Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Матлот по-тетюшски для Льва Толстого

Матлот по-тетюшски для Льва Толстого

На 190‑летие Льва Толстого в Тетюшах подавали матлот – одно из любимых блюд писателя. В бытность Льва Николаевича готовила матлот его супруга – Софья Андреевна. Нынче же с этим преотлично справляется Наталья Геннадьевна Понедельникова, директор Музея истории Тетюшского края. Тем более и поваренная книга жены Толстого у неё всегда под рукой.

02 октября 2018

«ВОЗЬМИ РЫБЫ КАКОЙ УГОДНО, РАЗНОЙ»
 
В общем, мы попали на тетюшский матлот и не прогадали.
– Это французское блюдо, в пе­реводе звучит как «по-матросски». Готовят его из дичи или из рыбы, – знакомит нас с будущей вкусняти­ной Наталья Геннадьевна. – Оно до­статочно простое в исполнении, как и все блюда у Софьи Андре­евны, незамысловатые рецепты на каждый день. «Возьми рыбы какой угодно, разной» – пишет она. И мы берём сома и судака – на­ших, фирменных, тетюшских. Наша рыба – наша фишка. Матлот можно готовить и с грибами, и без гри­бов, с красным вином или с белым, но обязательно с сухим.
ВЗДОХИ НИКОЛАЯ
– Вообще, Софья Андреевна ув­леклась кулинарией после того, как зашла на кухню к повару Ни­колаю, – рассказывает Наталья Геннадьевна. – Ей не понравилось, как тот вёл кухонное хозяйство – грязно, недостойно, не по-граф­ски… Иногда Николай, которого за выпавшие зубы разжаловали из крепостного музыканта-флейти­ста в кухонные мужики, напивался, сильно переживая по поводу смены деятельности. «Обед был очень ду­рен, картошка пахла салом, пирог был сухой, левашники, как подо­шва... Ела один винегрет и после обеда бранила повара» – писала Софья Андреевна в своём дневнике. Вскоре она взяла бразды кулинар­ного правления в свои руки. Строго наказала повару блюсти чистоту, сшила ему белую куртку, фартук и колпак, бывало, сама вставала к плите. Сначала ей это не очень нравилось. Свои первые кулинар­ные подвиги она описывала так: «Как же мне к концу готовки стал противен этот гусь. Я даже его и есть не могла!» Но затем дело по­шло, и Николай стал аккуратнее готовить, а Софья Андреевна завела даже свою собственную поварен­ную книгу, в которую записывала «именные» рецепты: сметанный пирог Анке, яблочные пирожки Берсовские, пастила Толстых, пас­ха Яснополянская, яблочный квас Марии Николаевны, эликсир от зубной боли Пелагеи Ильиничны, пирожки «Вздохи Николая»…
ПРО ПЕРВУЮ ЛЮБОВЬ
– Всё это очень вкусно, аппе­титно и познавательно, но по­чему день рождения графа Тол­стого мы празднуем в тетюшской Долгой Поляне? А не в тульской Ясной Поляне?
– Потому что история усадь­бы и судьбы её владельцев тесно связаны с именем Толстого, как и история Казани, где случилась первая любовь юного Льва Толстого к Зинаиде Молоствовой, воспи­таннице Родионовского институ­та благородных девиц и будущей тётушке Владимира Германовича Молоствова – предводителя Тетюш­ского уездного дворянства (в пе­реводе на современный язык он был главой администрации Тетюш­ского района), последнего владельца усадьбы Долгая Поляна. Юные Лев и Зинаида так и не признались друг другу в любви. 23-летний Толстой был застенчив, не сумел выразить свои чувства, уехал на Кавказ. Отту­да писал даже в стихах своему другу Агалину: «…и здорова ль Молоство­ва, известите Льва Толстого». О тех невысказанных чувствах можно прочесть у него в рассказе «После бала». Именно поэтому его считают автобиографичным. Больше Толсто­му не удалось встретить свою Зина­иду. Может быть, поэтому он пронёс через всю жизнь тёплые чувства и к Долгой Поляне, и к Молоствовым, и лично к Елизавете, которая вела непрерывную переписку с писа­телем, часто посещала его в Ясной Поляне в последние годы его жизни, редактировала юбилейное изда­ние собрания сочинений Толстого. Это была большая хорошая друж­ба между семьёй Толстых и семьёй Молоствовых, которая началась ещё задолго до женитьбы Владими­ра и Елизаветы, а после их свадьбы получила новый толчок. Можно ска­зать, что они дружили… полянами. Ясная Поляна и Долгая Поляна – и это тоже знаково.
1-16
ЯСНАЯ ПОЛЯНА & ДОЛГАЯ ПОЛЯНА
Название имений, можно ска­зать, смагнитило, притянуло – иначе не скажешь. Эти усадьбы, считаю, должны стать побратимами. Ли­повые аллеи, лиственничные ал­леи – всё это переплетается в двух усадьбах неслучайно.
Владимир Молоствов обсуждал с Львом Толстым политику, законы, нововведения. Частенько они имели разные мнения по тем или иным вопросам, много спорили. Елиза­вета больше говорила с Толстым о литературе, о духовных делах, о религии. Объединяло их изуче­ние русского сектантства. Толстой был её цензором – все свои труды, очерки, статьи она посылала снача­ла Льву Николаевичу. Была между ними особая близость, духовная или даже отцовская. Представьте себе, вырванные из своего дневника странички она отправила ему и про­сила после прочтения уничтожить. То есть она доверяла ему самые сокровенные вещи и мысли. Даже когда собиралась поменять город­скую жизнь на сельскую глубинку, она также советовалась с Толстым. И он сначала отговаривал: как же она, такая талантливая, образован­ная, отправится в провинцию…
«СТЕРЕТЬ МУКУ С МАСЛОМ»
– Вернёмся к нашей поварен­ной книге. Что она нам велит?
– Велит, говоря языком Софьи Ан­дреевны, сначала быстро обжарить рыбу. Затем «стереть муку с маслом, положить шампиньоны, мелкого луку и стакан сухого вина и столько же рыбного бульона, солить и ва­рить этот соус, и налить его на рыбу, и опять варить вместе с рыбой, пока рыба поспеет, и посыпать немного петрушкой». Петрушку мы прямо пучком положим, чтобы стебли поварились и отдали свой аромат. И тушим минут двадцать. Рыба должна пропитаться соусом.
КАК СТРАННО УХОДИТЬ ОТ ЭТИХ ЯРКИХ ЗОРЬ…
– В Тетюшах несколько музеев, в каждом – масса историй и ле­генд. Вам лично какая история ближе, какой музей дороже?
– Дорог каждый. Но Долгая По­ляна – это особое место с потря­сающей энергетикой и уникаль­ной историей. Лет двадцать назад мы стали совершать подворные обходы в Долгой Поляне. Хотели найти старожилов, тех, кто помнит Молоствовых – последних хозяев усадьбы. Очень обидно, что рань­ше никто не говорил и не собирал историю о жизни столь замечатель­ных людей. Помню, был в Долгой Поляне дед Яков вот с такой бо­родищей, как из сказки, в льня­ной рубахе ходил… Он когда‑то работал у Молоствовых и многое мог бы рассказать. Но к тому вре­мени не стало и его.
И вот мы в соседнем селе Сюке­ево, входившем когда‑то в Тетюш­ский уезд. Нам подсказали, здесь бабулечка живёт, ей за 90 лет, она помнит барыню Молоство­ву. Подходим. Перед нами ста­ренький покосившийся домик. Бабулечка, как полотно, белая, почти на смертном одре лежит. Мы уж и не надеялись, что она хоть что‑то сказать нам сможет. А она как узнала, что мы Елиза­ветой Молоствовой интересуемся, оживилась. Говорит: «Доченьки, помогите мне сесть!» И начала рас­сказ о хозяйке усадьбы. На глазах произошло преображение собе­седницы: разрумянилась, глаза загорелись живым светом. Столько любви, столько тепла в адрес бары­ни мы услышали! Я была потрясе­на. Как же так надо было прожить жизнь, чтобы у простой сельской девочки осталось столько хороших воспоминаний! Будто об ангеле небесном рассказывала, хотя и со­вершенно простые вещи: как ба­рыня их мам учила пасынковать помидоры по науке, как детишек обучала грамоте, подарки всем привозила…
СПРАВКА
Елизавета Владимировна Молоствова (урождённая Бер), (1873–1936). Владелица усадь­бы Долгая Поля­на (Тетюшский район), этнограф, исследователь сектанства. Сестра поэта Б. В. Бера.
 
Сумейте прожить так, чтобы такой свет в душе оставить у ма­лознакомого человека, не у близ­кого, не у того, кто влюблён в вас! А стихи какие Елизавета писала! Один наш гость настолько проник­ся историей любви Молоствовых, что, услышав стихи Елизаветы, был растроган до слёз и помог нам приобрести в гостиную ста­ринный рояль – почти такой же, как стоял там когда-то!
И теперь романсы на стихи Ели­заветы Молоствовой, положенные на музыку ульяновскими компо­зиторами, мы исполняем гостям усадьбы под музыку этого рояля.
Лично мне, как и всем, кто заду­мывался о том, что будет с нами по­сле смерти, греют душу в её стихах такие строки, они мои любимые:
 
Как странно уходить от этих ярких зорь
И знать, что без тебя всё будет так, как было…
И что никто кругом твою не понял хворь,
А всё, что помнило, – давно тебя забыло…
Грустишь ты? Но о чём? Что путь окончен твой,
Что ночь сменяет день в естественном теченье?
И отдых дан тебе, как благостный покой
С надеждой новых зорь при новом пробужденье?
Усталость и болезнь – то зов в надзвёздный мир,
То голоса тебя опередивших,
И обещанье их, что если здесь ты сир,
То там тебя ждёт сонм познавших и любивших.
 
 
Эти проникновенные строки романсов, которые звучат в музы­кальной гостиной, туристы слушают затаив дыхание.
ПАМЯТИ ТАТЬЯНЫ ЖЕЛЕЗНОВОЙ
Единственная сохранившаяся в Татарстане сельская дворянская усадьба ещё до конца не восстанов­лена. Но правительство республики выделило средства на воссоздание её исторического облика и восста­новление прилегающей террито­рии.
Это место с особой философией жизни. Молоствовы – люди, с кото­рых можно брать пример каждому. Усадьба с её историей заставляет остановиться, оглянуться, подумать и понять, что ты делаешь не так. Для этих дум под вековой елью на первые заработанные средства музейщики установили «скамью раздумий». А грантовый проект «Наследник крепкий доблестного рода» (строка из «Элегии» Бориса Бера – брата Елизаветы) помог в ре­конструкции интерьера кабинета В. Г. Молоствова.
Бывшая сотрудница музея, Татья­на Владимировна Железнова, ког­да‑то практически жила в усадьбе, радея за её восстановление. Уходя из жизни, она просила нас: «Толь­ко не оставляйте усадьбу! Дожить бы до того момента, когда её от­ремонтируют, начнут приезжать люди, которые поймут и оценят её уникальность». Наверное, сей­час она радуется. Я хожу по этому дому и физически чувствую, что и Татьяне Владимировне, и Елизавете Владимировне, хоть они и из раз­ных временных отрезков, нравится, что вновь зазвучали стихи и роман­сы, – усадьба ожила.
ПАМЯТНИК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Если люди больны идеей, если бредят ею, не бывает, чтобы Все­вышний их не услышал. Услышит. И всё получится.
Для меня Долгая Поляна – не про­сто архитектурный памятник, а па­мятник человеческих отношений. Восхищает, как люди умели жить и созидать. Насколько тут всё про­питано мудростью, ничего бездум­ного, ничего лишнего и пустого. А у нас сейчас как происходит?
Зачастую мы не задумываем­ся о содержании и смысле. Едем за тысячи километров – а удиви­тельное рядом. А у них как было? Отправился в путешествие, дабы познать самого себя. Построил жен­скую гимназию, дабы увековечить память о покойных родителях. Всё со смыслом, всё с содержани­ем. Во всех дворянских усадьбах не срубали под постройки дере­вья, а лишь только подстраивались под ландшафт и грамотно вписы­вали туда творения человеческих рук… Сейчас мы порой нарушаем гармонию человека и природы. А здесь всё единое целое, из одного в другое перетекающее. В Долгой Поляне особая аура. Люди, чувстви­тельные к энергетике, ощущают её силу…
 
1-17
В роли Льва Толстого – народный артист РТ А. И. Купцов, приехавший в усадьбу на съёмки фильма о писателе.
 
ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СУДЕБ В ПОВАРЕННОЙ КНИГЕ
Так и у Толстых. Не зря эти семьи были дружны. Я просто зачиты­ваюсь этой поваренной книгой, она меня увлекла. Это же история человеческих судеб! Сразу пред­ставляю тех людей. Пирог Анке, «вздохи Николая»… Что за вздохи такие? Оказывается, повар Нико­лай надувал пирожки воздухом – вот вам и «вздохи» получились! Каждый рецепт связан с личностя­ми, с традициями, с семьёй. Со­фье Андреевне надо было угодить своему знаменитому мужу и всему многочисленному семейству. У Льва Николаевича был довольно слож­ный характер, был привередлив к еде и при всём при том покушать любил много. «Сегодня за обедом, – писала она в дневниках, – я с ужа­сом смотрела, как он ел: сначала грузди солёные... потом четыре гречневых больших гренка с супом, и квас кислый, и хлеб чёрный. И всё это в большом количестве».
Надо было, чтобы и просто, и по-крестьянски, и вкусно. И она к чёрствому хлебу добавляет ягодки, какие‑то добавки-соусы-манипу­ляции, получается чудесный пи­рог. Всё хотелось ей облагородить, офранцузить, сделать красиво.
– Похоже, сейчас и мы облаго­родим нашу рыбу…
– Да, начинается главное волшеб­ство. Добавляем в блюдо белое сухое вино. Можно красное. Тогда рыба будет другого цвета, более тёмного.
– Крестьянская пища полу­чается очень не крестьянской, с сухим‑то вином…
– Облагороженная. У Софьи Ан­дреевны написано в книге всё очень просто, без пропорций, без описаний… Поэтому мы вопрос из­учили, попробовали несколько раз и вывели для себя рецепт с опти­мальными пропорциями. И, скажу я, вы нам подкинули замечательную идею – будем угощать гостей и ту­ристов по книге Софьи Андреевны. У нас есть программа «Званый обед в усадьбе» – туда и включим.
ЦЕНА ЛЮБВИ
– А что это за рукопись, кото­рую Елизавета Молоствова дала почитать Толстому, – «Цена люб­ви»?
– Прочитав, Толстой догадал­ся, что она писала с себя. Цена её любви к супругу, к усадьбе… А я бы интерпретировала по-другому. Как бы ни банально это звучало, мне кажется, рукопись о патрио­тизме, о любви и боли... Ведь даже партийные деятели были потря­сены силой характера, стойкости и преданности Елизаветы Влади­мировны. Тот же чувашский поэт Сеспель…
Елизавета Владимировна пы­талась спасти то, во что вложено столько любви и заботы, предлагала сделать в усадьбе дом писателей, лишь бы её сохранить… Сеспель, ко­торому выпала доля отнимать у неё библиотеку – самое дорогое её дети­ще, вспоминает, что навстречу вы­шла худощавая, хрупкая женщина, очень утончённая. Она держалась с необыкновенным достоинством, она была так умна… Он почувство­вал её боль, и не поднялась рука.
Елизавете Молоствовой при­шлось пережить самое страшное, то, что даже страшнее смерти лю­бимого мужа. Ей довелось быть ненужной. Она и учёный, она и литератор, а в литературную го­стиную в собственном доме её даже не приглашают… Она остаётся в одиночестве, хотя была знако­ма с Крупской, Лениным, Горь­ким… Но такое отношение не от них шло, оно от местной власти происходило. Потому что на фоне Молоствовых, на фоне их органи­зации хозяйства новая власть вы­глядела не лучшим образом. Поэто­му и крушили то, что создано было душой и сердцем: сжигали пар­кет, потому что лень было ходить за дровами, выбрасывали мебель. И хрупкая сильная женщина смогла выдержать это до конца. Хотя мог­ла уехать куда угодно, у неё много родственников, но она остаётся со своей усадьбой до последнего вздоха и часа. До 1936 года. Поче­му? Ответ на этот вопрос я нашла в её стихотворении:
В этом мире мне жаль нежной ласки твоей,
Удивлённого милого взора,
Золотого заката средь тихих полей,
Над заснувшей землёю звёзд узора.
Жаль мне летнего дня на прибрежном песке,
Трав высоких пахучих цветенье;
Солнца жаркого утра и в ближнем леске
Птиц немолчное звонкое пенье.
Жаль гвоздики пучок на столе предо мной,
Принесённый любимой рукою,
И осеннего вечера мирный покой
У камина в беседе с тобою.
Жаль моих книг – моих мудрых друзей с юных лет,
Жаль хранителей дивных творений,
Но я радость земли, как не меркнущий свет,
Унесу в мир других измерений.
 
Наталья Геннадьевна так умеет читать стихи, что «Татарстан» за­мирает, забывая и о цели визита, и о голоде.
– Я бесконечно могу говорить на эту тему, – улыбается директор музея. – Меня нужно вовремя оста­навливать.
И останавливается, чтобы выло­вить из соуса рыбку и уложить её на поджаренный хлеб. «Потом выкла­дывай на блюдо каждый кусок рыбы на ломтике поджаренного белого хлеба и облей всё соусом» – цити­рует она рецепт Софьи Андреевны.
Получаются горячие бутерброды, которые, говорят, хороши и холод­ными. Но до холодного состояния они явно не доживут.
ОСОБЕННОСТИ МУЗЕЙНОЙ ПРОФЕССИИ
– В Тетюши едут за достоприме­чательностями или за рыбными деликатесами? – закатывая глаза от удовольствия, интересуется «Та­тарстан».
– У нас есть разные программы: кто‑то выбирает «Званый обед в усадьбе», а кто‑то знакомится только с историей края, – гово­рит Наталья Геннадьевна. – Зна­ете, во времена моего детства теплоходы через каждые два часа подходили к тетюшским берегам. А в купеческие времена до 24 су­дов в день приставали, 7 приста­ней было в Тетюшах. Сегодня всё гораздо скромнее, но мы прекрас­но понимаем, что туризм помог нам шагнуть на новую ступень, дал возможность развиваться. Конечно, сотрудники бы в отпуск летом ходили, как все нормальные люди… Но городок у нас маленький, с населением не густо, школьни­ков сейчас трудно завлечь в музеи. Поэтому благодаря туризму ситуа­ция существенно изменилась. И мы очень этому рады.
– Путешествуя по музеям Та­тарстана, мы заметили, что му­зейщики наши горят букваль­но: они придумывают каки­е‑то невероятные программы, конкурсы, зазывалки, ноу‑хау различные, порой из ничего практически… Никто не ноет в этой профессии. Все оптими­сты. Как вам удаётся сохранять такой настрой? Откуда в вас это?
– Особенности профессии. И духа. Если ты не музейщик – отсеешь­ся, уйдёшь. Тому, кто не получает от такой жизни удовлетворение, с нами некомфортно. Они уходят рано или поздно.
У меня тоже были опасения, как бы со всеми развлекательными программами не потерять науч­ность. С другой стороны, мы по­нимаем, что в классическом вари­анте музей сегодня не интересен. Поэтому пришли к компромиссу. И туристам интересно, и музей востребован. Идём вперёд и ни на какие закавыки не обращаем внимания. Без новой интерпре­тации тоже нельзя. Но и к исто­рии нужно бережно относиться. Например, я считаю, что никакой современной брусчатки в Долгой Поляне быть не должно! Должны остаться душа и история.
1-15
В ТЕТЮШАХ И САМ ГОРОДНИЧИЙ ЛАПТИ ПЛЕТЁТ…
– Через 10 лет какими видите ваши купеческо‑современные Тетюши?
– Хочется сохранить хоть чуть‑чуть деревянные Тетюши… Ведь когда‑то говорили, что «В Тетюшах и сам городничий лапти плетёт». Славились Тетюши лаптя­ми и краснодеревщиками, творения которых сохранились в деревянной резьбе домов. А теперь: тут выкупят дом, тут построят, тут обошьют – и не остаётся старого очарования. В детстве фасады домов мне пред­ставлялись человеческими лицами. У кого-то «брови» вверх пополз­ли – наличники такие, у кого‑то «глаз» подмигивает – окно так «смотрит»… Все дома живые были, с разными выражениями «лиц». Чтобы колорит и дух тот не убить, вместе с руководством района взя­лись за восстановление купеческого центра. Задача, считаю, нам, тетю­шанам, по силам, тем более в этом заинтересован и глава.
Я всегда знала, что не смогу уехать за границу жить. Не надо мне ника­ких забугорных благ и райских кущ. Без берёзок не могу. Без татарской речи не могу, хоть сама и не та­тарка. Здесь всё родное, всё моё, всё лучшее. А ананасы, артишоки и подобное Молоствовы в своей оранжерее выращивали ещё в те времена. Где Тетюши, а где анана­сы? Тем не менее и мариновали их, и консервировали, и на экспорт отправляли! Так что в наших кра­ях можно сделать и вырастить всё, было бы желание. И думайте про меня что хотите.
– Мы думаем только одно: пора нам, наверное, и честь знать!
 
– Кстати, для этих целей в дво­рянском обществе существовал разгонный пирог – намёк на то, что пора и честь знать. Чтобы го­сти брали по кусочку и побыстрее расходились.
– Намёк понят.
ЯВЛЕНИЕ ГРАФА НАРОДУ
– Подождите, вы ещё чаю не по­пили! В семье Льва Толстого чай – важнейшая традиция. К чаю Тол­стой всегда приходил вовремя. Хотя на завтрак, обед и ужин опаздывал на час-полтора стабильно. С года­ми он стал большим поклонником чая, – цедя кипяток из самовара, рассказывает Наталья Геннадьев­на, – изменив кофе за его «иллюзор­ность», когда силы прибавляются, «пишешь-пишешь, а всё без толку».
Помним-помним. Лев Никола­евич пил чай только из стакана с подстаканником. И самым глав­ным для него в церемонии чаепи­тия были не варенье и не пирог, как пишут историки, а вдумчивые разговоры, во время которых было запрещено только одно…
– Пукать и ругать правитель­ство! – цитирует себя самого об­разца 1908 года Лев Николаевич собственной персоной.
И пока мы пребываем в состоя­нии шока от данного необъяснимо­го явления, Наталья Геннадьевна уже хлопочет вокруг «графа», уго­щая его матлотом. «Лев Николае­вич» кушает да нахваливает. Аппе­тит у него всегда был отменный…
– Это ещё что, – смеётся, наблю­дая за нашей реакцией, Наталья Геннадьевна, подливая гостю чай. – У нас были случаи, когда хозяйке вдруг что‑то не нравилось и она подавала знак… Да и с людьми, ко­торые недостойно себя ведут в этом доме, происходит нечто загадочное, необъяснимое…
 
 
 
Нам понадобится:
1-3

 


  1. Сом или судак –1 - 1,5 кг

  2. Шампиньоны –500 г

  3. Масло сливочное – 200 г

  4. Соль/перец – по вкусу.

  5. Вино красное – 1 стакан

  6. Рыбный бульон – 1 стакан.

  7. Мука –2 ст.ложки с горкой

  8. Лавровый лист – 3 листа

  9. Петрушка – пучок

  10. Хлеб ржаной (или белый) –1 булка



  11.  
  12.  

 

 

 

 

 

 


  1. Солим!1-5

  2. Обваливаем!1-6

  3. Поджариваем!1-7

  4. Пассеруем!1-8

  5. Добавляем!1-9

  6. Размешиваем!1-10

  7. Соединяем!1-11

  8. Вливаем!1-12

  9. Тушим!1-13

  10. Укладываем!1-14



  11.  
  12.  


 
1-19
1-2

 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: