Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Мечеть «Иске Таш» в Казани

Мечеть «Иске Таш» в Казани

Первый азан* с минарета «Иске Таш» прозвучал в 1802 году. Мечеть, построенная на пожертвования купца первой гильдии Габдуллы Утямышева, поднялась на месте, которое почиталось особо.

13 июля 2022

По легенде здесь была братская могила воинов, павших при защите Казани в 1552 году. На месте захоронения стоял большой старый камень (Иске Таш), который и дал название мечети. Старожилы утверждали, что камень этот ещё долгие годы можно было видеть перед восточным фасадом храма. Есть и другая версия: будто бы при сооружении «Иске Таш» использовались старые камни разрушенных мечетей. Сама же «Иске Таш» в разные периоды своей истории носила и другие названия: «Старокаменная», «Большая каменная», «Девятая соборная».
_4080820
ЭТИ СТЕНЫ ПОМНЯТ КУРСАВИ И АМИРХАНА
С мечетью «Иске Таш» связаны имена выдающихся личностей. Известно, что при строительстве кыйблу – направление на Мекку – определил Габденнасыр Курсави, родоначальник татарского религиозного реформаторства. Имамом мечети в 1853–1921 годы был педагог-новатор и просветитель Мухамматзариф Амирхан – отец писателя Фатиха Амирхана.
Представители династии Амирхановых, кстати, служили здесь имамами почти с самого основания мечети. Среди них – видный богослов и историк Хусаин Амирхан – мулла мечети в 1847–1889 годы. А в 1893–1932 годах муллой был поэт, историк и богослов Мухамматсадык Иманкулый (репрессирован в 1932 году).
_4080861
В СТИЛЕ МИНАРЕТОВ БУЛГАРА И КАСИМОВА
Минарет «Иске Таш», как бы вырастающий из середины крыши, решён и оформлен подчёркнуто строго и лаконично. Так же, как и фасады храма, – всё в соответствии с канонами классицизма. Но сами формы четырёхъярусного минарета напоминают минареты Булгара и Касимова – сооружения, построенные задолго до того, как утвердилось названное эстетическое направление. Интересна и конструкция здания. Два молельных зала разделены стеной, толщина которой почти два метра. По сути, это основание минарета. Здесь же, в стене, – и узкая лестница, ведущая на минарет.
Молельные залы расположены на втором этаже. Первый, перекрытый массивными крестовыми сводами, использовался для хозяйственных нужд. Один из сводов в центре опирается на большой квадратный столп – такие конструкции перекрытий были характерны ещё в XVIII веке, до нашего времени они дошли в первозданном виде. Минарет же, судя по всему, был построен в 1830‑е годы, когда мечеть реконструировали по проекту архитектора Александра Шмидта.
_4080851
ПОСЛЕ ВЕКА ЗАБВЕНИЯ
Приход «Иске Таш» был одним из самых многочисленных в городе, в местном медресе учились 80 шакирдов, мечеть была настоящим общественным центром Ново-Татарской слободы. Всё закончилось 22 апреля 1939 года, когда решением властей Татреспублики мечеть была закрыта. В советское время её использовали сначала под школу, потом под склад…
В 1994 году мечеть была возвращена верующим. Сегодня «Иске Таш» – памятник истории федерального значения.

Год назад началась её реставрация: средства, около двухсот миллионов рублей, выделены по известному партийному проекту. После того как все работы будут выполнены, мечеть предстанет такой, какой она была на заре своей истории, в начале XIX века. Убираются все «лишние» элементы: перегородки, потолки, двери, появившиеся преимущественно в советское время. В свою очередь восстанавливаются детали, элементы, которые были утрачены за два века. Для того, чтобы всё было исторически достоверно, реставраторы тщательно изучили архивные материалы. Узнали, например, что «Иске Таш» вначале была двухкупольной – такой она будет и после реконструкции.
Реставрацию мечети предполагается завершить в будущем году.
P.S. Некоторые исследователи полагают, что предшественницей мечети «Иске Таш» была Вторая деревянная новослободская мечеть (располагалась на месте дома №7 на ул. Меховщиков). Она значится на послепугачёвском плане перепланировки Казани 1782 года, составленном архитектором Василием Кафтыревым. После строительства каменной «Иске Таш» деревянная мечеть некоторое время ещё использовалась местной общиной, но начиная с 1830‑х годов на картах города её уже не найти.
Адрес: Казань, ул. Мазита Гафури, 34А.
Фото: islam-today.ru, Александр Ефремов
* Азан – призыв к молитве

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: