Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Книжная полка Эльмира Низамова

Книжная полка Эльмира Низамова

Недавно на сцене театра оперы и балета имени Джалиля состоялась премьера первого татарского мюзикла «Алтын Казан». Его написал молодой, но уже знаменитый композитор Эльмир Низамов. Нам же стало любопытно: в чём черпает вдохновение человек, умеющий так вдохновлять? Как выяснилось, одну из первых позиций в этом списке занимают книги.

24 февраля 2021

 
В ЮНОСТИ НА МЕНЯ ПОВЛИЯЛИ…
…биографии великих людей. Они вдохновляли! В детстве родители чаще всего покупали мне на­учно-популярные книги, энциклопедии. Серия «Я познаю мир» была моей настольной. К художе­ственной литературе я пришёл осознанно и до­статочно поздно. Моей любимой книгой юности стал роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Я прочёл его, когда учился в консерватории, а затем перечитывал много раз. Он вдохновил меня настолько, что тогда у меня появилась меч­та – написать по этому роману оперу. Правда, пока эта мечта ею так и осталась...
 
 
ЛЮБИМОЕ
У Сергея Довлатова есть повесть, в которой он рассказывает о своей семье. И здорово расска­зывает! Называется она «Наши». А ещё мне очень нравится сборник довлатовских рассказов «Чемо­дан». Да, это именно тот тип литературы, который я очень люблю!
В списке любимых – роман Милана Кундеры «Невыносимая лёгкость бытия», а также «Испанская баллада» Лиона Фейхтвангера.
 
РЕКОМЕНДУЮ!
У автора известного романа «Парфюмер» Патрика Зюскинда есть замечательная пьеса «Контрабас». Она не о музыке, а о человеке, но через призму музыки. Как мне кажется, это очень хорошая пьеса, которая позволяет читателю хоть ненамного приблизиться к жизни людей нашей профессии.
Особое место в разделе любимых книг занимает автобиографическая повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». В своё время она меня сильно потрясла. Это тяжёлая история детства мальчика Саши Савельева, в которой Санаев рассказывает, конечно же, о себе. Иногда с таким юмором, что невозможно сдержать улыбку. В общем, эта история способна заставить не только плакать, но и смеяться. До сих пор очень её люблю и, конечно же, всем рекомендую.
 
 
БУМАЖНАЯ ИЛИ ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА?
Конечно, предпо­читаю бумажную. Это важно, если воспринимать книгу как произведение искусства – не толь­ко как текст, а нечто целостное, включа­ющее в себя иллю­страции, обложку, качество издания… Я часто читаю с теле­фона или планшета, но это совсем другой тип чтения. Скорее даже не чтение, а потребление информации. Потре­блять же с экрана художественную литературу мне ка­жется кощунством. Ведь только один вид бумажных книг для меня является по-настоящему вдохновляющим.
 
ПЕРИОДИЧЕСКИ ВОЗВРАЩАЮСЬ…
«А что вы здесь делаете?» – однажды обратился ко мне пожилой человек в книжном магазине. Его удивило, как долго я нахожусь в отделе поэзии. «Разве молодёжь сейчас увлекается стихами?» «Ещё как!» – ответил я. Поэзия – это то, к чему я без конца возвращаюсь, перечитываю бесчисленное количество раз, буквально открывая книгу с любого места. Пушкин, Лермонтов, Бродский и, конечно же, вечно живая Цветаева…
 
 
СЕЙЧАС ЧИТАЮ…
В ближайшее время планирую прочитать второй роман Гузель Яхиной «Дети мои». Слышал очень хорошие отзывы о нём. Говорят, эта книга даже гораздо сильнее, чем «Зулейха открывает глаза». Мне же особенно любопытно прочесть её, ведь она про поволжских немцев, а я вырос в Ульяновске, где издавалась газета на немецком языке и действо­вал центр немецкой культуры. Думаю, мне будет интересно сравнивать повествование «Детей…» со своими детскими воспоминаниями.
 
 
ЧТО ДЛЯ ВАС ЗНАЧИТ КНИГА
Мне кажется, кни­ги – это то, что де­лает нас людьми. А ещё литература – это фантастическая машина, которая несёт нас через пространство и века. Только пред­ставьте, люди жили за тысячу лет до нас или живут сей­час, но за тысячи километров, а их опыт, мысли, образ жизни – с нами, здесь и сейчас.
 
 
ИЗ ПОСЛЕДНЕГО, ЧТО ЗАДЕЛО…
Книга Евгения Гришковца «Письма к Андрею. Записки об искусстве». Свои вообража­емые послания Гришковец адресовал Андрею Тарковскому. Мне было очень интересно читать их. В своём внутреннем диалоге с кинорежиссёром автор рассуждает об ис­кусстве и творчестве. Например, в книге есть эпизод, в котором Гришковец говорит о том, что, как правило, люди не могут по-настоящему оценить гения при его жизни.
Очень люблю культурологические книги. Одна из недавно прочитанных таких книг, под впечатлением от которой я нахожусь, называется «Метамодерн в музыке и вокруг неё». Очень сильная вещь! Её автор Настасья Хрущева проводит анализ того, что сей­час происходит в культуре. Всем известно, что мы живём в эпоху постмодерна. Но, оказывается, этот период уже прошёл – постмодерн сменила эпоха метамодерна. Да, это то, о чём мы сейчас с вами говорим – возврат к бумажным книгам, пластинкам… – ко всему осязаемому, очень простому и душевному.
 
 
РАЗОЧАРОВАЛО
Есть у меня такое литературное разочарование. Это роман Джерома Дэвида Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Долгое время хотел прочесть эту книгу, ведь о ней говорят как о культовой. К тому же название у романа очень необычное. Выпросил его у своего педагога по философии, прочитал и подумал: «Ну и что?» В общем, несмотря на то, что «Над пропастью во ржи» считается классикой, для меня эта книга оказалась произведением непо­нятным и переоценённым. За что же его так хвалят? Для себя на этот вопрос я ответил так: книга была актуальной для людей той, прошедшей эпохи, сегодня для многих из нас она потеряла свою со­циальную значимость.
 
 
Фото из личного архива Эльмира Низамова

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: