Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Как сельскому учителю стать миллионером

Как сельскому учителю стать миллионером

Несмотря на то что и сёл, и сельских школ в Татарстане стало меньше в последние годы в результате оптимизации, нехватка кадров среди сельских учителей всё ещё является проблемой.

30 апреля 2020

Федеральная программа «Земский учитель» призвана исправить ситуацию.  Об особенностях этой программы в республике и ожидаемых результатах рассказал «Татарстану» Рафис Бурганов, министр образования и науки Республики Татарстан.
– Рафис Тимерханович, каких учителей не хватает в сельских школах Татарстана?
– В наших сельских школах наблюдается определённый дефицит учительских кадров по математике и физике, русскому языку и литературе, а также по английскому языку. Во многих школах не хватает и учителей начальных классов.
– Есть ли какието особенности у программы «Земский учитель» по Татарстану? И всем ли учителям, которые отправятся работать в сельскую местность, достанется миллион или есть какието ограничения в получении этих денег?
– В Татарстане подать заявку на участие в программе могут учителя, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, в возрасте до 55 лет включительно. Это будет конкурсный отбор, по итогам которого в 2020 году определят 13 победителей, они и получат единовременную компенсационную выплату в размере одного миллиона рублей. Программа продлится до 2022 года, и за всё время её действия такую выплату получат 34 победителя.
– На что молодой специалист имеет право потратить свой миллион?
– На что считает необходимым. Как правило, эти деньги направляют на жильё – в муниципалитетах на такую сумму можно благоустроенную квартиру или дом приобрести. Или могут внести первый взнос за ипотеку.
Деньги даются в начале срока. После объявления победителей учителю необходимо заключить на пять лет трудовой договор со школой и соглашение о единовременной компенсационной выплате. Но если человек не отработал положенные пять лет, то деньги подлежат возврату.
Считаю, что миллион – это хорошее подспорье для молодого специалиста, а мы таким образом сможем сохранить школы в сельской местности. Ведь отсутствие педагогов способствует тому, что дети стягиваются в райцентры, а потом уезжают в крупные города.
Мы должны создавать условия, чтобы молодёжь желала остаться в селе. Такие условия сейчас создаются по нацпроектам, по президентским программам: строятся и ремонтируются дороги, клубы, школы, библиотеки – всё это делается для того, чтобы в сёлах было комфортно жить. Поэтому для меня любое появление новой программы, направленной на укрепление материально-технической базы либо увеличение зарплаты учителей, – это огромная радость. Каждая отремонтированная школа – радость, каждый закупленный комплект оборудования – радость. От нацпроектов, которые дошли до сельских школ, мы получили по программе «Успех каждого ребёнка» по 2–3 класса информатики и технологии. Столько уже всего сделано: построено, отремонтировано, укомплектовано… Хотя я всегда повторяю, что школа – это не стены модные, это получение знаний, разностороннее развитие, дружба, взаимовыручка. Но я согласен, что учиться и учить, получать знания и дружить в таких школах гораздо интереснее.
– Нет такого опасения, что желающих стать «земским учителем» заявится гораздо больше, а субсидию они не получат и, разочарованные, покинут село?
– Думаю, если такое случится, то наш президент Рустам Нургалиевич Минниханов примет соответствующие меры. Мы очень хотим, чтобы желающих было больше. Все сельские программы, направленные на комфорт и удобство для сельчан, потому и реализуются, чтобы было не только кому учить, но и кого учить. Кроме того, во многих районах Татарстана есть доплаты учителям от муниципалитетов.
– В конкурсе может участвовать только человек с педагогическим образованием? А просто математик, к примеру, не может?
– Может. При условии, что у него есть диплом о профессиональной переподготовке по направлению «Педагогика». Такой опыт у нас был при реализации гранта «Наш новый учитель». Выпускники непедагогических вузов, имеющие большое желание работать учителями в школах, участвовали в конкурсе, победителей гранта принимали на работу и одновременно направляли на обучение педагогике. Из них получились замечательные учителя. – Входит ли в стаж пятилетней отработки декретный отпуск? – Отпуск по уходу за ребёнком туда не входит, хотя я с этим и не совсем согласен. Потому что женщине, которая хочет иметь детей, мы должны создавать все условия: и в соответствии с нацпроектом  «Демография», и в соответствии с посланием Президента России и с посланием Президента Татарстана.  Следует понимать, что для такой огромной страны, как наша, населения нужно как минимум в два раза больше, чтобы у нас и экономика нормально функционировала, и народное хозяйство. На мой взгляд, мы должны всячески поощрять женщин, которые хотят рожать или усыновлять детей.
– Можно ли во время отработки по этой программе учителю заочно получать высшее образование? Или второе высшее образование?
– Конечно. Это предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации. На время сессии работодатель предоставляет учителю, получающему высшее образование, дополнительный отпуск с сохранением среднего заработка.
– Какой результат ожидаете от программы «Земский учитель»?
– Главная надежда – это, конечно же, закрепить молодых специалистов в сельских школах. А благодаря укомплектованности сельских школ кадрами село сможет получить и совершенствование методов обучения, и расширение образовательных возможностей в сёлах, и предоставление равного доступа к бесплатному качественному образованию, а также повышение качества образования в сельских школах.
– Сколько времени нужно проводить подобную практику, чтобы молодой специалист вернулся в село?
– Такая практика должна быть всегда. Вспомните историю о двадцатипятитысячниках, когда из города в село отправляли людей, которые хотя бы три класса школы окончили, чтобы обучать сельских детей. Так и сейчас время от времени надо возвращаться к каким‑то стимулирующим мероприятиям – грантам, конкурсам, различной поддержке.
В процессе обучения ежегодно находятся около 12 тысяч человек, получающих педагогическое образование. Но, к сожалению, большая часть из них не доходит до педагогического места работы. Поэтому мы в своё время даже призывали людей, которые отучились раньше и где‑то в бизнесе работали, – тех, кому 40–45 лет, которые и дом построили, и машину купили, и успели устать от своего бизнеса и хотели бы заняться любимым делом. Мы готовы были переподготовить их и в школы отправить. Но, к сожалению, людям не так просто решиться после перерыва в несколько лет войти в класс. Сейчас это не тот класс, что был 20 лет назад. Сейчас надо быть подкованным по всем направлениям, а не только по своему предмету. Дети сегодня мобильные и продвинутые. Надо уметь стать авторитетом для такого развитого ученика. Это, конечно, не всем дано. Иногда это не сразу приходит, с опытом. Вначале может не удаваться находить с детьми общий язык…
– Дети, в принципе, любят молодых учителей, новых учителей…
– Любят конечно. А почему? Потому что поиздеваться можно. По себе помню, я ведь тоже в сельской школе учился, в Арске. Всякое бывало, за что сейчас стыдно. Своим учителям, кроме слов благодарности, ничего не могу сказать. Но иногда мы в силу юношеского максимализма, из желания ложно выпятиться в коллективе, в подростковом возрасте очень обидные для учителей вещи делали… Единственное оправдание – мы это делали не со зла, сегодня осознаём неправильность своих поступков и каемся.
У нас был класс младших детей. В семьях было по несколько детей, все учились друг за другом, класс за классом, в одной школе. Иногда учителя жаловались на поведение младших не родителям, а старшим братьям‑сёстрам. Тогда авторитет у учителя был совсем другой. Я был сыном председателя исполкома, а если ты сын начальника – это двойная ответственность, не как сейчас. Любой учитель мог в кабинет отца зайти и рассказать о твоих проделках. Но они этого не делали, жалея нас. Очень много молодых преподавателей было в нашей школе. Например, учительница математики Нина Степановна Демьянова сразу после окончания института нас в четвёртом классе приняла и довела до выпуска.
– Что бы вы пожелали молодым сельским учителям, начинающим свой трудовой путь?
– Вот медики клятву Гиппократа дают. Так же и учитель должен поклясться в верности профессии – чтобы даже мысль о том, чтобы изменить ей, не приходила в голову; в любви  к ученикам – чтобы и любимчики, и не любимчики не чувствовали разницы в вашем  отношении к ним; в порядочности передачи знаний – чтобы ученики получали их, независимо от своего и вашего материального положения.
Конечно, человек, когда только выбирает свою профессию, наверное, мало задумывается, где он будет преподавать, с чем столкнётся. Любовь к своей профессии закладывается именно в первые годы работы – лет пять-шесть, а потом, если ты хороший педагог, тебе дети просто не дадут уйти, не отпустят. Дети будут тянуться к такому человеку, и никакой гаджет никогда хорошего педагога не заменит. Потому что только живой человек, хороший учитель может увидеть и развить в ученике какие-то таланты, наклонности к тому или иному предмету, развить слабые и укрепить сильные стороны его личности. На моих глазах много было случаев, когда педагог, занимаясь со слабым учеником, к 8–9-му классу «расшивал» его способности и таланты, ученик раскрывался, шёл вперёд, становился лучшим.
Молодым учителям пожелаю самим постоянно работать над собой, над предметом и не забывать, что школьное образование состоит из двух частей, и они равноценны, – это обучение и воспитание. Нельзя просто обучать, не воспитывая, и нельзя просто воспитывать, не обучая. Нам образованные подонки не нужны. Нам нужны люди, которые умеют и о старших позаботиться, и руку помощи подать друг другу. Я вспоминаю, как у нас в школе сильные со слабыми занимались, и это считалось нормальным, не воспринималось как особая услуга. Много было факультативов, много было внеклас сных занятий,  которые  помогали не только подтягивать учеников по отдельным предметам, но и разносторонне развивать. Учителя не  ленились с нами заниматься, мне везло на педагогов начиная с детского сада, заканчивая выпускным классом. Всех своих преподавателей, нянечек и повара в детском саду, тётю Марусю покойную, – всех помню, могу назвать по имени-отчеству-фамилии. Чтобы так долго этих людей помнить – тётя Маруся уж 50 лет как умерла, надо, чтобы они для тебя что-то такое незабываемое сделали, остались в душе. Никаким заучиванием, зубрёжкой этого не добьёшься. Эти люди отдавали нам душу,  сердце, молодость свою. Наша классная  руководительница Галина Николаевна  так замуж и не вышла из-за нас, круглые сутки с нами возилась, на личную жизнь времени не оставалось… Это было, конечно, давно – в советской школе.
– Где-нибудь остались подобные отношения между учениками и учителем, как вы считаете?
– У нас, в Татарстане, кладези сельской педагогической культуры и воспитания – в Азнакаево и в Сарманово. Впрочем, чем дальше, тем больше этого сохранилось: Муслюмово, Актаныш… Там есть выдающиеся примеры отношений ученик – учитель. Поэтому наша задача – оставить в этом процессе два действующих лица, учителя и ученика, а все остальные: от завуча, директора школы до министра образования и президента – должны создавать условия. Потому что учитель – это главное, это национальный проект, это главный герой экономики, как ни крути. Какие в самом начале, в детстве, сумеет учитель развить навыки в ребёнке – такого потом мы получим специалиста. Либо из него получится на все руки мастер с соображающей головой – и сразу прогресс научно-технический, гуманитарный, социальный – какой угодно. Либо получится посредственный выпускник, который сможет только сегодняшнее состояние экономики поддерживать. А мир меняется очень быстро, за ним надо успевать.
1-2-6
 
ВСЕ УСЛОВИЯ ПРОГРАММЫ «ЗЕМСКИЙ УЧИТЕЛЬ»,  В ТОМ ЧИСЛЕ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН, РАЗМЕЩЕНЫ НА САЙТАХ:



  1. Всероссийского информационного портала «Земский учитель» zemteacher.edu.ru.



  2. Министерства образования и науки Республики Татарстан mon.tatarstan.ru во вкладке «Деятельность» – «Программы, проекты и мероприятия» – «Программа «Земский учитель».



  3. На сайте ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» www.irort.ru.



 
Фото: Александр Ефремов

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: