Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
ИСЛАМ НА СНЕГУ: ПУТЕШЕСТВИЕ СКВОЗЬ ВЕКА

ИСЛАМ НА СНЕГУ: ПУТЕШЕСТВИЕ СКВОЗЬ ВЕКА

Мы в одной из самых красивых мечетей мира. Пленённые архитектурой «Кул Шариф», разглядываем её внутреннее убранство: римскую мозаику, ручную резьбу, витражи, керамику и цветное стекло. Делаем шаг на смотровой балкон – и уже очарованы теплотой и величием молельного зала... Это второе место в мире, где всегда звучит Коран: 26 чтецов, сменяя друг друга, читают священные строки. Неудивительно, что именно здесь был открыт Музей исламской культуры.

16 мая 2022

– В течение тысячи лет наш регион развивался как северный форпост мусульманского мира. Да и сегодня есть устойчивый образ нашей культуры – ислам на снегу, – рассказывает директор музея Ильнур Низамиев. – Наш музей создавался, чтобы рассказывать всем об исламе, и для многих наших посетителей эта встреча с ним – первая.
Древние артефакты и высокие технологии в этом музее слились воедино. «Оживающие» цифровые экспонаты позволяют не только смотреть, но и слушать, делая путешествие вглубь веков максимально реалистичным.
ЗВУКИ КОРАНА
Самый главный экспонат этого музея можно узнать без труда. Интерактивный Коран занимает здесь центрально место – остальная экспозиция в форме полумесяца выстроена вокруг него. Коран знакомит нас с редчайшими рукописными копиями – османской, иранской, андалусской, турецкой, индийской, а также с уникальным казанским изданием – первой в истории человечества публикацией Священной книги, подготовленной мусульманами.
Коран можно перелистывать с помощью электронного управления и наслаждаться шелестом его цифровых страниц. А ещё он поёт! Стоит включить эту опцию, и священные слова, которые воспринимаются мусульманами как прямая речь Бога, полетят по залам. А на экране возникнет их печатная версия – в переводе с арабского языка на английский, русский, татарский.
СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ЦЕНТР ПРИТЯЖЕНИЯ
Среди находок археологов – украшения, посуда, тончайшее стекло и даже… семена малины. В X веке на месте древнего городища Биляр процветал один из крупнейших городов средневекового мира. Это был центр не только административной и экономической жизни, но также вектор притяжения наук, в том числе религиозных.
ЕфремовАН00003
Как мираж предстаёт он пред нами в одной из витрин музея – в работе современных учёных и художников. Особая ценность: здесь, в макете, созданном известным историком архитектуры Ниязом Халитовым, можно увидеть реконструкцию внешнего облика центральной мечети Биляра. И вот уже можно представить, что ты – путешественник, в своих путевых записках называешь Волжскую Булгарию страной городов, а Биляр – великим городом, потому что он огромен, прекрасен и густонаселён.
НАЧАЛО 1100-ЛЕТНЕЙ ИСТОРИИ
11 месяцев и 4,5 тысячи километров – таким долгим и сложным было путешествие делегации послов аббасидского халифа аль-Муктадира из Багдада в наши далёкие северные земли. Это событие произошло ровно 1100 лет назад и является той самой исторической точкой отсчёта официального принятия ислама Волжской Булгарией. Ему в музее отведена отдельная витрина. Глядя на неё, можно визуально представить тот средневековый путь, полный опасностей и прекрасных открытий.
ЕфремовАН00085
По возвращении домой секретарь посольства Ахмад ибн Фадлан напишет отчёт в виде путевых заметок. В поздних копиях этот дневник дойдёт до наших дней и станет одним из главных документов для реконструкции тех важных событий. Из него мы узнаём о быте, повседневности и нравах предков народов, населяющих сегодня территорию современной России. Но наш особый интерес прикован к описанию той, главной встречи.
– Сегодня это событие воспринимается нами как день принятия ислама народами Волжской Булгарии, но стоит отметить (что, к слову, и делает Фадлан): к тому времени ислам на этих землях уже пустил свои корни, – уточняет Ильнур Низамиев. – Здесь строились мечети и медресе, участники той делегации читали здесь совместные молитвы.
ЗОЛОТАЯ ОРДА: ПО ЗАКОНАМ ШАРИАТА
Ярко-красные одежды, острая бородка, монгольский разрез глаз… Перед нами не кто иной, как сам хае Берке. На миниатюре, созданной казанским художником Рушаном Шамсутдиновым, он тянет руку к книге – священному Корану. Всё правильно, пятый правитель Улуса Джучи (Золотой Орды) в этой экспозиции – личность неслучайная, ведь именно он был первым из монгольских правителей, принявшим ислам. С этого момента экономика, политика, общественная жизнь и быт огромного государства во многом выстраиваются в соответствии с предписаниями шариата.
ЕфремовАН00040
Рядом с портретом Берке замечаем странное соседство – необычный инструмент, напоминающий щипцы для бровей.
– Это инструмент, но только медицинский, был найден археологами при раскопках Булгара, – даёт ответ на эту загадку Ильнур Низамиев. – С помощью таких пинцетов и скальпелей в XIII–XIV веках делали сложные операции, в том числе и офтальмологические. Приглядитесь, рядом ещё один артефакт – атлас человеческого организма, составленный арабскими учёными в XIV веке. Спустя 300 лет его копия была сделана у нас в регионе – по ней учили в медресе. Да, наука, знания преодолевали огромные расстояния, и не последнюю роль в этом процессе играл ислам.
АНСАМБЛЬ ДРЕВНОСТИ – НАСЛЕДИЕ ЮНЕСКО
ЕфремовАН00041
Говорят, архитектура – это застывшая музыка. Глядя на витрину, посвящённую древнему Булгару, веришь, что это действительно так. На заднем плане – Соборная мечеть и минареты, мавзолей и усыпальница, а также бани, школы, рынок… Всего более двадцати каменных сооружений XIII–XIV веков пусть образно, но предстают перед нами. И вот ты уже слышишь звучание жизни средневекового мусульманского города. А впереди, в разрезе – здание Чёрной палаты, наиболее сохранившегося памятника булгарской архитектуры. Когда‑то здесь проходили суды, которые вершил сам хан, а с ним – совет из троих человек. Для каждого из этой четвёрки была своя особая дверь – по одной из сторон света. Рассказывают, что правитель всегда входил с западной.
КАЗАНЬ ПОЭТИЧЕСКАЯ
ЕфремовАН00087
Неожиданный поворот экспозиции, посвящённой истории Казани и её Кремлю, способен удивить даже местных жителей. На миниатюре – Мухаммедьяр Махмуд Хаджи улы, живший в столице Казанского ханства. Его официальная должность – страж мавзолея казанских ханов. Но сегодня он известен больше как поэт. Его поэмы не только дошли до нас в виде исторических артефактов, но также были переведены на современные языки и доступны широкому кругу читателей. В них – целая эпоха развития мусульманской художественной культуры и литературы. Как и в произведениях казанского хана Мухаммед-Амина – известного покровителя искусств. Его «Могжизанаме» («Книга чудес»), которой в 2015 году исполнилось 500 лет, не что иное, как сборник рассказов, написанных в поэтической форме. Историки утверждают, что в этих завитках арабской вязи раскрываются мечты, стремления правителя и даже его тайные мысли.
МИСТИКА ВЕРЫ
Этот рукописный документ весьма внушительных размеров. Надписи на арабском оформлены в круги, соединённые друг с другом, словно огромная блок-схема…
ЕфремовАН00047
– Это сильсиля-генеалогия, только духовная, – рассказывает Ильнур Низамиев.
В нашем регионе наибольшее влияние имел суфизм – мистическое направление в исламе. Оно проповедовало аскетизм и самосовершенствование души человека через постижение Бога посредством духовных и физических практик. Этому способствовала различная литература и специальная работа с учителями – шейхами.
Сильсиля, которую так хочется рассматривать, – артефакт этого феномена, который пришёл преимущественно из Средней Азии – Бухары, Самарканда и укоренился в нашем регионе в XV–XVI веках. В переводе слово «сильсиля» означает «цепочка». Суть передачи сильсили именно в передаче знания, а точнее – того духовного опыта, который шейх обрёл на суфийском пути. Внешне она напоминает родословную, и это отчасти так: глядя на неё, без труда можно проследить, в ком черпал свои знания и опыт человек, которому она принадлежит. Его имя написано сверху, а далее, по нисходящей, мы движемся от учителя к учителю, в самую глубь веков – к древним среднеазиатским центрам возникновения исламской культуры.
МУЗЕЙ В ЦИФРАХ И ДАТАХ
21 февраля 2006 года. В этот день, спустя год после торжественного открытия соборной мечети «Кул Шариф», музей впервые распахнул свои двери.
Это первый и единственный в России музей, посвящённый мусульманской культуре и роли ислама в истории татар Волго-Уральского региона.
Ежегодно музей посещают более 120 тысяч человек.
2 раздела музея знакомят посетителей с мусульманской цивилизацией Поволжья: от Булгара до Казани и от эпохи реформаторства до современности.
Нынешняя экспозиция музея была создана в 2014 году. Работавшие над ней учёные-исламоведы постарались представить исторический материал достоверно, детально и наглядно.
Более 50 временных выставок уже прошли в музее и познакомили его гостей с художественной культурой ислама.
Музейная коллекция исторических и современных изданий Коранов сегодня насчитывает более 700 единиц.
ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ
ЕфремовАН00020
Казалось бы, обычное старое фото, но это не так. Эти мужчины в сюртуках и национальных головных уборах – попечители и учителя медресе «Мухаммадия», знаменитой школы для мусульман, открытой для просвещения и экспериментов. Ильнур Низамиев направляет наше внимание в центр кадра. Тёмная одежда, белая чалма, очки… Вот, оказывается, как выглядел знаменитый Галимджан Баруди! А рядом с этим фото лежит учебная программа – уверяем, вам будет интересно заглянуть в неё. Весь второй этаж музея посвящён событиям позднего периода, вплоть до начала XX века. Здесь можно подробно узнать о мусульманах-благотворителях, появлении джадидизма – прогрессивного направления мусульманской мысли. А следовательно, и о просвещении и даже роли женщины в нём… Да, этот небольшой музей смог вместить в себя всю необъятную историю ислама в Поволжье.
Ольга Туманская
Фото: Александр Ефремов

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: