Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
На чай к Шишкину - как побывать в гостях у великого живописца

На чай к Шишкину - как побывать в гостях у великого живописца

Елабуга: два дня в городе

26 мая 2021

Возле музейного особняка даёт концерт продавец сувениров: выводит на курае русскую мелодию. Инструмент родом из глубокой древности, украшен татарским орнаментом и сделан… из куска полипропиленовой трубы. Где такое возможно? Мы в Елабуге!
DSC02222
Если вы намерены совершить путешествие во вре­мени, вам сюда. Этот город парадоксов для люби­телей старины просто клад. На елабужских улицах Казанской, Набережной, Большой Покровской – сон­но-счастливое царство уездного города XIX века. Холёные купеческие особняки, доходные дома, тор­говые ряды – совсем не тронутые временем. Чудные вывески – «Хлебец», «Мясная лавка», «ТрактирЪ». И чугунноголовый городовой, по-хозяйски взира­ющий на сохранённое великолепие с высоты своего двухметрового роста…
Точкой отсчёта для своего знакомства с Елабугой я выбрал отель возле исторического городского пар­ка – того, что был заложен ещё в 1856 году по случаю коронации императора Александра II. Самый центр. Но утром следующего дня я проснулся здесь под пе­ние петухов. Скажите, в каком ещё отеле известной международной сети постояльцев по утрам будит не портье, а хвастливое петушиное многоголосие из ближайших дворов?
IMG_0230
День первый, музейный
ИЗ «МУХИ» – СЛОНА
Вывеска «ТрактирЪ» на Казанской улице притяги­вает сильнее магнита. Мудро предположив, что начи­нать общение с городом лучше всего отсюда, смело переступаю порог заведения. Выясняю: с визитом чуть опоздал – лет на триста. Триста лет назад для аппетита мне поднесли бы дармовую рюмочку, сейчас нужно заплатить. Рюмка фирменная, подают её только здесь, называется «муха».
– Пётр Первый, дабы приучить простой люд по­сещать трактиры, повелел наливать первую рюмку бесплатно, за счёт заведения. Хозяева перечить царю не посмели, но рюмку придумали такую, что в неё едва помещалось 10–15 граммов. В народе её окре­стили соответственно – «муха», – просвещает меня Татьяна Сираева, хозяйка барной, простите, трак­тирной стойки, она же заведующая Музеем-театром «ТрактирЪ». – Но это не мешало особо догадливым напиться на халяву – нужно было обойти подряд несколько заведений. Отсюда и пошло выражение «под мухой».
 
DSC02189
IMG_5868
– Пётр Первый, дабы приучить простой люд посещать трактиры, повелел наливать первую рюмку бесплатно, за счёт заведения. Хозяева перечить царю не посмели, но рюмку придумали такую, что в неё едва помещалось 10–15 граммов.
DSC02184
Как вы уже поняли, елабужский трактир – это музей. Но и трактир тоже. Пожалуй, единственное подобное заведение в стране. Пельмени по-екатеринински, блины «Мещанские», печёный картофель, пирожки «Трактирные»… – всё, что есть в меню, приготовлено по стародавним рецептам, всё можно заказать.
А трапезничать вы будете за массивными деревян­ными столами, сидя на кованых стульях. В окружении старинной утвари, разглядывая образцы гарднеров­ского и кузнецовского фарфора. Но самое ценное здесь, конечно, легендарная «муха» – подлинная, не новодел. Её несколько лет назад откопали в му­зейных запасниках и идентифицировали: та самая, трактирная!
Теперь оригинальная «муха» – вот она, занимает почётное место в отдельной витрине под стеклом, в центре музея-трактира – почти как корона Рос­сийской империи в Оружейной палате. Трогательное отношение музейщиков к исторической стопке объ­яснимо. Название несколько лет назад запатентовали, и теперь продавать «муху» сувенирную вправе только елабужане.
Сувенир, к слову, вполне востребованный. А «муха», наполненная микроскопической дозой националь­ного достояния, и вовсе способна творить чудеса. Ор­ганизованная группа туристов из Удмуртии, которую встретили здесь таким вот сюрпризом, на моих глазах преобразилась в тончайших ценителей елабужской старины.
Всё бы хорошо, но такие группы – серьёзные конку­ренты туристов самодеятельных. Помните, в фильме «Дежавю»: «Ну, иностранца-то мы, может, и покор­мим…» Вот и здесь, когда прибывает организованная группа, трактир закрывается на спецобслуживание. Если вы, конечно, не иностранец…
 
DSC02146
Картина Ивана Шишкина «Жатва».
 
 
ВАШУ РУКУ, ИВАН ИВАНОВИЧ!
После трактира сразу потянуло к высокому искус­ству. Благо отсюда, с Казанской, до дома‑музея вели­кого русского живописца рукой подать. Две минуты пешком – и я уже с чувством гоняю чаи на той самой террасе, где сиживал, возвратившись с утреннего пленэра, художник Иван Иванович Шишкин. Жаль, расстояние в полтора века не позволяет почтительно пожать его большую крепкую руку. Что большую – теперь знаю точно. Прижизненный слепок руки Ма­стера, которая писала «Утро в сосновом лесу», «Среди долины ровныя», «Перед грозой» и другие шедевры, увидел только что. Здесь, в елабужском музее.
Чаепитие на террасе (если заранее закажете) – по­жалуй, единственная вольность, которая разрешена в этом доме. Всё‑таки особняк никакой не новодел, строил его ещё отец художника, Иван Васильевич Шишкин, торговец хлебом, купец второй гильдии и городской голова. До нас дом дошёл почти в первозданном виде – в отличие от многих других дворян­ских и купеческих гнёзд, не переживших пострево­люционные годы.
Большая гостиная, где с батюшкой художника общалась, заглянув на часок, его добрая знакомая Надежда Дурова, она же легендарная кавалерист-де­вица. Малая гостиная, где собиралась по вечерам вся семья послушать, как музицирует на фисгар­монии брат художника. Святая святых – кабинет отца с его любимым креслом и охотничьим гор­ном на фоне модного по тем временам гобелена с борзыми… А в столовой на стене – по-прежнему те самые ходики с кукушкой и перепелом, что были привезены когда‑то с Макарьевской ярмарки Иваном Васильевичем. Послушать их «пение», говорят, ког­да‑то собирались чуть ли не со всех концов Елабуги...
Часы готовы и сейчас отсчитывать время, а кукушка с перепелом – давать полуденные концерты. Но по причине почтенного возраста им теперь дозволяют выступать лишь по большим праздникам. Видимо, когда в родовом гнезде собираются потомки Шиш­киных со всего света.
Они, как и я сейчас, оказываются в доме, где обста­новка купеческого быта середины XIX века сохранена или воссоздана до мельчайших деталей с точностью почти математической. Например, комнату самого мэтра пейзажа обставляли в полном соответствии с рисунком «Комната в Елабуге», который он оставил нам на долгую память.
Как дом художника сумел счастливо пережить революционную смуту и смену диктатур, когда жгли и разрушали даже то, что было связано с историей вождей пролетариата (спалённая крестьянами усадь­ба деда Ленина в Кокушкино – наглядный пример)? Возможно, здесь свою роль сыграла народная память и любовь. И не только к великому художнику-зем­ляку, но и к его отцу, который, будучи городским головой, устроил первый в городе водопровод. И конечно, счастливое стечение обстоятельств: вплоть до 1935 года дом принадлежал родствен­никам сестры Шишкина…
А что же шишкинские картины? Всё лучшее, что создано мастером, сегодня хранится в Третья­ковке, Русском музее, в галереях Казани, других крупных городов. Здесь из оригинальных работ маслом – одна из первых, «Жатва».
Но только здесь и больше нигде, выйдя на террасу, вы увидите Шишкинские пруды, переходящие в бес­крайние луга, извилистую Тойму, башню Чёртова городища и где‑то далеко-далеко – Каму. Пейзаж, который вдохновлял будущего большого художника каких‑то 170 лет назад.
Идиллическую картину чуть портят современные детали – факелы нефтехимического гиганта у само­го горизонта. Что делать, время не стоит на месте…
DSC02156
DSC02139
DSC02164
Дом‑музей Ивана Ивановича Шишкина.
 
DSC02245
Город русских купцов возник на месте поселе­ния, которое ты­сячу лет назад ос­новал булгарский князь. Из того вре­мени знаменитая башня Чёртова городища – самая известная елабуж­ская достоприме­чательность.
DSC02051
DSC02075
КУРАЙ И РУССКИЕ НАПЕВЫ
Гали Хакимов, загорелый дочерна продавец суве­ниров, торгует недалеко от дома-музея, прямо возле спуска к Шишкинским прудам. Бизнес скромный, но предприниматель по хватке и предприимчиво­сти прямо наследник елабужских хлеботорговцев! И место самое козырное, и магниты с шишкинскими картинами (сам делает!) у него, утверждает, даже на солнце не выгорают. И сувенирный курай (тоже, между прочим, собственного изготовления) звучит как‑то по-особенному.
– А вы вот послушайте, – предлагает Гали Хакимов, подносит курай к губам и начинает играть что‑то русское народное. – Звук чистый, громкий. А всё почему? Сделан не из дерева, а из водопроводного полипропилена. Самый экологически чистый ма­териал, между прочим…
У туристов, подозреваю, от такого общения куль­турный шок. В городе купцов Стахеевых, Ушковых, Шишкиных звучит татарский курай. А играют на нём русскую мелодию. Ко всему прочему, старинный народный инструмент сделан… из куска водопро­водной трубы.
Но это Елабуга, и что одним кажется парадоксаль­ным, то здесь в порядке вещей.
Город русских купцов возник на месте поселения, которое тысячу лет назад основал булгарский князь. Из того времени дошедшая до нас знаменитая башня Чёртова городища – самая известная елабужская достопримечательность. Говорят, это единственное домонгольское сооружение волжских булгар, сохра­нившееся до наших дней. Между прочим, во многом благодаря Ивану Васильевичу Шишкину, который вместе с другими горожанами в 1867 году поднял башню из руин.
Другой факт. За семнадцать лет до этого в городе случился большой пожар, выгорела почти вся его рус­ская часть. Татарскую огонь не тронул, и её жители приютили у себя в домах всех погорельцев…
Тяга к новизне и экспериментам, похоже, тоже в елабужанах не сегодня проснулась.
 
DSC02059
В городском музее можно сфо­тографироваться с семьёй елабуж­ских купцов.
 
– Елабуга стала десятым городом Российской империи, куда пришло электричество. Случилось это в 1902 году, – рассказывает экскурсовод в Му­зее истории города. – А спроектировал и построил электростанцию инженер Фёдор Стахеев – один из представителей богатейшей династии купцов и промышленников, владевших в России золотыми приисками, заводами, пароходами и державшими в своих руках всю хлеботорговлю на Каме. Ещё один представитель династии, Дмитрий Стахеев, первый стал торговать в стране американскими «Фордами»…
Сегодня «Форды» не нужно везти из‑за границы – их собирают здесь, в Елабуге, вернее в её окрест­ностях – особой экономической зоне «Алабуга». Курай из полипропилена – так, самодеятельность. «Алабуга» же – это сырьё для композитов, автоком­поненты, стекловолокно, десятки других новейших материалов и технологий, это суперсовременные производства – наше будущее.
Сразу появляется желание на всё это посмотреть. Облом: экскурсии туда пока не водят. Тогда Гали Ха­кимов, в дополнение к своим сувенирам бескорыстно снабжающий информацией всех желающих, предла­гаетплан дальнейших действий. Музей-усадьба Надежды Дуровой, Музей уездной медицины,
Дом памяти Марины Цветаевой, наконец, удиви­тельная «Портомойня» – общественная прачечная XIX века, какую тоже можно увидеть только здесь…
И как всё это обойти за день? С другой стороны, старинные улочки просто созданы для велопрогу­лок. Но в туристско-информационном центре огор­чают: пунктов проката велосипедов и самокатов поблизости не имеется. Ещё одно неудобство: му­зеи работают строго до шести вечера. И это летом, в «эпоху коронавируса», когда прочие вечерние развлечения запрещены в принципе?!
Чем заняться после шести? Выход один – на при­роду. Спустившись к Шишкинским прудам, че­рез десять минут оказываюсь на берегу Тоймы. Дальше через мосток – и я по пояс в траве среди бескрайних лугов, благоухающих всеми ароматами лета. Ещё один елабужский парадокс: от центра города до этой глухомани – всего десять минут пешком.
Представляю, как по этим же местам лет 170 назад шагал на этюды с кистями и палитрой в руках юный Ваня Шишкин. Рождается спонтанная идея: а что если второй день на елабужской земле провести в окрестностях города – там, где рожда­лись шишкинские шедевры?
 
Кама_близ_Елабуги_(Шишкин)
Фрагмент картины «Кама близ Елабуги» Ивана Шишкина.
 
День второй, лесной
ВСТРЕТИМСЯ НА ПЛЕНЭРЕ
Курс – на Танаевский лес. Десять минут на машине от центра города – и я уже в окружении величествен­ных сосен. Воздух, пропитанный смолой и хвоей, обостряет воображение. Вот этот милый лесной уголок – чем не пейзаж, увековеченный художником на картине «Опушка леса»? А вот здесь деревья стоят стеной, солнце сквозь них едва пробивается. Может быть, в эту чащобу и забрёл когда‑то Иван Иванович, чтобы сотворить свой шедевр «Утро в сосновом лесу»? Правда, нет бурелома. И резвящихся на по­валенных стволах мишек не наблюдается. Так ведь и Шишкин их не рисовал – по одной из версий, медведей в его картину «внедрили» без спроса…
Размышляя о шишкинских живописных шедеврах, я брожу по сосновому царству и после того, как нахо­жу пятое по счёту место, один в один напоминающее «Опушку...», и седьмое, где в принципе могло родить­ся «Утро...», понимаю безнадёжность своей затеи. Чему удивляться, профессионалы-искусствоведы – и те за столетие не смогли определить, где Шишкин писал некоторые шедевры. Тем более что писал он не только в окрестностях Елабуги, но и на Валааме, Вологодчине, под Санкт-Петербургом, в Карелии и даже Швейцарии…
Однако не всё так безнадёжно: «Кама близ Ела­буги», «Жатва», «Разливы рек, подобные морям», знаменитая «Рожь», наконец… – эти полотна точно рождались здесь, на родине Ивана Шишкина. А в На­циональном парке «Нижняя Кама» (Танаевский лес – его часть) к местам, где писал этюды великий живописец, даже проложены экологические тро­пинки. Ключевой ориентир – офис «Нижней Камы».
Вот он, этот ориентир. Здесь, прямо у входа в чащу, обнаруживаю указатель «Экологический маршрут». У его начала – большой стенд: схема движения и пред­полагаемые места написания шишкинских картин…
К чему карты и схемы, когда лучший путеводи­тель – сами картины? Верно, если вы любуетесь исходной натурой, когда краски на холсте ещё не успели высохнуть. А лет через 130–140 многое вы­глядит совсем иначе... Выйдя на то место, где Шишин рисовал свою «Каму близ Елабуги» (не стану расска­зывать, скольких усилий мне это стоило), убежда­юсь в этом наглядно. Ветхий заборчик, извилистая грунтовая дорога, уходящая вдаль… – многое, из чего Шишкин выстроил передний план, ушло в небытие. Осталась широкая полноводная Кама у горизонта, но сейчас и она много шире, разлилась и поглотила заливные луга и озерца, которые сохранились только на пейзаже. И ещё одно, не самое приятное отли­чие картины сегодняшней от той, что запечатлел художник: там, где у него туманная дымка, сегодня коптят небо заводские трубы…
Поход по лесным шишкинским местам, признаюсь, тот ещё квест. Приятный, но требующий немалых усилий, серьёзной подготовки и времени. Побы­вать за день во всех заповедных уголках – задача в одиночку трудновыполнимая. То, что успел уви­деть за день я, – так, разведка боем. Мудрый совет: отправляйтесь изучать шишкинские места с экс­курсоводом, благо походы организуют сотрудники национального парка.
Кстати, Ринур Бекмансуров, заведующий музеем природы «Нижней Камы», настолько в теме, что даже документальный фильм снял. Чтобы отыскать места, где живописец делал этюды, Ринур изучал его полот­на, письма, природные ландшафты, старинные карты. Так что точку, с которой Шишкин писал знаменитую «Рожь» в окрестностях Лекарева или «Жатву» у села Татарские Челны, Бекмансуров укажет вам безоши­бочно. И ещё про «спорные» пейзажи расскажет – те, что, по одним данным, писались где-нибудь в Под­московье, а по другим – где‑то здесь.
Впрочем, может быть, не так это и важно, где имен­но. В любом случае истоки его творчества здесь, в Елабуге и окрестностях. Здесь, среди родных лесов и полей, он черпал вдохновение. Его живописные пейзажи, равно как и сохранившаяся натура, теперь вдохновляют нас.
– Удивительно, но на каждой опушке, в каждой сосне причудливой формы, игре солнца на стволах деревьев мы угадываем сюжеты шишкинских кар­тин, – утверждает Ринур Бекмансуров. – Шишкин научил нас по-другому смотреть на мир природы. Вы ещё не были в Елабуге? Встретимся на пленэре!
 
Аскар Сабиров
 
Фото автора

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: