Ташкирмень: там, где жил хан
Жаркое лето солнечного Татарстана позволяет находить всё новые и новые места для купания. В поисках очередного местечка натыкаемся на табличку, стоящую на крутом берегу МёшиКамы: «На сём месте стояла деревянная церковь Воскресения Христова, построенная в 1906 году. В 1957 году село Мысы и церковь были затоплены Куйбышевским водохранилищем».
05 сентября 2022
КАМЕННАЯ КРЕПОСТЬ
В затопленные деревеньки нырять как‑то жутковатенько. Мало ли кто там под толщей воды за ногу схватит… А вот рядом – вполне себе наземная и жилая деревня. Может, не всю её затопило в 1957-м?
– Всю, всю! – «успокаивает» местная жительница, Екатерина Павловна. – Жителей – кого в Чирпы переселили, кого к нам. А наше село Ташкирмень называется. Это очень старое село, со времён Казанского ханства. Здесь было древнее городище – вон там, за мостом, на холме, где сейчас Макаровка. Так и переводится: «таш» – камень, «кирмень» – крепость.
– Там хан жил. Раньше, говорят, Ханкирмень наше селение называлось – «Каменное ханство» переводится, ну или «ханская крепость». Сейчас мы на месте этого городища Троицу проводим, – уточняет Галина Григорьевна Ануфриева.
«На сём месте стояла деревянная церковь Воскресения Христова, построенная в 1906 году. В 1957 году село Мысы и церковь были затоплены Куйбышевским водохранилищем».
СМОРОДИНОВЫЕ САДЫ
Во двор выходит мама Екатерины Павловны – Мария Абрамовна Киселёва. – Раньше, в девичестве, я Кузнецова была, – представляется она. – Это потом Киселёва стала. Наш дом – Кузнецовых – стоял там, где рыббаза была… Тут у нас и колхоз был «Красный путь», и совхоз «Комсомольский», потом он стал «Мёшинский». Было и садовое общество «Мёша» – яблони, вишни росли, смородиновые сады… Полно всего. Всё сажали, растили, получали зарплаты, пенсии, сейчас ничего этого нет – дожили! Все в Казань ездят зарабатывать. Да гостевые дома открывают. В Макаровке их полно на берегу. И у нас вон один открыли.
Мария Абрамовна Киселёва (в девичестве Кузнецова) с дочкой Екатериной.
КЛУБ ЗАКРЫТ, ЗАТО ЦЕРКОВЬ РАБОТАЕТ
Галина Григорьевна Ануфриева настроена более оптимистично:
– У нас тут утиная ферма есть. Народу много работает. Все местные. Кто‑то в Казани работает, кто‑то – на жиркомбинате. От Лаишевского рыбзавода работает Ташкирменьский рыбный участок. Школа есть, огороды у всех есть – всё, что надо для жизни, есть. Клуб есть, но он закрыт, завклубом недавно уволилась.
Церковь зато работает. У нас тут и кряшены живут, и татары, и русские – всё есть. Церковь в Ташкирмени хороша – новая, красивая, действующая. Вот и сейчас в ней действо какое‑то намечается, похожее на крестины.
Новенькая табличка на новеньком храме гласит, что «Сей храм был построен в честь Гурия Афанасьевского в 1895–1912 гг. по проекту архитектора Малиновского Ф. Н.».
Считается, что жители Ташкирмени были обращены в православие ещё при первом Казанском архиепископе Гурие. В писцовой книге Казанского уезда 1602–1603 годов жители села упомянуты как «новокряшены».
СОЧНЫЕ ОСТРОВА
– А какие у нас острова тут были! – вспоминает Екатерина Павловна. – У каждого острова своё имя: Чулпаново, Агайбашево, Мансурово, Кабачище. Там люди жили. В Мансурово ещё мама на крестины ездила. Потом людей переселили сюда. Эти острова мне жалко – там косили траву на сено для скотины. Очень сочная была трава. Косить ездили на моторной лодке – мама сама моторкой управляла. Сейчас ей 84 года, она ещё помнит барский сад, рассказывала нам про него…
Почти у каждого дома «припаркованы» лодки. Ташкирмень – деревня активных рыбаков. Если хорошо попросите, они с радостью возьмут вас на рыбалку. А если поселитесь на выходные в гостевом доме, то эта рыбалка обойдётся вам в кругленькую сумму. Зато гарантированно вернётесь с уловом.
БАРСКИЙ САД
– Я маленькая была, – продолжает историю про барский сад Мария Абрамовна. – Мы помогали взрослым поливать арбузы, капусту, огурцы… Воду на коромысле таскали. Потом мне 14 годов исполнилось, устроилась я на работу свинаркой, потом телятницей, потом дояркой. 20 коров было у меня, руками тогда доили, аппаратов не было. А после работы крючком вязали кружевные занавесочки, полотенца вышивали нитками мулине на приданое, за калошами в Казань ездили, хлеб из Казани два раза в неделю привозили сюда. Тогда ничего в магазинах не было, а нитки мулине были. А сейчас всё есть, а нам уж ничего, кроме лекарств, и не надо.
«У ВАСИЛИЯ»
Побеседовав с ташкирменцами, узнаём много чего интересного из истории этих мест и местного народа. В магазинчике «У Василия» рассказывают, что кряшен, населяющих Ташкирмень, можно узнать по определённому говору – не русскому, не татарскому и даже не кряшенскому.
Всё потому, что произошли ташкирменцы от золотоордынских казаков – ногаев-кипчаков, которые пришли в эти края ещё в начале XIV века для охраны северных владений империи. И, мол, всё это подтверждено археологами, которые по найденным здесь предметам считают ташкирменцев «остатками местного дотатарского населения, возможно, угро-финнов или балтов по происхождению, ассимилированных ногаями». А про самобытный говор, отличающийся от других кряшенских говоров, мы ещё и в «Вопросах происхождения тюркоязычных народов Среднего Поволжья» прочли, в книге М. Глухова «Tatarica. Энциклопедия».
КУПАТЬСЯ ЗАПРЕЩЕНО!
В купальный сезон умеющих читать и желающих купаться всегда умиляет табличка «Купаться запрещено!», которую для того, чтобы обезопасить себя от нежелательных последствий на воде, приколачивают на неокультуренных пляжах специальные люди по велению ответственных за безопасность на водах чиновников. Но то на пляжах. А когда подобная табличка приколочена на столбе посреди села, где в радиусе трёх километров не видно никакой реки, тут уж задумываешься о самобытных нравах потомков ногаев-кипчаков, описанных в той же «Tatarica. Энциклопедии».
КАК ДОБРАТЬСЯ:
Выезжаем из Казани в сторону Борового Матюшино. Далее либо через Песчаные Ковали, либо через Столбище едем в сторону Атабаево. Указатель на Ташкирмень ожидает вас через 70 километров. Ещё километра три влево – и вы в Ташкирмени.
ГДЕ ПРОГУЛЯТЬСЯ:
По Ташкирмени можно гулять не нагуляться – красиво тут, глаз не оторвать. В августе особенно: за заборами цветут золотые шары, яблони в садах усыпаны яблоками, почти у каждого дома «припаркованы» лодки. Ташкирмень – деревня активных рыбаков. Если хорошо попросите, они с радостью возьмут вас на рыбалку. А если поселитесь на выходные в гостевом доме, то эта рыбалка обойдётся вам в кругленькую сумму. Зато гарантированно вернётесь с уловом.
ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ:
В гостевых домах со всеми удобствами. В Ташкирмени и в соседней Макаровке (ещё в 1781 году в «Ведомости о наместничестве Казанском» Ташкирмень и Макаровка даны как одно селение), которые разделяет только узкий мостик через речку, этот бизнес поставлен на широкую ногу. К услугам гостей и купание, и рыбалка, и охота, и местная рыба всех сортов. Особенно хороши, говорят, камские судаки!
НА ЧТО ПОЛЮБОВАТЬСЯ:
Два места достойны тут особого любования. Природное: Камско-Мёшинские просторы – именно здесь Мёша впадает в Каму и вид этот великолепен! И рукотворное: церковь святителя Гурия Казанского. В советский период она была закрыта, в 1999-м освящена в честь Всех Казанских Святых; в 2000-х отреставрирована на средства благотворителя Дашина и сегодня является памятником культовой архитектуры в псевдорусском стиле. Начиналась же история этой церкви с деятельности миссионерской школы.
ЧЕМУ УДИВИТЬСЯ:
Количеству археологических памятников, которые найдены в разное время в окрестностях села:
– Ташкирменьские стоянки I, II и VIII веков (маклашеевский этап приказанской культуры),
– Ташкирменьские стоянки III, IV и VII веков (приказанская культура),
– Ташкирменьская стоянка V века (период неолита, приказанской культуры),
– Ташкирменьские селища I, II, III, V и VI веков (именьковская культура),
– Ташкирменьское селище IV века и могильник (именьковская культура, общебулгарский памятник),
– Ташкирменьское городище I века и могильники (общебулгарский памятник, именьковская культура, древнемордовский памятник),
– Ташкирменьское городище II века («Бишек-Тау», именьковская культура),
– Ташкирменьский могильник (именьковская культура, древнемордовский памятник),
– Ташкирменьский клад (булгарский памятник золотоордынского времени),
– Ташкирменьские находки I и II века (бронза),
– Ташкирменьские находки III века (ананьинская, азелинская, именьковская культуры и, вероятно, общебулгарские памятники).
Татьяна Вафина
Фото: Александр Гайнутдинов
Добавить комментарий