Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Мечеть села Большая Елга

Мечеть села Большая Елга

Старинную деревянную мечеть в селе Большая Елга Рыбно-Слободского района журналисты «Татарстана» посещали не раз. И в конце 1970-х*, когда мечеть после длительного забвения вернули верующим. И в 90-х, когда она была признана объектом культурного наследия. И в прошлом, 2021 году, когда обновлённая и отреставрированная мечеть открыла двери для своих прихожан и высоких гостей из Казани.

30 апреля 2022

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ. АМБАРНАЯ
Мусульманский храм был построен в 1879 году указным муллой Валиуллой Галиевым по проекту, утверждённому Казанским губернским правлением. До печально известного борьбой с религией 1937 года мечеть использовали по прямому назначению. Большую Елгу даже называли не по «имени», а просто «деревня с мечетью». Но в 37‑м её, как и многие другие храмы, превратили в зерновой склад.
– Я помню, – рассказывал в одну из поездок «Татарстану» мулла Тагир Гайнутдинов, – в детстве мы играли в этом амбаре в прятки. Ещё помню следы от пуль на минарете, видимо, кто‑то использовал его как мишень...
ЕфремовАН0010002
ИСТОРИЯ ВТОРАЯ. ЧУДЕСНАЯ
Истории и легенды жителей Большой Елги до сих пор хранятся в подшивках журнала. Полистаем?
– Чудесная история произошла летом, в 30‑е годы… – рассказывают сельчане. – Приехали безбожники, чтобы снять минарет с мечети. И вдруг на небе появились чёрные тучи, поднялся такой сильный ветер, прямо штормовой, что люди эти не смогли подняться к минарету, уехали ни с чем, и он тогда остался целым.
ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ. ВОЛШЕБНАЯ
– К вере нас привёл первый мулла деревни Абубакир, – рассказала директор музея Большая Елга Хатима Султанова. – Абубакир мулла пришёл к нам из Алькеево примерно в 1393 году, когда деревня только-только образовалась. Про него говорили, что Абубакир мулла переплыл Каму на своём чапане**. Это увидели люди и удивились волшебной силе, пошли за ним. Так он привёл наших прародителей к вере.
ЕфремовАН00086
ИСТОРИЯ ЧЕТВЁРТАЯ. СВЯТАЯ
– Несколько лет тому назад в мечеть зашёл один человек, – вспоминал Тагир хазрат Гайнутдинов. – Поздоровался с нами, прочёл намаз, а потом сказал: «Слава Аллаху! Исполнилось желание моего отца!» Оказывается, в советское время он с отцом, глубоковерующим человеком, проезжая мимо нашей деревни и увидев мечеть, из которой сделали склад для минеральных удобрений, заплакал. И попросил у Всевышнего: «О, Аллах! Пусть эту мечеть озарят лучи веры! Пусть она превратится в святое место!» А мне он сказал в тот день: «Улым, этот день придёт, люди вернутся сюда! Я вижу их, читающих намаз». Тогда мне казалось, что его желание никогда не сбудется. Но сейчас я вижу, оно сбылось, и считаю, что в восстановлении мечети есть и его заслуга – ведь именно с этой просьбой он тогда обратился к Аллаху.
ЕфремовАН00087
ИСТОРИЯ ПЯТАЯ. ОБЕРЕГАЮЩАЯ
Ещё одна легенда гласит, что полумесяц мечети всегда смотрел в сторону киблы***, поэтому в деревне никогда не было никаких природных катаклизмов, и сельчане считают, что мечеть их оберегает от всех бед.
ИСТОРИЯ ШЕСТАЯ. УПОРНАЯ
С открытия отреставрированной мечети журналисты «Татарстана» привезли историю ещё об одном участнике, причастном к жизни этого храма. Местный житель Сунгатулла Юнусов вместе со своими девятью детьми старался даже в самые суровые для мечети времена поддерживать её на свои деньги: красил, ремонтировал, упорно добивался её восстановления. Об этом рассказали внучки Сунгатуллы.
«Мечеть нашего деда открылась, слава Богу! Я помню, как сама красила её всю…» – не смогла сдержать слёз одна из внучек Юнусова. «В 70‑е годы дед ездил в Уфу, Москву и даже Ленинград, чтобы вернуть мечети её статус. Простой деревенский дед добился своего: в 1978‑м мечеть заработала снова, – рассказала Исламия Хайретдинова, другая внучка Сунгатуллы.
ЕфремовАН00083
ИСТОРИЯ СЕДЬМАЯ. ПОБЕДНАЯ
Мечеть Большой Елги – это один из самых старинных деревянных мусульманских храмов в Татарстане, образец татарского деревянного зодчества XIX века. Поэтому реставрационные работы были очень сложными и кропотливыми. Специалисты сохранили подлинные стены сруба на 70%. Воссоздали чердачные балки перекрытия, стропильную систему, основание минарета, разработали интерьеры молельных залов. Сохранили внешний облик мечети. Теперь в храме есть отопление, помещение для омовения.
Не обошлось и без трудностей. Минарет увезли в мастерскую к известному архитектору Александру Попову, в Вологодскую область. Но через месяц специалист потребовал вдвое увеличить финансирование, при этом условия, в которых содержалась разобранная мечеть, были совершенно неудовлетворительными. И мечеть «поехала» обратно. Забирал составляющие Тагир хазрат, там увидел, что подобная же участь постигла и брёвна церкви села Архангельские Кляри Камско-Устьинского района, прибывшие туда же на реставрацию. Говорят, они до сих пор там лежат…
Но худа без добра не бывает. Проект закончила казанская реставрационная организация «Объединённая строительная компания».
«Мечеть была построена нашими предками более 140 лет назад. С тех пор прошло очень много времени. Тем не менее совместными усилиями нам удалось сохранить и восстановить здание», – награждая реставраторов за отличную работу, сказал Президент РТ Рустам Минниханов.
* В 1970-х журнал «Татарстан» назывался «Коммунист Татарии»
** Чапан – кафтан, который мужчины и женщины носят поверх одежды.
*** Кыбла, кибла – направление на Каабу, куда мусульмане обращаются лицом при молитве. Имеет важное значение при строительстве мечетей и других культовых сооружений.
Фото: Александр Ефремов

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: