Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Загадка Нижней Руси. Почему там все говорят на трёх языках?

Загадка Нижней Руси. Почему там все говорят на трёх языках?

День России «Татарстан» решил отметить в российской глубинке.

13 июня 2019

Нижняя Русь: рәхим итегез1 или гажаса öтиськом2!
img_9529
День России «Татарстан» решил отметить в российской глубинке. И нашёл в своей татарстанской глубинке именно такую – Нижняя Русь именуется та глубинка.
1-4
Деревня с чисто русским назва­нием находится в Кукморском районе – сказала нам карта. И вот мы на месте. Нас встречают оду­ряющий запах сирени и красивая новая школа, утопающая в сире­невом цвету. Туда и направляемся. «Добро пожаловать!» – говорит нам школа и дублирует вышесказанное на татарском – «Рәхим итегез!» и на удмуртском – «Гажаса ӧтись­ком!». Вот она, оказывается, ка­кая – Нижняя Русь!
 
ДЕРЕВНЯ ПОЛИГЛОТОВ
– Удмурты наши по три языка знают, – просветила нас в сельсо­вете секретарь Ольга Васильевна Петухова. – Удмуртский, татарский и русский. У нас ведь тут наполо­вину татарская и наполовину уд­муртская деревня, – поясняет она, отвлекаясь по работе на телефон­ные разговоры и отвечая в трубку то по-татарски бойко, то по-удмуртски певуче.
– А татары?
– А татары знают русский и татар­ский. – По-удмуртски не все умеют.
– А русские?
– Русских у нас всего двое: одна учительница и ещё одна женщи­на – замуж сюда за удмурта вы­шла. Учительница только два года работает, а вторая женщина уже удмуртский выучила.
– Просто деревня полиглотов! – восхищаемся, ибо сами, к стыду своему, таким количеством рос­сийских языков овладеть не в со­стоянии.
– Ольга у нас всё знает! – улыба­ется Ринат Шамеев, глава Нижне­русского поселения. – К Венере апа их отведи, – командует он. – Она всё расскажет про наше село. Или к Рузале апа. Она 1936 года рожде­ния, старожил села.
1-4
ТАТАРСКАЯ ВЕРСИЯ
Мы отправляемся по указанным адресам, но дома застаём только Рузалю апа.
– Почему татарского корреспон­дента не прислали мне? – сокру­шается бабушка. – По-русски я ведь не могу рассказать. Только по-татарски…
– Переведу, – успокаивает её удмуртка Ольга Петухова. И пе­реводит как заправский перевод­чик: – Изначально поселилась на этом месте семья удмуртов, а уж потом татары пришли. А называет­ся так село, потому что по-татарски Түбән Урыс – это речка так раньше называлась. Түбән – нижний. Ниж­няя Русь звучит по-русски. Вот так и получилось.
1-11
УДМУРТСКИЕ ПОДРОБНОСТИ
За удмуртскими подробностями об истории села мы отправились к Виталию Николаевичу Егоро­ву – бывшему учителю истории и директору местной школы. Отпра­виться-то отправились, да зайти побоялись – «Осторожно! Злая со­бака!» приколочена на доме мно­гообещающая табличка. Пошли в обход, огородами – там средь грядок его и застали.
1-5
– Когда-то я даже брошюру издал по истории всех наших окрестных сёл, – обрадовал нас Виталий Ни­колаевич. – Сейчас поищу.
И нашёл. Открыл. Вспомнил, как трудился над этой книжицей, ра­ботая в школе…
– Вы только надолго его не от­влекайте, ему работать надо на огороде! – предупредила нас жена Виталия Николаевича.
– Строгая? – испугались мы.
– Тоже учительница бывшая, – улыбнулась Ольга.
Виталий Николаевич с удоволь­ствием зашелестел страницами, зачитывая нам отрывки, коммен­тируя их своими воспоминаниями и предупреждая, что всё нужно перепроверять, много чего ново­го могло открыться за последние годы.
1-6
ЯЗЫЧЕСКИЕ ИДОЛЫ И ЧЁРНЫЙ ТАТАРИН
– «По рассказам старожилов, де­ревня Нижняя Русь образовалась на месте старой мельницы. Там жили язычники. По неизвестным причинам они покинули эти ме­ста…» – читает он и, прищурив­шись, вспоминает: – А я вот ещё помню: маленьким был – у мно­гих на задах идолы стояли, и нам, детям, запрещалось туда ходить. Считалось, страшное место. Там молитвы читали и жертвоприно­шения делали… Так, дальше что у нас? – И он опять погружается в чтение: – «Затем на этом месте обосновалась одна удмуртская се­мья. Это было примерно 350–340 лет тому назад. Основным заня­тием было земледелие. У удмурта было два сына Мэрсэлим и Мэс­лим. Один был очень здоровый и сильный, а другой – худой и болез­ненный. Во времена Петра I одного сына, здорового, должны были за­брать в армию на 25 лет». – Раньше на столько забирали, – комменти­рует прочитанное Виталий Нико­лаевич. – «Чтобы не идти в армию, он принял христианскую веру. Вот отсюда и берёт начало деревня Нижняя Русь. Половина жителей деревни были христианской веры, половина – языческой». Вначале деревню называли Уряс Учи – от названия речки. Сейчас ту речку в Ушман переименовали зачем-то… Но вы всё уточните! – напутствует он. – Это ж только легенда.
– А татары как в Нижнюю Русь попали?
– Про татар у Венеры апа спро­сите, она этим занималась. Я от­ветствен только за удмуртскую часть, – смеётся Виталий Николае­вич. – Но слышал такое: в чисто уд­муртской деревне поселился щъод бигер – чёрный татарин. Семью завёл. От того чёрного татарина и пошла татарская часть населения Нижней Руси.
ПЕРЕПЕЧИ ИЛИ ПЕРЕМЯЧИ?
Пока мы беседовали с бывшим директором школы, о нашем де­санте уже всё село узнало. По до­роге Ольге то на русском, то на удмуртском предлагали помощь: сходите в школьный музей, позво­ните Харису, спросите у Венеры апа…
Ольга улыбалась, благодарила и рассказывала о том, как дружно все они в Нижней Руси живут:
– На Пасху у нас удмурты яйца красят, татар угощают. Татары бэ­лиш пекут, нас угощают. Мы пере­печи печём… Или перемячи? Я уж запуталась, как по-татарски, а как по-нашему – перепечи-перемячи… А! Ладно! Это ватрушки такие с грибами или с картошкой. Очень вкусные!
 
1-8
– Удмурты наши по три языка знают, – просветила нас в сельсовете Ольга Петухова.
 
1-10
– Ольга у нас всё знает! – улыбается Ринат Шамеев, глава Нижнерусского поселения.
 
1-9
– Почему татарского корреспондента не прислали мне? – сокрушается Рузаля апа.
 
1-7
- Я ответствен только за удмуртскую часть, – смеётся Виталий Николаевич.
 
 
КАК ДОБРАТЬСЯ:
Путь до Нижней Руси, конечно, не близкий – 115 километров на восток от Казани, 20 киломе­тров на юг от Кукмора. Можно и через Вятские Поляны добраться – 24 км.
 
 
КАК РАЗОБРАТЬСЯ:
 
Говорят, раньше в Новой Руси проживало больше татар. Потом больше удмуртов. Потом опять больше первых, меньше вторых. И так до нынешнего времени. В общем, смешанный со­став населения, который во времена Казанской губернии в «Ревизских сказках и переписных книгах Вятского края» 1744–1748 гг. называли «государственные ясашные вотяки». Вот как хо­тите, так и разбирайтесь.
 
 
ЧЕМ ПОЛЮБОВАТЬСЯ:
 
Нижняя Русь – деревня очень красивая: хоть по центральной улице пройдись, хоть выйди за околи­цу! Горы, речка, луга, перелески… Между чёрно-бе­лыми берёзками гуляют берёзовые коровы и берё­зовые коты: порода у них такая – нижнерусская.
 
 
 
 
 
1 Рәхим итегез! – Добро пожаловать! (Перевод с татарского).
2 Гажаса ӧтиськом! – Добро пожаловать! (Перевод с удмуртского).

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: