Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
ДЖАДИДИЗМ. ПУТЬ ОБНОВЛЕНИЯ

ДЖАДИДИЗМ. ПУТЬ ОБНОВЛЕНИЯ

В конце XIX века среди мусульман Российской империи зародилось и получило развитие общественно-политическое и интеллектуальное движение за обновление исламской культуры и общества – джадидизм.

14 мая 2022

Большинство исследователей утверждают: наиболее целостное воплощение идеи джадидизма находят в деятельности и трудах Исмаил-бей Гаспринского и связаны с начатой им реформой системы образования. Действительно, основой идейно-интеллектуальной трансформации в мусульманском сообществе страны в ту пору стало именно образование. Это была единственно возможная форма духовного обновления и воспроизводства интеллектуального потенциала общества.
МЕДРЕСЕ – ЦЕНТРЫ РЕФОРМ
До революции 1905–1907 годов у мусульман не было иных реально существующих структур, кроме системы образования. Поэтому главной целью реформы стало не только внедрение новых образовательных технологий, но и подготовка нового поколения мусульман, способного активно участвовать в обновлении общества. Не случайно татарская национальная буржуазия, заинтересованная в модернизации общественно-политической жизни России, взялась финансировать новометодные учебные заведения через систему попечителей в мусульманских общинах, благотворительных организаций и фондов.
Реализация идей джадидизма начинается именно с создания новометодных медресе. Первое такое учебное заведение Исмаил Гаспринский организовал в 1884 году в Бахчисарае. Джадидизм, включавший новую методику преподавания, привёл к созданию целого ряда учебных заведений, которые традиционно назывались медресе, но главный упор в них делался на изучение светских дисциплин.
ЧАСТНАЯ ИНИЦИАТИВА КАК ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА
Понятно, что в условиях запрета в Российской империи национальных светских школ джадидистские медресе по своему статусу могли быть только конфессиональными. Соответственно, и богословским дисциплинам в них уделялось значительное место. Практически в каждом медресе в виде основных предметов преподавались Коран, хадисы, история ислама, вероучение, исламское право и др. Новометодные медресе также отличали введение звукового метода обучения, применение школьного оборудования, введение классно-урочной системы и т.д.
В рамках системы образования джадиды предлагали преподавание и освоение широкого спектра естественных и гуманитарных дисциплин, которые они объединили под общим понятием «интеллектуальные науки». Большое значение придавалось изучению истории.
Создание новометодных школ было полностью частной инициативой самих мусульман и не имело поддержки со стороны государства. Основными очагами джадидизма в Центральной России стали медресе «Мухаммадия», «Апанаевское» в Казани, «Усмания» в Уфе, «Хусаиния» в Оренбурге, «Буби» в Сарапульском уезде Вятской губернии, «Расулия» в Троицке.
ОТ КОРАНА ДО ИСТОРИИ ФРАНЦУЗСКИХ РЕВОЛЮЦИЙ
Преподавательский корпус джадидистских медресе, помимо выпускников российских мусульманских учебных заведений, состоял и из выпускников зарубежных образовательных центров. В каирском университете Аль-Азхар учились основоположник медресе «Галия» З. Камали, преподаватель медресе «Мухаммадия» К. Сайфутдинов, преподаватель медресе «Хусаиния» С. Галимов, известные общественные и религиозные деятели З. Кадыри, Г. Баттал, М. Бигиев, И. Камалов и др. Ю. Акчура, выпускник Сорбонны, в медресе «Мухаммадия» читал курсы всеобщей истории, географии и истории французских революций.
После революции 1905–1907 годов важнейшей трибуной распространения идей джадидизма стали средства массовой информации. Периодическая печать джадидистского направления была представлена большим количеством газет и журналов, которые издавались прежде всего выпускниками новометодных медресе, что сделало эти издания национальной прессы логическим продолжением джадидистских реформ.
МОДЕРНИЗАЦИЯ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В первом десятилетии XX века джадидизм стал переходить в политическое русло, постепенно выходя за рамки просветительской направленности, усиливая расслоение внутри интеллектуальной элиты. Внутри тюрко-мусульманской джадидистской интеллигенции существовали три течения с различными вариантами модернизации мусульманского общества.
Консервативное крыло (И. Гаспринский, Г. Ибрагимов) выступало за сплочение мусульманских народов, подъём их культурного уровня, либерализацию управления духовными делами мусульман и школьную реформу. Их политические действия ограничивались обращениями, петициями к верховной власти, созывом мусульманских съездов, ставивших религиозно-культурные вопросы.
Мусульманский либерализм был представлен тюркоязычной интеллигенцией преимущественно с европейским образованием (А. Ахтямов, С. Джантюрин, С. Максютов, Ш. Сыртланов, К. Тевкелев и др.), политической целью которой было создание культурно-национальной автономии для российских мусульман. Представители этого направления были основными организаторами партии «Иттифак аль-муслимин» («Союз мусульман»), мусульманской фракции Государственной думы.
К левому крылу джадидизма относилась национально-демократическая интеллигенция, политические взгляды которой формировались в годы Первой мировой войны, революции 1917 года и Гражданской войны (И. Алкин, А. Валидов, Г. Г. Ибрагимов и др.). Они выдвигали идею федерализации России.
ПОПЫТКИ КОНСОЛИДАЦИИ
Несмотря на определённые разногласия, прогрессивное крыло российских мусульман предпринимало попытки идейно-политической консолидации. В августе 1905 года состоялся первый съезд мусульман России. Председательствовал Исмаил-бей Гаспринский, чьи идеи об объединении всех тюрок-мусульман России в одну организацию для успешной защиты своих интересов получили полную поддержку съезда. Было принято решение о создании партии «Иттифак аль-муслимин».
Программа партии провозглашала прежде всего объединение российских мусульман в рамках единого движения. В вопросах государственного устройства партия выступала за конституционную парламентскую монархию с однопалатной системой народного представительства, а также за предоставление женщинам избирательных прав. Также было принято решение об участии в выборах в Государственную думу. Избранными оказались 36 представителей мусульман, во II Думе мусульман представляли 34 депутата, а в III Думе – 10. Думская деятельность дала возможность публично выразить своё отношение к национальной и конфессиональной политике правительства, защищать интересы мусульман в сфере образования и культуры.
В ПОИСКЕ ФОРМУЛЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Пик политической активности российских джадидов приходится на 1917 год, когда прошли съезды мусульманского духовенства, учителей, военных. Значимым событием стал Всеобщий всероссийский мусульманский съезд, собравший в мае 1917 года в Москве 770 делегатов из всех регионов России. В работе съезда принимали участие практически все видные политические лидеры российских мусульман: Муса Бигиев, Заки Валиди, Гаяз Исхаки, Шакир Мухамедьяров, Гумер Терегулов, Галимардан Тобчибашев, Убайдулла Ходжа, Ахмед Цаликов.
Основной задачей съезда стал поиск формулы самоопределения мусульманских народов. Одни делегаты считали приемлемой территориальную форму, по которой самоуправление нации должно было быть локализовано на определённой территории. Другие выступали за национально-культурную автономию, которая представлялась им эффективной формой противодействия национальному размежеванию единой уммы мусульман России. В итоге съезд принял компромиссное решение, признав, что «формой государственного устройства, наиболее отвечающей интересам мусульманских народов, является народная федеративная республика, основанная на территориальных автономиях; для народов, не имеющих своих территорий, – национально-культурная автономия».
Представители джадидизма принимали самое активное участие и в политических акциях по воссозданию государственности мусульманских народов. Так, в Казани 22 июля 1917 года состоялся Всеобщий мусульманский съезд, который провозгласил «Национально-культурную автономию тюрко‑татар Внутренней России и Сибири». Были проведены выборы в Национальное собрание автономии, председателем которого стал Садри Максуди. Провозглашение штата Идел‑Урал было назначено на 1 марта 1918 года. В декабре 1917 года состоялось обсуждение проекта конституции штата, параллельно шла работа по согласованию его территориальных границ. Но органы советской власти не допустили создания национальных государственных образований, которые отказывались признавать новую власть и социалистическую идеологию. В апреле 1918 года деятельность этой организации была запрещена.
Рафик Мухаметшин, ректор Российского исламского института
Фото медресе "Мухаммадия" с сайта ДУМ РТ

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: