Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Мамадышский краеведческий музей

Мамадышский краеведческий музей

Как провинциальный музей стал музеем века

20 октября 2020

Мамадышский краеведческий музей и Литературный музей Габдуллы Тукая – победители голосования «Выбери музей века!» на сайте 100‑летия ТАССР. Отправившись с нами на «виртуальную» экскурсию, и вы поймёте, почему народная любовь к ним так велика.
Мамадыш невелик, здесь живёт около 16 тысяч человек. Кажется, обойдёшь весь город за полдня. Но не тут то было! Застрянешь обязательно в местном краеведческом музее. До самого закрытия будешь только диву даваться – такому количеству интересных историй и столица позавидует.
DSC01895
DSC01892
IMG_7902
IMG_7904
IMG_7896
IMG_7917
ВОСЬМИУЗОРЧАТОЕ ПОЛОТЕНЦЕ
Жила-была в деревне Средние Кирмени Мамадышского района девушка по имени Фатиха. Вышла она замуж, пошли детки – одни мальчики. Всего восемь сыновей. Старшие, Исмагил и Ибрагим, повзросле­ли. Грянула революция, потом – Граждан­ская война. Оба стали солдатами Красной армии. Сначала сражались против кол­чаковцев, потом – на Западном фрон­те. Исмагил погиб. А Ибрагим вернулся и привёз с собой Коран. Сказал, что эта книга ему жизнь спасла. Шли годы, дети взрослели. Казалось, тяготы послерево­люционных лет остались позади. Не бьёт молния дважды в одно дерево! Но началась Великая Отечественная война. Один за другим ушли дети Фатихи на фронт. Она очень ждала сыновей назад. Читала тот самый Коран, моли­лась, чтобы пули их пощадили. Не дождалась. Все её мальчики остались на полях сражений. Безутешно было сердце матери. В память о сыновьях она вы­шила полотенце восемью разными узорами. Его так и стали называть – восьмиузорчатое. И полотенце, и Коран хранятся в Мамадышском музее. Фатиха Ахмадиева – единственная в республике женщина, потерявшая на войне восемь сыновей...
МАМАДЫШЕЦ СПАС МОСКВУ ОТ РАЗБОЯ
С 1942 по 1945 год трибуналами Москвы было рассмотрено около 300 дел о мародёрстве, дезер­тирстве и ряде уголовных преступлений, совер­шённых бандитами, пользовавшимися отсутствием порядка и охраны в городе. К чему эта статисти­ка? К тому, что человеком, который в отсутствие эвакуированных в 1941 году сотрудников Прокуратуры СССР и Верховного суда СССР сумел фактически заново создать систему столичного правосудия, был уроженец города Кирова Николай Афанасьев. В Мамадыш семья Афанасьевых перебралась после смерти отца, когда Николаю было 8 лет. Он рано пошёл работать, добровольцем записался в РККА, во­евал против белочехов, а в 1920 году, в 18 лет, возгла­вил Мамадышский уголовный розыск. В 1941 году был уже заместителем главного военного прокурора Красной армии. Именно его мнением интересовался Сталин перед принятием решения о введении осад­ного положения в Москве. После чего, по поручению секретаря ЦК КПСС Георгия Маленкова, Афанасьев разработал план поддержания общественного по­рядка. И план сработал. Исследователи считают, что Афанасьев долгое время являлся консультантом Сталина по юридическим военным вопросам, а так­же принимал участие в Нюрнбергском процессе. В Мамадышском музее хранятся китель, фуражка, личная переписка и фотографии, принадлежавшие генерал-лейтенанту юстиции Николаю Афанасьеву.
ЗЕЛЁНЫЕ ОДЕЖДЫ И НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ
Специалисты музея несколько раз слышали от пожилых мамадышцев, бывавших в 1910‑х годах на церковных службах в местном Троицком соборе, о необыкновенной красоте облачения священнослужителей. Ризу настоятеля собора описывали как зелёное одеяние, расшитое золотыми цветами. Последний настоятель, Павел Михайлов, был убит в 1918 году. В 1933 году собор разрушили. Всё облаче­ние считалось утраченным. Какова же была радость музейщиков, когда в мае этого года ризу передали главе района Анатолию Иванову, а затем – музею. Вещь во многих отношениях бесценная. Ей, пред­положительно, более 150 лет.
Православные традиции в Мамадыше сильны. По преданию, в начале XVIII века рядом с городом была обретена чудотворная икона Святителя Нико­лая. Но затем икону забрали в Елабугу, а в Мамадыш её привозили на праздничные крестные ходы. В по­следний раз такой крестный ход состоялся в 1918 году (говорят, большевики довольно лояльно относились к подобным традициям). Затем чудотворный образ исчез. То ли был увезён офицерами армии Колчака за границу, то ли осел в частных коллекциях. Так или иначе, но сотрудники музея не теряют надежды вернуть икону.
ЗАЛ СЛАВЫ
В Татарстане только в Мамадышском краеведче­ском музее есть зал, посвящённый местным жите­лям – участникам Первой мировой, Русско-японской, Гражданской войн. Несколько лет назад краевед из Набережных Челнов Раиса Мартынова перенесла их изображения с фотографий на большие холсты. Оказываясь среди этих портретов, каждый посе­титель волей-неволей задаётся вопросом: каково это – быть солдатом, испытать все тяготы войны? Два стоящих здесь же походных сундука побывали на поле брани. Один в 1906 году привёз с войны участник Цусимского сражения Алексей Козырев. Второй в 1918 году привёз солдат Иван Махеев. В сун­дуке – полная экипировка солдата русской армии, участвовавшего в Первой мировой.
ВЕРНУТЬ СОЛДАТА!
В 1981 году 19-летний Ильшат Гарайханов из де­ревни Ишкеево Мамадышского района ТАССР был призван в армию, службу проходил в Афганиста­не. В августе 1982 года его рота была направлена в кишлак Малован провинции Бамиан. Десантники должны были выследить и уничтожить группу душ­манов. Но к противнику прибыло подкрепление, наших воинов взяли в кольцо. Во время боя Ильшат вытаскивал из‑под огня раненого товарища по мосту через реку. Но вражеским выстрелом десантника отбросило в реку. Ильшата не нашли ни живым ни мёртвым. Спустя несколько дней моджахеды вышли на российских командиров с предложением обменять тело Ильшата на своих пленных, но пере­говоры не увенчались успехом. Сейчас поисками занимается старшая сестра Ильшата, Алсу, вместе с младшим научным сотрудником Мамадышского краеведческого музея Гуляндам Давыдовой. Вместе с однополчанами Ильшата, представителями России в Афганистане, при поддержке республиканских и российских властей они надеются вернуть сол­дата домой.
 
ЕДИНСТВЕННАЯ ПУЛЯ
С войной связаны многие интересные экспонаты музея. Кажется, что именно война определяла судьбы людей ХХ века. В одной из витрин – однозарядный дамский пистолет. В 1917 – 1920‑е годы такой могла использовать для самозащиты любая женщина, не рискуя быть осуждённой за убийство. Такой, говорят, был у маршала Рокоссовского. Проведя по ложному обвинению в застенках НКВД три года, он решил, что, когда за ним придут в следующий раз, то живым не возьмут. С Великой Отечественной войны он вернулся героем. Дамский пистолет так и не пригодился.
ПРИЧУДЫ КУЛИНАРИИ
До революции Мамадыш был хоть и небольшим, но известным купеческим городом. Жили здесь, что называется, с огоньком. Местный предпри­ниматель Носков сделал состояние на продаже во Францию собственноручно выращенных мари­нованных шампиньонов. Насмотревшись на тамош­ние кулинарные изыски, купец решил расширить ассортимент. Он завёл пруд и начал разводить лягу­шек. С ними поступал так же, как с шампиньонами. Консервированные лягушачьи лапки отправля­лись из Мамадыша прямиком на стол парижских гурманов.
То ли Носкову, то ли владельцу винокурен купцу Щербакову принадлежала уникальная поваренная книга 1828 года. Этот огромный том лежит в одной из витрин музея. Издание было одобрено к печати самим императором Николаем I. Рецепты русских и французских блюд (по три трапезы на каждый день года) не повторяются. Многие из них давно утрачены. Например, рецепт изготовления белой колбасы (из рыбы). В музее мечтают устроить фестиваль блюд из этой замечательной книги.
ОДНА ФАМИЛИЯ – ДВЕ СУДЬБЫ
«Чайковский Германа писал с Фигнера. Он общал­ся с Фигнером, он репетировал Германа с Фигнером. Более того, есть сведения о том, что он даже совето­вался с Фигнером и правил партию Германа в связи с какими-то замечаниями Николая Николаевича», – рассказала прессе научный сотрудник отдела руко­писей Российской национальной библиотеки Елена Михайлова. Выдающийся русский оперный тенор, своим голосом покоривший в 1880‑х годах Италию, Испанию, Румынию, «солист его Императорского Величества» Николай Фигнер родился в 1857 году в Мамадыше в деревянном особняке, стоявшем до пожара 1863 года на месте здания нынешнего музея. Тогда здесь жила семья купца Ивана Захарова, женатого на сестре матери Николая.
В музее хранятся копии дневников артиста. В них упоминается его не менее известная родная сестра – террористка Вера Фигнер, приезжавшая в сегодняш­нее здание музея – в гости к тёте.
P.S. Отправляясь в Мамадышский краеведческий музей, непременно попросите, чтобы вашим экс­курсоводом была Гуляндам Давыдова. Всеми этими историями мы обязаны ей.
 
 
 
Фото предоставлены Мамадышским краеведческим музеем
 
Олеся Бондаревская

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: