Искусственный интеллект – в приоритете
Рифкат Минниханов, директор Государственного бюджетного учреждения «Безопасность дорожного движения», председатель совета Ассоциации содействия цифровому развитию и идеолог международного форума Kazan Digital Week, рассказал «Татарстану» о том, для чего нужна фотовидеофиксация, что такое цифровой двойник дороги и почему нужно пересаживаться на беспилотники.
05 сентября 2022
– Комплексы фотовидеофиксации – это универсальные средства контроля нарушений ПДД и организации дорожного движения в целом. После старта фиксации превышений скорости упорядочилось движение по полосам и маневрирование, стали меньше проезжать на красный. Второй и существенный повсеместный результат в виде сокращения пробок принесло адаптивное управление трафиком (подсистема информационно-транспортной системы (ИТС)). Движение упорядочилось на сети связных перекрёстков, на магистральных и подъездных улицах. Водители, получив возможность прогнозировать ситуацию на перекрёстках, выдерживают скоростной режим осознанно. Вопреки прогнозам скептиков заторов стало меньше, городская экология получила реальный импульс к оздоровлению. Конкретный результат: в Казани даже в час пик нет коллапса, пробки движутся.
– С 2012 года в Татарстане действует адаптивная автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД). Каковы результаты?
– Сейчас в её составе в Казани работают 184 адаптивных светофора на основных магистралях, в Набережных Челнах – 11 светофоров. К концу действия локального проекта по развитию ИТС в Казани адаптивными станут более 40%, а в Челнах - 20% (240 светофоров, то есть 50% от общего числа). Автоматизация помогла повысить пропускную способность на 15-20%, повысить среднюю скорость проезда между светофорами на 15-20% и на 20-25% снизить концентрацию в воздухе вредных выбросов.
– Как фотовидеофиксация помогает предотвращать аварии?
– Мировой опыт показывает, что самая действенная мера профилактики – это неотвратимость наказания. Сейчас в Татарстане функционируют 856 комплексов фотовидеофиксации, из них 166 – передвижные, 22 – мобильные. С момента внедрения первых систем в 2008 году по декабрь 2021 года число смертей в ДТП сократилось с 653 до 312.
– Помогает ли «цифра» делать дороги более безопасными?
– В прошлом году мы разработали цифровую модель определения самых опасных участков. Наиболее проблемные – это те, на которых фиксируется не менее пяти аварий и не менее трёх типов ДТП. Модель поможет нам принять решение об установке на них дополнительных камер и датчиков. Так как поток на республиканских трассах довольно интенсивный, важно быстро реагировать на изменения погоды. Для этого на территории Татарстана установлено 15 табло переменной информации, 15 дорожных метеостанций в дополнение к 28 имеющимся республиканским, а также 18 датчиков контроля интенсивности движения. Данные обрабатываются подсистемой «Цифровой двойник дороги», которую разработала «Автодория». Система информирует водителей о дорожной климатической ситуации в режиме реального времени. Кроме того, в республике действует система мониторинга дорожной техники, которая помогает оперативно высылать бригады для посыпки дорог реагентами или расчистки опасных снежных заносов.
– Как цифровизация управления дорожным движением будет развиваться в дальнейшем?
– Республика участвует в федеральном проекте «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» государственной программы РФ «Развитие транспортной системы». Один из этапов проекта – создание Единой платформы управления транспортной системой (ЕПУТС). Региональная ЕПУТС – сегмент федеральной платформы управления ИТС. Платформа включает подсистемы АСУДД, фотовидеофиксации, мониторинга транспортных потоков, видеонаблюдения и детектирования чрезвычайных ситуаций, метеомониторинга, диспетчеризации управления служб содержания дорог, управления парковками.
– Что введение ЕПУТС в полноценную эксплуатацию будет означать для пользователей?
– Министерства и ведомства получат агрегированную информацию, и это поможет принимать наиболее эффективные решения. Для обычных граждан и автовладельцев бо́ льшую роль играют подсистемы платформы, точнее, сервисы, которые они предоставляют. Мы уже говорили про адаптивные светофоры, сокращающие время в пути. Есть и другие. Например, модуль обеспечения приоритета аварийно-спасательных служб позволяет уменьшить скорым и пожарным количество остановок на запрещающий сигнал светофора. Он также может на 40% сократить остановки общественного транспорта на перекрёстках и ускорить общее движение по улично-дорожной сети на 37%. Через подсистему весогабаритного контроля можно получить разрешения и маршруты движения ТС при перевозке тяжеловесных/крупногабаритных грузов по автодорогам Татарстана. И так далее.
– Цифровой двойник дороги – это тренд в проектах беспилотного транспорта, управления транспортными потоками и других. Но почему он важен именно для Татарстана?
– Хотя бы потому, что планирование транспортных схем в Татарстане в дальнейшем будет основываться на данных цифрового двойника. Для сбора этих данных мы приобрели дорожную лабораторию на базе LADA Largus. Её задача – ездить по дорогам республики и снимать «увиденное» четырьмя панорамными камерами. Оператор может делать пометки в данных в режиме реального времени. Запись пройденного пути сохраняется и превращается затем в цифровой двойник. Такая лаборатория может собирать и другие данные, например о степени сцепления с проезжей частью, прочности дорожного покрытия. Это ценная информация, которую можно использовать для диагностики, паспортизации и решения других дорожных задач.
– Говоря о работе АСУДД, Вы упомянули экологический эффект. Его также можно достичь, развивая электромобильный транспорт. Каковы результаты в этом направлении?
– Это также один из важных высокотехнологичных проектов. В Татарстане сейчас зарегистрировано 304 электромобиля и 58 электрозарядных станций. Кстати, производством станций занимаются два татарстанских предприятия. Летом этого года Кабинет Министров РТ утвердил госпрограмму развития зарядной инфраструктуры для электромобильного транспорта в республике на период 2022–2024 годов. Один из целевых показателей – установка в Татарстане 174 зарядных станций к 2024 году. Программа также предлагает преференции владельцам электротранспорта, например возможность введения льготного транспортного налога. По федеральному проекту «Электроавтомобиль и водородный автомобиль» на территории Татарстана, одного из пилотных регионов, должно быть установлено 95 зарядных станций с возмещением из федерального бюджета части затрат производителям. Новые станции должны появиться в Казани, Набережных Челнах, Альметьевске, Нижнекамске, Зеленодольске, Иннополисе и на республиканских магистралях.
– Продолжая тему проектов будущего: какие из них Вы считаете наиболее перспективными для республики?
– Скорее наиболее приоритетными. На мой взгляд, это проекты, связанные с внедрением искусственного интеллекта. Ведь в перспективе управление автомобилем полностью перейдёт под контроль компьютера, вмешательство человека станет минимальным или вовсе сойдёт на нет. За счёт исключения человеческого фактора движение станет безопаснее, вырастет эффективность использования транспорта, снизятся затраты на перевозку, уменьшится потребность в личном транспорте, снизится экологическая нагрузка. Татарстан сейчас реализует целый ряд «беспилотных» проектов. ОЭЗ «Алабуга» совместно с РОСДОРНИИ создаёт зоны тестирования высокоавтоматизированных и беспилотных транспортных средств. С 2018 года на территории Иннополиса ездит беспилотное такси «Яндекс». Университет Иннополис продолжает разработку и совершенствование летательных и наземных беспилотных решений. КАМАЗ планирует в ближайшее время запустить серийное производство беспилотных грузовиков, способных распознавать ситуацию на дороге и выполнять простые манёвры на скорости до 60 км/ч. Компания «Казань – Телематика» разрабатывает систему автономного коммерческого транспорта, где задействованы беспилотные электрические платформы. На полях республики трудятся беспилотные тракторы «АгроБот», способные полностью заменить человека на сельскохозяйственных работах. Уверен, этих проектов будет становиться всё больше.
Ксения Сёмина
Фото: tatar-inform.ru
Добавить комментарий