Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

Философ, автор глубоких религиозных трудов, он представлял мусульман СССР на всемирных исламских форумах, но последние двадцать лет вынужден был провести в изгнании. Таким выдался жизненный путь Мусы Бигиева – ярчайшей звезды на небосклоне татарской и общемусульманской религиозно-обновленческой теории и практики первой половины ХХ века.

12 мая 2022

МУСА БИГИЕВ. ПРОПОВЕДНИК ТЕОРИИ ОБНОВЛЕНИЯ


Он проявил себя во многих областях общественной жизни: Коран‑хафиз и знаток коранических наук, богослов-правовед, религиозный философ и историк религии, просветитель, педагог, публицист, учёный-натуралист, литератор, видный деятель национально-освободительного движения татар, автор нескольких десятков изданных трудов.
О ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕМ ХАРАКТЕРЕ БОЖЬЕЙ МИЛОСТИ
Муса Бигиев был из породы людей, которые никогда не прекращают учиться. Получив религиозное образование в медресе Казани и Бухары, он затем совершенствовал знания в Стамбуле, Каире, Дамаске, Бейруте и даже в Британской Индии (Дева‑ банд). Но первые свои университеты Муса прошёл дома – он родился в 1875 году в Ростове-на-Дону, в религиозной татарской семье.
С 1904 по 1930 год Муса Бигиев живёт в России. Он пишет и издаёт религиозные и научные труды, участвует в деятельности политических форумов мусульман, преподаёт в медресе «Хусаиния» (Оренбург). Здесь он во всеуслышание заявляет о всеобъемлющем характере Божьей милости, благодаря чему все обитатели ада рано или поздно окажутся в раю, невзирая на национальность и религиозную принадлежность.
В качестве доказательства своей правоты Бигиев ссылается на подобные идеи в наследии средневековых суфиев, а также приводит ряд убедительных аятов Корана, которые трактует в соответствующем этой оригинальной идее ключе. Свои мысли излагает в книгах «Рахмат илахия бурханлары» («Доказательства Божьей милости») и «Инсанларнын гакыйда илахияларына бер назар» («Взгляд на верование людей в божественное»).
ПРО ОБУЧЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКОЙ МОЛОДЁЖИ
Бигиев проводит глубокое историко-социальное исследование причин упадка исламской цивилизации. Назвав эти причины, выступает с последовательной критикой каждой. Бичует пороки существующей в исламской традиции правовой системы и разрабатывает теоретические и практические аспекты собственной системы исламской юриспруденции. Обнажает серьёзнейшие изъяны системы мусульманского образования и предлагает собственную принципиально иную программу обучения мусульманской молодёжи, включающую так называемые «религиозные и светские дисциплины» (кавычки объясняются тем, что для Бигиева не существовало подобного деления).
Он переосмысливает содержание многовековых теологических доктрин и демонстрирует, что многие из них являются выдумками, навязанными обществу и коллективному сознанию мусульман теологами-схоластами, которые в своих измышлениях искажают содержание Корана и хадисов, в результате чего заторможено и остановилось как интеллектуальное, так и духовное развитие мусульманского социума.
По каждому рассматриваемому вопросу Бигиев предлагает собственные способы их решения и преодоления накопившихся проблем. В отличие от своих предшественников и современников – мусульманских теологов и богословов, отталкивавшихся от мнения древних авторитетов (таклид), Бигиев выступает за абсолютный иджтихад, т.е. право мусульманина самому находить решение жизненно важных проблем, основываясь на предписаниях Корана, пророческой традиции, разуме и чувствовании сердцем.
ПРОБЛЕМА НЕ В ИСЛАМЕ – В САМИХ МУСУЛЬМАНАХ
Степень его убеждённости в вопросе об иджтихаде позволила ему заявить, что существующие толкования Корана – тафсиры, к которым мусульмане были приучены относиться как к чему‑то священному и неоспоримому, являются одной из причин цивилизационного упадка и неконкурентоспособности мусульманского мира.
Кроме этого, Бигиев впервые в истории мусульманства написал трактат, посвящённый женской проблеме, в котором исследовал вопрос с лингвистической, культурно-исторической, социально-философской и религиозной точек зрения. Внимание учёного к этой теме было обусловлено его убеждённостью в том, что цивилизационное состояние общества напрямую зависит от того, какую роль и какое место в нём занимают женщина и отношение к женщине.
От многих своих современников – религиозных интеллектуалов-модернистов Бигиев отличался тем, что не был склонен обвинять ислам в отсталости мусульманского мира. Он утверждал: проблема не в исламе, а в самих мусульманах, поскольку по определённым, в том числе и объективным, причинам они не понимают ислам. В этом свете он пытался повлиять на политику государственных деятелей Турецкой Республики по отношению к исламу и его ценностям.
ОБ ОБРЕЧЁННОСТИ ЗАПАДНОГО МИРА
Интересно отношение Бигиева и к достижениям Запада: во-первых, он ошеломительно расширил смысл ислама, заявив, что любой, кто внёс тот или иной положительный вклад в достижения человеческой цивилизации, является мусульманином, т.е. тем, кто служит Творцу. Во-вторых, он прекрасно понимал проблемы западного мира и предрекал, что рано или поздно разумное человечество (прежде всего в лице измученных постоянными кризисами и сломом фундаментальных смыслов бытия жителей просвещённого Запада) осознанно предпочтёт простые, ясные, честные и эффективные исламские принципы и правила жизнеустройства.
С 1930 года до своей смерти в 1949 году  Бигиев жил в эмиграции, много путешествовал, писал труды на арабском языке. В последний год жизни он предпринял отчаянную попытку издать главный труд своей жизни – перевод Корана на турецкий язык. Коран был переведён им на татаро-османский язык ещё в 1912 году, однако противодействие фанатичных мулл-традиционалистов помешало ему издать этот труд в России.
В конце 1948 года с целью набора арабского текста Корана для своего перевода Бигиев переехал из Стамбула в Каир, однако дни его жизни были сочтены и он не успел закончить задуманное. Муса Джаруллах Бигиев покинул этот мир 24 октября 1949 года и был с почестями похоронен на территории Афифи – фамильного мазара (погребального комплекса) правителей Египта.
Айдар Хайрутдинов
Фото: tatarica.org

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: