «Агроэкспорта» отмечают, что в 2020/2021 году наиболее активно рос экспорт мучных кондитерских изделий (тот же «Акульчев»), но в целом Татарстан специализируется на внешней торговле масложировой продукцией.
По данным Министерства сельского хозяйства Татарстана на 2021 год, за счёт собственного производства республика обеспечивает себя на 195% мясом птицы, на 176% – сахарным песком, на 154% – молоком, на 149% – куриным яйцом, на 111% – мукой, на 109% – картофелем. Перепроизводство можно экспортировать. Но есть нюансы.
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ГАМБИТ
– Всем обращающимся к нам предпринимателям мы объясняем специфику рынка нашей братской республики. На фоне большого логистического плеча продукция наших предприятий сталкивается и с активной конкуренцией других мировых производителей, – говорит Денис Валеев.
Растущие логистические расходы наших производителей, а также международная конкуренция тормозят рост республиканского экспорта сельхозпродукции, продуктов питания. В июне республиканское Министерство сельского хозяйства и продовольствия сообщило, что при урожайности более 5 млн тонн и внутреннем потреблении 3,5 млн тонн около 1 млн тонн зерновых можно отправить на экспорт.
Отметим, что конкурировать по экспорту зерна Татарстану приходится не только с зарубежными производителями, но и с отечественными, например с Ростовской областью, в последние годы экспортирующей порядка 10 млн тонн зерна за сезон. Ростовская область в полтора раза превосходит Татарстан по площади посевов, а благодаря южному расположению примерно в два раза выигрывает по урожайности и по себестоимости, так как посевы меньше нуждаются в удобрениях и дополнительных стимулирующих рост мероприятиях, чем в Татарстане – зоне рискованного земледелия.
Но ёмкость внешнего рынка зерна в предыдущие годы достигала 30–40 млн тонн, так что места на нём, в теории, хватит всем. Однако, как отмечают в Минсельхозе РТ, препятствием к реализации республиканского зерна за рубежом могут стать введение тарифных квот в странах-потребителях и усложнение логистических цепочек.
– Раньше машина от Чистополя до Польши стоила 1,5 тыс. евро, сейчас – 4,5 тыс. евро. Транспортные услуги подорожали из‑за того, что российские и белорусские машины сейчас не могут заезжать на территорию Европы и на границе товар перегружается в европейские машины. Повышение экспортных цен не особенно спасает ситуацию из‑за курса евро, – говорит Якуп Давлетшин, директор ООО «КАМА АГРО +». Компания занимается экспортом зерна, масличными семенами. За последние 12 месяцев она отгрузила около 3 тыс. тонн продукции, преимущественно в Польшу. – В последние два‑три года производители зерна хорошо работали с экспортом, многие расширили посевы, приобрели новую технику. Но сегодня, с учётом ситуации и действующих в России пошлин на экспорт зерна, они рискуют почти ничего не заработать. Необходима системная поддержка, иначе аграрии перейдут на выращивание других, более прибыльных культур.
ВРЕМЯ АЛЬТЕРНАТИВ
Поставщики популярных в Европе российских растительных масел и масличных культур тоже оказались в непростой ситуации.
– Мы экспортируем зерно горчицы, золотого и коричневого льна, масличной редьки и других культур в Польшу, Германию, Голландию, Италию, Венгрию, Белоруссию, Казахстан, Монголию преимущественно автотранспортом. Примерно 50% продукции произведено в Татарстане. В 2020 году отгрузили 5 тыс. тонн, в 2021-м – 6 тыс., выручка достигла €6 млн. Планировали в ближайшее время выйти на 10 тыс., но сейчас наши поставки сократились в 5‑6 раз, – говорит Ильдар Саляхов, директор ООО «АГРО-РОСТ ЭКСПОРТ».
– Мы хорошо торговали в Европе, но сейчас столкнулись с теми же проблемами, что и остальные, – говорит Евгений Вернев, директор «ПАРТНЁР ЭКСПОРТ». Его компания только влилась в экспортный бизнес в 2020 году. В 2021 году удалось отгрузить 1 тыс. тонн семян масличных и других культур. – Изучаем другие возможности. Для экспорта в Китай рапсового масла и масличного льна требуется регистрация в местной электронной системе сертификации. Сейчас решаем этот вопрос с Рос‑ сельхознадзором. Турция проявляла большой интерес к семенам конопли, но сейчас туда возможно отправить требуемый объём груза только морским путём. Но постпандемийная нехватка контейнеров всё ещё продолжается. В результате на фоне всего остального цена зерна сильно возрастает. Пока этот вопрос открыт.
– С одной стороны, мы ограничены рос‑ сийскими экспортными квотами на масло‑ жировую продукцию, с другой – тарифными экспортными квотами. В июле они составят около 600 долларов на одну тонну подсолнечного масла. В результате наш внешний рынок очень сильно изменился. Сейчас мы можем торговать только со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), имеющими определённые таможенные условия, в частности с Беларусью, Арменией, Казахстаном, – говорит Павел Корчагин, директор по внешнеэкономической деятельности ООО «Вивид». – Однако мы видим огромное количество возможностей в сегодняшней ситуации. Наш основной экспортный продукт – это подсолнечное масло первого холодного отжима (экстра вирджин). Он пользуется большим спросом, например, в Европе, поэтому в своё время мы получили международные сертификаты качества, что очень помогает нам сегодня. Мы активно работаем, двигаясь к нишам, которые освобождают другие поставщики. Например, Индонезия, самый круп‑ ный производитель пальмового масла в мире, прекратившая поставки этого продукта, составлявшего порядка 35% всего рынка растительного масла.
При этом экспортёры считают, что спрос на продукцию татарстанского АПК сохранится.
– У республики есть многолетние партнёры, и едва ли они смогут найти адекватную замену этим поставкам за два‑три года. Это колоссальная работа. Кроме того, есть различные факторы риска, например засуха, из‑за которой Индия в этом году осталась без экспортного зерна. Африка, Азия, арабские страны – все они нуждаются в поставках, – отмечает Якуп Давлетшин.
– Действительно, интерес к продукции сохраняется, например, в Германии, но это сотрудничество невозможно, так как европейские банки не отправляют платежи в Россию. В Польше некоторые партнёры перешли на оплату в рублях, но основная часть ушла, – говорит Ильдар Саляхов, директор ООО «АГРО-РОСТ ЭКСПОРТ». – Сейчас мы работаем по налаживанию экспорта в другие страны – Турцию, Египет, Китай. Но это небыстрый процесс. Сначала наши образцы должны пройти экспертизу, потом начинаются собственно переговоры. Но экспорт нам необходим, потому что внутреннего спроса и возможностей переработки для нашей продукции не так много.
По словам Павла Корчагина, главные критерии, которым должен удовлетворять потенциальный экспортный товар, – это стабильные качество и возможность оптовой отгрузки. Многие покупатели сегодня готовы на условия, на которые не были готовы раньше, например на 100%-ю предоплату. Но при этом и риски возросли.
– На мой взгляд, развитие регионального экспорта могли бы поддержать дотации наиболее активным в этом плане компаниям, льготные налоговые и кредитные условия. Тогда у республики будет больше возможностей получить и удержать формирующиеся новые рынки. Тем более что спрос на нашу аграрную продукцию есть. Нас, например, не раз просили порекомендовать или дать контакты производителей удобрений, – говорит Корчагин.
КЛЮЧИ ОТ КИТАЯ
Возможным инструментом решения части задач экспортёров может стать большое количество связей Татарстана с потенциальными иностранными партнёрами, в том числе в исламских странах. Республика насчитывает порядка 13 полномочных и торгово-экономических представительств за рубежом.
Раил Фазулзянов, директор ООО «Эмиз», производящего халяльный виноградный напиток, отмечает, что, хотя его компания сейчас занимается развитием продаж на внутреннем рынке, у организации налажен экспорт в Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, есть потенциальные партнёры в ОАЭ, Саудовской Аравии, Катаре. Ведутся переговоры с Китаем.
– В плане вывода продукции на экспорт особенных проблем нет. Есть федеральные проекты. Например, Российский экспортный центр компенсирует до 80% затрат на логистику. Есть возмещение НДС. В самом Татарстане действуют программы, которых нет ни в одном другом регионе. Татарстанский Фонд поддержки предпринимательства безвозмездно сопровождает заключение первого экспортного контракта. Мы регулярно участвуем в российских и международных выставках. Фонд, Агентство инвестиционного развития и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Татарстана берут на себя расходы по организации стенда, участию в переговорах с сетями. Это экономит нам несколько сот тысяч рублей на каждом мероприятии, – говорит Фазулзянов.
– Рынок Объединённых Арабских Эмиратов большой, для экспорта есть целевая аудитория. Но с ней надо работать. Компания, желающая зайти в ОАЭ, должна быть готова проводить маркетинговые исследования, возможно открывать здесь свой филиал или представительство, кропотливо наращивать коммуникации. Я готов оказать любую консультативную помощь в этом направлении, – говорит Тимур Хайрутдинов, торговоэкономический представитель Республики Татарстан в Дубае.
Сотрудники Полномочного представительства Республики Татарстан в Республике Казахстан также готовы помогать экспортёрам в формировании их торговой стратегии. По запросу они фотографируют и высылают цены на продукцию на полках казахстанских магазинов, аналогичную продукции татарстанских поставщиков.
– Татарстанским компаниям необходимо донести свою продукцию до казахстанского рынка с сохранением конкурентоспособной цены при больших логистических и складских расходах. Мы работаем с казахстанскими партнёрами, рассматривая сотрудничество с крупными торгово-логистическими центрами, – говорит Денис Валеев. – При этом в сотрудничестве с Казахстаном мы должны рассматривать не только взаимную торговлю, но и варианты совместного создания продукции для выхода на Азию и Европу. Ведь Казахстан – это удобная площадка для размещения производств в особых экономических зонах на границе с Китайской Народной Республикой для агрессивного выхода на её обширный рынок.
Олеся Бондаревская
Фото: Султан Исхаков, tatar-inform.ru
Добавить комментарий