Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
ГАЛЕЕВСКАЯ МЕЧЕТЬ В КАЗАНИ

ГАЛЕЕВСКАЯ МЕЧЕТЬ В КАЗАНИ

Пятая соборная мечеть в Старо-Татарской слободе – один из главных мусульманских храмов нашей республики. Памятник татарской культовой архитектуры был построен на стыке XVIII и XIX веков на деньги купца Мусы Мамяша. Но почему же тогда мечеть называют «галеевской»?

04 мая 2022

1798 год. Видный купец-промышленник Муса бин Муслим бин Мамяш возводит в Казани, районе Сенного базара каменный храм. В Старо-татарской слободе он становится пятой по счету мечетью и первым центром притяжения для торговцев-мусульман, в то время активно заселявших юго-восток Забулачья.
ИСТОРИЯ НА ВЕКА
Изящный восьмигранный минарет и формы раннего классицизма, а внутри – два молельных зала. Таким был изначальный облик этой мечети. А ранние ее названия – «мечеть Муса-бая», «Каменная на Тихвинской улице», «Пятая приходская»… С 1882 года архитектура храма постепенно изменялась: сначала купец Уразаев сделал пристрой с южной стороны здания, а в 1897‑м деньги на дальнейшее расширение мечети выделили купцы Галеев и Иманкулов.
Одним из первых имамов этого храма был Сагит бин Ахмед, видный ученый-богослов. Три сына и внук пошли по его стопам. Но самый блистательный период истории мечети был связан с личностью знаменитого религиозного деятеля, просветителя, педагога-реформатора Галимзяна Галеева (Баруди). Закрепившееся в названии храма слово «галеевская» – это и есть дань уважения, а сегодня – памяти этому человеку.
Баруди возглавил Галеевскую мечеть в 1882 году и прослужил в ней вплоть до революции 1917 года. За это время храм стал центром общественно-политической жизни татар Казани. А новометодное медресе «Мухаммадия», созданное Баруди в приходе – крупнейшим медресе России, слава о котором летела далеко за пределы страны.
Галиевская мечеть1_ДУМ РТ
ВЕРА И ПРОГРЕСС
Галиаскар Камал, Наки Исанбет, Хусаин Ямашев, Карим Тинчурин, Салих Сайдашев, Фатих Амирхан – все они были выпускниками «Мухаммадии». За 36 лет его окончило более тысячи студентов. К слову, сначала «Мухаммадия» не отличалась от подобных ему учебных заведений, но Баруди настоял на том, чтобы включить в учебную программу светские науки – математику, географию, природоведение, физику, историю. Шакирды выпускали газеты, а в 1906 году в медресе появился профессиональный театр! Был у медресе и собственный огород и даже сад, в котором зимой студенты любили погонять на коньках. Да, традиции и современность в приходе Галеевской мечети шли рука об руку… С приходом советской власти и мечеть, и медресе прекратили свое существование. В 1930‑е годы храм лишился минарета и южной башни. В его здании была проведена перепланировка, интерьеры были разрушены, утеряны или разграблены. В этих стенах размещалась гостиница, а затем коммунальные службы, и только в 1997 году храм, наконец, был возвращен верующим. Разрушения были значительными, но опытным мастерам практически по крупицам удалось восстановить внешний исторический облик этого архитектурного памятника. А вот интерьеры, к сожалению, восстановить в том виде, в котором они когда‑то существовали, не удалось. Тем не менее, их новый образ также не случаен – он был создан на основе исторических летописей и описей. 22 декабря 2015 года отреставрированная Галеевская мечеть, наконец, распахнула двери для своего первого после реставрации коллективного намаза.
Фото предоставлены ДУМ РТ

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: