Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Иннополис - город счастливых

Иннополис - город счастливых

Где будущее уже стало реальностью

12 августа 2021

Наблюдаю, как беспилотное такси на пешеходном переходе пропускает робота-доставщика. И всё это на фоне шелестящих берёз и голубого неба. Да, я ехала в Иннополис, чтобы написать «архитектурный» репортаж о городе высоких технологий. Но открыла для себя его совсем с иной стороны. В первую очередь это город счастливых людей.
ДЛЯ СПРАВКИ: САМЫЙ МОЛОДОЙ И ПРОГРЕССИВНЫЙ
Иннополис – самый молодой и технологичный город России. Во всех смыслах. Во-первых, это первый и пока единственный город, построенный в нашей стране в нашем веке. Во-вторых, сегодня средний возраст его жителей составляет всего 31 год. Планируется, что в будущем здесь будут проживать 155 тысяч человек. Иннополис был создан специально для ИТ-специалистов, призванных развивать высокотехнологичные проекты. С этой целью была открыта Особая экономическая зона «Иннополис». Подготовкой высококлассных кадров занимается образовательный кластер, в который входят местные школы, лицей и университет.
Впервые идея такого инновационного центра была озвучена Рустамом Миннихановым, Президентом Татарстана, в 2010 году. Закладка камня состоялась в 2012- м, а всего три года спустя – 9 июня 2015-го – был дан официальный старт жизни Иннополиса. Здесь удалось создать уникальную и очень комфортную городскую среду, а местная архитектура лишь подчёркивает: Иннополис – действительно город будущего. Разработкой мастер-плана города руководил Лиу Тай Кер, генеральный планировщик департамента по перепланировке Сингапура. Генпроектировщиком выступил «Казанский Гипронииавиапром», который разработал всю документацию инженерной и социальной инфраструктуры. Строительство основных объектов осуществлялось генподрядной организацией ООО «Производственностроительное объединение «Казань».

ровер
«ДРУГИХ ТАКИХ НЕТ»
– А это что за «кубики» там, наверху… выдаются из стены? – спрашиваю я у своего гида – Анастасии Козырицкой, урбаниста, специалиста по городским проектам Иннополиса.
Честно, не будучи архитектором, мне трудно даже описать увиденное. Здание Университета Иннополис впечатляет, удивляет, заставляет сомневаться, правильно ли ты вообще «расшифровываешь» задумку его создателей.
– Это специальные маленькие комнатки, – без проблем понимает меня Анастасия. – Туда может зайти любой желающий, если ему необходимы тишина и уединение. Например, для того, чтобы провести переговоры по видеоконференц-связи.
Здание, что передо мной, словно изгибается и парит над землёй. Его рельеф живой и динамичный. Глядя на университет снаружи, сложно поверить, что внутри него скрывается совсем иная форма – огромный атриум со множеством переходов и теми – «летящими» – комнатками-кубами. Здесь есть «классические» лекционные залы и классы, в которых вместо привычных парт мягкие пуфики, огромная библиотека на три этажа с винтовой лестницей в самом центре, тоннель, соединяющий единой пешеходной артерией университет с четырьмя кампусами общежития, а в сквере – скамейки с USB-портами, работающими от солнечных батарей.
– Такая современная архитектура – часть общей концепции города, – рассказывает Анастасия. – У каждого здания свой, особый стиль, но все вместе они гармонично сочетаются, создавая неповторимый каркас городской ткани Иннополиса. Оказавшись здесь, человек понимает: таких больше нет – наш город уникален.
Недалеко от университета будет построена необычная гостиница с высокотехнологичным персоналом. Да-да, обслуживать людей в ней будут роботы, которые сами смогут анализировать предпочтения своих клиентов, считывать их эмоции, разговаривать на их родном языке, предлагать еду и напитки. Оборудование гостиницы также будет работать исходя из анализа данных о постояльцах. Предполагается, что одна машина сможет заменить до шести сотрудников. Что говорить, архитектура такого места наверняка будет самой настоящей «гостьей из будущего». Глядя на здание университета, я в этом нисколько не сомневаюсь
Универ1
Здание Университета Иннополис.
Кубики универа
Специальные маленькие комнатки. Например, для того, чтобы провести переговоры по видео-конференц-связи.
Анастасия
Анастасия Козырицкая, урбанист, специалист по городским проектам Иннополиса.
Лобачевский
Новое здание Технопарка имени Н. И. Лобачевского.
беспилотник1
Беспилотное такси.
 
Ещё одна архитектурная доминанта, до которой без труда дохожу пешком, – новое здание Технопарка имени Н. И. Лобачевского. Строительство этого огромного «бумеранга» площадью почти 29 тысяч квадратных метров было завершено в декабре 2020 года. Он рассчитан на 1,5 тысячи рабочих мест. Внутри это пространство-трансформер с гибкой планировкой. Огромные опенспейсы верхних этажей позволяют резидентам создавать офисы под свои запросы, оформлять их, используя собственный стиль и руководствуясь своими предпочтениями в дизайне.
«Лобачевский» – это второй технопарк Иннополиса. Первый, чуть дальше – имени Попова, – пожалуй, самый известный архитектурный проект города. Выполненный в виде высокого кольца, он встречает каждого уже на въезде в Иннополис. Стены с обилием стекла заставляют меня усомниться, комфортно ли там в столь солнечный день. Комфортно. Внутри – природный оазис со своим микроклиматом. Внутренний двор‑сад заполнен теми, кто решил отдохнуть от работы. Само же здание поделено на три «природные» зоны – дерево, камень и трава, что отражается в его дизайне, упрощая и без того удобную систему навигации. Здесь проходят крупные конференции, биеннале, форумы. Но и без них это место в 45 тысяч квадратных метров наполнено жизнью. Арендные площади «Попова» заполнены под завязку. К тому же здесь работают пять коворкингов, где размещаются преимущественно стартапы.
В прошлом году Технопарк имени Попова получил награду престижного международного конкурса в сфере недвижимости European Property Awards, в категории Office Development. Жюри высоко оценило не только архитектурные решения, но и дизайн интерьеров и те инновационные материалы, которые были использованы при строительстве и отделке здания.
Промышленная зона Иннополиса будет стремительно развиваться. На данный момент в городе строят ещё два – таких же футуристических с точки зрения архитектурных решений – технопарка. Предполагается, что там будут размещаться производственные мощности предприятий, работающих в сфере высоких технологий. Да, совсем скоро Иннополис станет городом чистого производства.
«А Я ИДУ, ШАГАЮ…»
Карета подана! Мобильное приложение извещает: заказанное нами такси уже на месте. Оглядываемся – и правда, брендированный автомобильчик ждёт у тротуара. Да, именно так, ждёт нас сама машина, потому что на месте водителя – пустота.
Заднее сиденье оборудовано специальным планшетом. Я нажимаю кнопку «старт», и «беспилотник» трогается с места. Наблюдаю, как «неведомая сила» крутит руль. Слежу за спидометром, подмечая, что «водитель-невидимка» не превышает разрешённую скорость ни на километр, наплевав на возможность заветных «20+», которую мы – люди за рулём – выжимаем по максимуму. Может быть, это одна из причин того, что у него ни одной аварии? При том, что за последние два года «беспилотники» в Иннополисе совершили около 12 тысяч поездок. Время покажет.
К слову, Иннополис с точки зрения дорожного движения очень комфортный. Именно поэтому он и был выбран для тестирования беспилотных такси. Интересная особенность: это город без светофоров. Сегодня все главные развязки здесь выполнены с использованием кругового движения. Считается, что оно более безопасно, по сравнению со стандартными перекрёстками. Факторов несколько: в нём исключены левые повороты, транспортные потоки не пересекаются, и, наконец, въезжая «на круг», при маневрировании водители вынуждены снижать скорость почти на треть.
Справедливости ради отмечу: дороги Иннополиса практически свободны. Всё благодаря популярной сегодня концепции 15-минутного города, когда все объекты социальной инфраструктуры находятся буквально под рукой. Вторая причина – активное внедрение здесь моды на пешеходные прогулки и велосипеды. Инфраструктура и это позволяет.
– В общую градостроительную концепцию города удалось заложить единую взаимосвязанную сеть общественных пространств, – подчёркивает Анастасия Козырицкая. – Например, у нас есть Квантовый бульвар, который соединяет многие важные объекты: жилые дома, детские садики, лицей, технопарки, университет… То есть жители Иннополиса могут добраться из дома на работу, учёбу или просто на прогулку по озеленённым общественным пространствам без машин. Город, в котором комфортно пешеходам, – это современный тренд, и мы стараемся ему следовать.
Впрочем, здесь удобно не только пешеходам и автомобилистам. Велосипедистам в Иннополисе тоже удобно. Вероятность конфликтов между всеми участниками дорожного движения стремится к нулю. Велопешеходные полосы следуют вдоль всех проезжих дорог, пронизывают жилой квартал, соединяют его с общественными пространствами и объектами. На велосипеде комфортно добраться куда угодно и откуда угодно. Но «добраться» – это, как вы понимаете, только часть инфраструктуры. Немаловажно иметь возможность припарковать своего железного друга и быть спокойным за него.
Проходя мимо одного из дворов, замечаю в самом его центре крытую велопарковку. Таким образом здесь решён вопрос с всесезонным хранением «великов» – пусть и на улице, но под крышей им не страшен дождь или снег. Удобные велопарковки здесь почти у каждого крупного объекта – у культурного центра, технопарка, университета… Одна из школ города расположена на небольшом удалении, в берёзовом лесу. Но родителям нет нужды везти своего ребёнка на учёбу – малыши и дети постарше едут туда сами, на велосипедах и самокатах. Быстро, весело, полезно для здоровья. И привычка правильная с самого детства закладывается. И вот уже школьной парковки на 70 мест не хватает – город будет её расширять.
Когда-то, на заре транспортных реформ Казани, в столицу республики приезжал Михаил Блинкин, серьёзный эксперт в области транспортной политики. Он убеждал власти города, что они обречены на жёсткие меры, ведь ежегодно Казань прирастает на десятки тысяч автомобилей. Необходимо выработать у людей «правильное» транспортное поведение, чтобы большинство из них отказались от ежедневных автомобильных поездок на работу, убеждал Блинкин. И приводил в пример город-автоконцерн Мюнхен. Сегодня большая часть его населения, имея по несколько машин в семье, предпочитает добираться до места работы на велосипеде или метро. Именно такая судьба, по заверениям эксперта, уготована Казани. Иннополис сам и с самого начала выбрал для себя такую судьбу.
велопарковки повсюду
Удобные велопарковки здесь почти у каждого крупного объекта – у культурного центра, технопарка, университета…
 
ЗАСТРОЙ-КА!
Вглядываюсь в окна ближайшего балкона – огромный вьюн опутал стены, потолок… «Огурцы!» – догадываюсь я. Похоже, кто‑то развёл небольшой садик. Вот так панорамное остекление не только экономит электроэнергию, делая здешние квартиры очень светлыми, но и вдохновляет на разного рода эксперименты.
Неудивительно, ведь вдохновлять – это изначальная задача архитектуры в Иннополисе. Начиная с изогнутых линий технопарков и необычного футуристического дизайна университета, заканчивая жилой застройкой, каждый дом которой не похож на соседний. Цвета в основном успокаивающие, природные – белый, серый, зелёный, коричневый. Впрочем, яркости в Иннополисе тоже хватает.
– Посмотрите на это! – подводит меня к одному из домов Анастасия. На стене стилобата красуется картина – женщина на фоне необычного пейзажа из природных мотивов и нейронных сетей. – Эта совместная работа известных уличных художников и жителей Иннополиса – результат нашего весеннего воркшопа. Такая творческая активность всем очень понравилась.
В общем, не хватает яркости – добавь! К слову, крыша разрисованного стилобата парковки – не что иное, как двор. Эксплуатируемая кровля – планировочное решение не уникальное, но эффектное. Оно позволяет использовать придомовую территорию по максимуму. И, что немаловажно, полностью обезопасить её от всех рисков, связанных с транспортом. Включая соседские «войны» за свободные парковочные места.
Ещё одна «фишка» концепции местной жилой застройки – практически все нижние этажи адаптированы под нужды коммерческих фирм. Ведь первое, что делает город городом, – это развитая социальная инфраструктура. Как итог такого решения здесь появились маленькие кафешки и рестораны, продуктовые лавки и крупные сетевики, салоны красоты, цветочные и книжные магазины…
– В целом у нас закрыта основная потребность во всех видах товаров и услуг ежедневного спроса, – рассказывает Анастасия. – Но мы ждём появления новых площадей, а следовательно, и новых малых бизнесов, потому что конкуренция способна вывести сервис на новый уровень. А потребитель в Иннополисе действительно очень притязательный.
Кстати, умные в Иннополисе не только планировочные решения, но и сами дома. Некоторые входные зоны оснащены Face ID – сканером объёмно-пространственной формы лица. Он позволяет системе автоматически распознать человека и, соответственно, определить, кому можно открыть дверь, а кому пока не стоит. Второй вариант идентификации жильцов – по отпечатку пальца. И никаких громоздких связок с ключами. «Умные» счётчики в квартирах также призваны упростить жизнь человеку, а «умное» освещение улиц и общественных пространств – администрации города.
Сегодня в Иннополисе проживают порядка 4 тысяч человек. Ещё тысяча составляет так называемую маятниковую миграцию, ежедневно приезжая сюда на работу. Да, пока что предложение жилья в этом городе превышает спрос на него. Так, к 2021 году в Иннополисе было построено 22 многоквартирных дома. Это свыше 1,5 тысячи квартир, но почти все они сдаются в аренду, так как многоэтажные комплексы Иннополиса по сути своей‑жилье муниципальное. Приобрести квартиру или апартаменты пока можно только в двухэтажных таунхаусах. Первая очередь квартала уже сдана – 21 дом жилого комплекса «Зион» вместил в себя 168 квартир.
граффити о котором пишу
Женщина на фоне необычного пейзажа из природных мотивов и нейронных сетей – совместная работа известных граффитистов и жителей Иннополиса.
Жилой массив
Ещё одна «фишка» концепции местной жилой застройки – практически все нижние этажи адаптированы под нужды коммерческих фирм.
парк
– Каждое лето мы выставляем здесь лежаки, чтобы люди могли спокойно позагорать или полежать в тени деревьев. В хорошую погоду парк в этом месте никогда не пустует.
 
Конечно, город будет развиваться. Новый комплексный план застройки предполагает, что здесь появится более 250 тысяч кв. м жилой недвижимости. Это будут как арендные дома средней этажности, так и индивидуальные дома эконом-и комфорт-класса.
СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И… НОУТБУК
Солнце греет, ветер несёт ароматы трав, которые мой хитрый мозг тут же преобразует в запахи моря. «Ах, лето, лето!» – вздыхаю я и вдруг в нескольких метрах от себя замечаю настоящую «пляжную» идиллию. Расстелив на зелёном газоне покрывало, девушка в купальнике стучит пальцами по клавиатуре ноутбука. Как говорит Анастасия, в главном сквере Иннополиса подобная сцена никого удивить уже не может.
– Каждое лето мы выставляем здесь лежаки, чтобы люди могли спокойно позагорать или полежать в тени деревьев, – рассказывает она. – Кто‑то читает, а кто-то, как вы видите, занимается своими творческими, креативными проектами. В хорошую погоду парк в этом месте никогда не пустует. Атмосфера у нас – кайфовая!
В этом городе так много технологий, что основной запрос его жителей – запрос на гармонию. Просто побыть офлайн, получив тактильный контакт с природой, – в Иннополисе, где роботы «разгуливают» по улицам, это приобретает особую актуальность. Соучаствующее проектирование – ещё один урбанистический тренд, которому следует наша республика, – конечно же, на ура был встречен в «городе будущего». Все свои желания иннополисцы озвучили на специальных встречах с архитекторами и урбанистами. Так, у замученных сидячим образом жизни айтишников появились места для спорта, расслабления, активного отдыха с семьёй и с друзьями. И ни одного фонтана, кстати!
Знакомство с главным общественным пространством Иннополиса лично для меня началось с ярмарки. Кабачки, огурцы, помидоры, садовые и лесные ягоды, мёд и варёная кукуруза – на маленьком, но отнюдь не стихийном базарчике со своими дарами природы расположились жители близлежащих деревень. И на это тоже был запрос жителей. Ещё несколько метров – и тренд на естественность продолжает зона барбекю с мангалом и беседкой для застолий. Здесь, под открытым небом, можно играть в шахматы, гулять длинным маршрутом по пешеходным дорожкам, отдыхать на скамейках, «ловить эхо» у необычного арт-объекта в виде солнца… Ну а для тех, кому не хватает движения, в дополнение к огромному спорткомплексу в сквере есть площадка со снарядами, небольшой экстрим-парк и скалодром.
Завершающим акцентом моей прогулки по парку становится культурный центр ArtSpace. Выполненный в «духе современного минимализма», как писали про него мои коллеги, он должен стать местным храмом искусства. Собственно, для этого есть все возможности. На площади более двух тысяч квадратных метров расположились кафе и зал для кинопоказов, танцевальный класс и театральная студия, мастерская с современными инструментами и 3Д-принтером, зал для робототехники и моделирования, большой коворкинг с зоной буккроссинга… Тут есть даже современная студия звукозаписи. И она, говорит Анастасия, не пустует – в городе есть свои музыкальные группы, которые проводят здесь репетиции, записывают дорожки для клипов.
Выхожу на балкон – парк как на ладони. Пока почти безлюдный, но ближе к вечеру он заполнится посетителями, звуками музыки, запахами шашлыка. Да, это главное общественное пространство города, но далеко не единственное. Здесь в них превращают даже… подземные переходы. В одном, соединяющем спортивный комплекс с университетом, неожиданно для себя я попала на выставку картин. Юные художники, ученики лицея Иннополис, рисовали города будущего. Нетрудно догадаться, чем они вдохновлялись.
АРХИТЕКТУРА КАК ПОВОД ЗАДУМАТЬСЯ
На пешеходном переходе наблюдаю, как «беспилотник» галантно пропускает робота-доставщика.
– О, это наша самая любимая картинка. Ещё недавно чуть ли не каждый житель Иннополиса постил её в своём инстаграме! – смеётся Анастасия.
Я поворачиваюсь и встаю на пути у ровера. Он останавливается, «смотрит» на меня как будто обиженно. Но это лишь кажется, на самом деле он сканирует пространство вокруг, оценивая свои возможности. Секунда – и робот, объехав «препятствие», продолжает свой путь.
Для тестирования ровера (как и «беспилотника») Иннополис выбран не случайно. Здесь риски повреждения доставщика минимизированы, зато возможности для выполнения роботом своих задач – наоборот. Развитая инфраструктура магазинов и общепита прямо внутри жилых кварталов позволяет роверам быстро выполнять заказы, значительно упрощая жизнь своих клиентов. Особенно в условиях пандемии. Успокоенное движение на дорогах снижает риски аварий. Безбарьерная среда, как один из урбанистических трендов, взятых здесь на вооружение, включая приподнятые – вровень с тротуарами – пешеходные переходы, делает любой маршрут для доставщика беспрепятственным. И вот он у чьей‑то двери отправляет сообщение: «Я прибыл».
В общем, сам город позволяет «вживлять» в себя достижения высоких технологий. Прости, родная Казань, пока не могу представить такую картинку на твоих улицах.
– Ну что вы! И у нас сложности тоже бывают, – как будто читает мои мысли Анастасия. – Но в этих случаях подключаются люди. Например, зимой у нас встречались участки, где дорогу завалило снегом, – ровер проехать не мог. Да и велосипедные дорожки в холодное время года требуют особого ухода. Через городскую службу – консьерж-сервис – жители сигнализировали о возникших проблемах мэрии города, которая, к слову, ещё и как сервисная компания работает.
Анастасия рассказывает, что в Иннополисе живут очень активные люди. Уже сегодня здесь существуют сотни сообществ. Используя различные мессенджеры, жители объединяются не только по интересам, но и для решения насущных проблем – если поломалась детская горка, засох газон или захандрила дворовая собака... Словом, берут жизнь города и свою жизнь в собственные руки.
хранение великов у дома
Таким образом здесь решён вопрос с всесезонным хранением «великов» – пусть и на улице, но под крышей им не страшен дождь или снег.
ровер участник дорожного движения
Ровер – участник дорожного движения.
БЕСПИЛОТНИК ПРОПУСКАЕТ РОВЕР
На пешеходном переходе наблюдаю, как «беспилотник» галантно пропускает робота-доставщика.
зарядка электромобиля
Зарядка электромобиля.
 
Внутренний дворик Попова
галерея в подземном переходе
К универу
Интересно, это, как по Карлу Марксу, «бытие определяет сознание» или, наоборот, прогрессивные люди формируют такую же среду вокруг себя, задумываюсь я.
– Думаю, это всегда результат взаимодействия человека и среды, – отвечает на этот вопрос мой гид. – Нужно движение навстречу, чем мы сейчас и занимаемся – привлекаем городские сообщества к развитию города. Кстати, сообщество жителей Иннополиса, которые интересуются урбанистикой, у нас одно из самых активных. Очень часто его участники привносят свои идеи, предлагают проекты, а мы уже ищем источники финансирования для их реализации.
Жители Иннополиса чувствуют себя самыми счастливыми в стране людьми, говорят в местной мэрии. Здесь привыкли измерять эффективность работы индексом счастья. ВЦИОМ подтверждает: с ним в Иннополисе просто отлично. Завершая свою прогулку по городу высоких технологий и архитектуры будущего, я отвечаю на это: «Верю!»
Ольга Туманская
Фото автора

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: