Деревня-загадка: почему Уську называли родиной непокорных
Когда то здесь, на реке Зай, поселился рыбак со своей семьёй, звали его Учкэ. Так и была основана деревня...
20 марта 2019
ИМЕНИ РЫБАКА
На мартовских улицах Уськи почти пустынно. Лишь бодрым шагом вдоль да по безлюдной улице шагают дама с тяжёлыми сумками и мужчина на костылях. Увидев нас, пара останавливается и с интересом разглядывает заезжих гостей. Знают, что мимо не пройдём.
Роза Шарифуллина «татарстанскому» интересу к своей деревне обрадовалась и, поставив на снег сумки, из которых тут же повыглядывали на свет треугольники тканей в весёлый цветочек, поведала такую историю:
– Когда‑то здесь, на реке Зай, поселился рыбак со своей семьёй, звали его Учкэ. Так и была основана деревня, – рассказывает Роза. – Так и имя своё получила. По-татарски Уська так звучит.
Похоже, рыбачить в этом месте начали очень давно – впервые об Уське упоминается в 1678 году. В середине XIX века здесь прошла вторая волна христианизации, говорится в «Татарской энциклопедии».
– Кого покрестили, а кого и не смогли, – говорит Роза. – Самые несговорчивые остались жить на окраине деревни или покинули родные места. Тогда, чтобы закрепить за жителями статус кряшенов, и сменили название на Малые Аты. А в соседних Больших Атах на тот момент уж и церковь для прихожан обеих деревень построили...
ОТМЕНА ПЕРЕИМЕНОВАНИЯ
Переименовывать сёла и деревни в России любили всегда, особенно в советские времена. Но только особо неугомонным и неравнодушным к судьбе своей родины удалось вернуть своему месту жительства исконные названия. К таким счастливчикам можно отнести и Уську.
– Про наше село даже книга есть, я её читала, поэтому всё и знаю, – поясняет Роза.
Мужчина на костылях кивает – видимо, он тоже читал.
«Историю моей деревни – историю моего народа» написал Ульфат Миннеханов, бывший директор 7‑й нижнекамской школы. Уроженец Малых Атов настоял на возращении селу исторического названия, и в 1997 году Уська вновь появилась на географических картах. Переименование было связано также с тем, что насильственно крещёные уськовчане, в большинстве своём, снова приняли веру предков.
КЛАДБИЩЕНСКИЙ КЛАД
За давностью лет и не разгадать, как переводится слово Учкэ. А вот его вольная интерпретация на русский язык очень нравится хозяевам местных кошек. Поэтому в Уське кошек зовут Муськами, и они охотно откликаются на распространённое средь усатых-полосатых имечко громким мурлыканьем.
Из-за исторических перипетий со сменой веры в Уське образовалось аж три кладбища. Кряшенское и мусульманское расположены по разные стороны дороги. Третье – языческое, иногда напоминает о себе неожиданными находками. Была такая история… Некто Ахат Файзуллин, купивший в 30‑е годы дом за три участка от кладбища, нашёл в своём подполе кувшин.
«Неужели клад!» – обрадовался новоиспечённый хозяин. Но вслед за глиняной черепушкой показалась… человеческая. Установили тогда, что рост захороненного не меньше двух метров. А традиции, по которым он погребён, похожи на языческие марийские и чувашские. Так что, не смотря на то, что деревня нынче татарская, тот самый первый рыбак-основатель Учкэ вполне мог быть, например, марийцем.
ПУГАЧЁВСКИМИ ТРОПАМИ
Жители Уськи уверены, что через их деревню проезжал Емельян Пугачёв и местные бунтари с радостью пополнили ряды самозванца. За воспоминаниями очевидцев Пугачёвского бунта спустя 60 лет отправился в поволжское путешествие Пушкин.
Откуда такие сведения? Да всё из той же книги Ульфата Миннеханова. Автор пишет о том, как были найдены упоминания о Пушкинской дороге – старом большом тракте, который проходил в этих местах, а в советские времена был перекопан и заброшен.
Плавное течение уськовской истории прерывает скрип калитки – к беседе присоединяется настоящий старичок-боровичок из дома напротив. Тахиржану Ситдикову скоро исполнится 90 лет, он кивает и улыбается в ответ на все вопросы.
– Плохо слышит, – объясняет нам Роза, пытаясь докричаться до бабая и объяснить ему цель визита «Татарстана» в Уську. – Он труженик тыла, здесь работал механиком в автопарке. Раньше ведь у нас в деревне всё как у людей было: большая ферма, коровник. Тогда там всё село работало, а в начале 2000‑х ферму разобрали, поля забросили, скот увезли, теперь ни одного рабочего места нет, – вздыхает Роза, заботливо поправляя бабаю шапку перед фотосессией. – В последнее время строиться у нас стали, – женщина машет рукой в сторону улицы Молодёжной, вдоль которой выстроились коттеджи-новостройки. – Ведь у нас тут и газ, и свет, и вода – всё проведено. Только молодых на Молодёжной мало – ни школы у нас, ни садика, ни клуба. Живут в основном пенсионеры – оставляют детям квартиры в городе, а сами сюда перебираются. Как мы с мужем. Живём в доме покойного отца моего. Он у меня известным борцом был! Ладно, пойдём мы, а то простудимся. После бани мы, у сестры в гостях были, парились.
В окошко то ли нам, то ли не нам машет рукой бабушка, ради которой лет семьдесят назад Тахиржан бабай остался жить в Уське, навсегда покинув родной Заинский район. Уська хранит много подобных романтических историй, ведь считается, что здесь проживали самые красивые девушки Нижнекамского района.
Тахиржану Ситдикову скоро исполнится 90 лет, он кивает и улыбается в ответ на все вопросы.
КАПИТАНСКИЕ ДОЧКИ
На этой романтической, почти весенней ноте над Уськой начинают сгущаться вполне себе зимние тучи. Похоже, скоро начнётся метель, такая же, как в «Капитанской дочке» при первой встрече Гринёва с Пугачевым. И, как тогда, дорожный подскажет помещику верный путь, которым, возможно, окажется та самая Пушкинская дорога… Мы же, чтобы не сбиться с пути, поскорее отправились современными асфальтированными тропами домой – нагостились, пора и честь знать.
КАК ДОБРАТЬСЯ:
От Казани до Уськи 214 километров. Ехать нужно в сторону Нижнекамска, мимо Чистополя и Камских Полян. Поворачивать на указателе «Каенлы», а в самом посёлке – направо. После деревни Туба сразу начинаются улицы Уськи. Если ехать от Нижнекамска, то до Уськи всего 30 километров.
ЧТО ПОСМОТРЕТЬ:
Советуем непременно прогуляться по самой старой улице в селе – улице Тукая. Тут сохранились старенькие разноцветные избушки с резными наличниками – самый живописный пример татарстанского деревянного зодчества. Именно под ними притаились языческие захоронения, а возможно, и Пугачёвский клад – об этом нам намурчала Муська, а уськовские кошки никогда не врут.
Добавить комментарий