Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
МЕДРЕСЕ «МУХАММАДИЯ»: СВЕТ ИСТИНЫ

МЕДРЕСЕ «МУХАММАДИЯ»: СВЕТ ИСТИНЫ

Полвосьмого утра. Двери медресе беспрестанно открываются – студенты приходят на занятия. Здесь не увидишь толкотни, беготни, суеты, все улыбаются друг другу, негромко приветствуя «Ассалямуалейкум». Молодые люди у входной двери меняют уличную обувь на вторую. Да, здесь другой мир, другая молодёжь… Благонравная, благовоспитанная. В медресе «Мухаммадия» я постигла истинное значение этих слов.

14 мая 2022

«МЕДРЕСЕ ДАЁТ ВЫСШЕЕ ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Удивительно, построенные более ста лет назад стены, лестницы, печи сохранились в первозданном виде. Сохранилась даже надпись на персидском языке на фасаде здания: в начале XX века медресе «Мухаммадия» как народное учебное заведение было отмечено благодарственной доской.
«Мухаммадия» – одно из старейших исламских учебных заведений России. Оно было построено и открыто в 1882 году по инициативе и на средства Мухамеджана Галеева, отца выдающегося религиозного деятеля, просветителя Галимджана Баруди. И очень скоро снискало известность. Желающих учиться в медресе было так много, что в 1885 году купцу Утямышеву пришлось возводить второй, а в 1886 году – третий этажи. Сюда стремились попасть не только татары, но и башкиры, казахи, киргизы, калмыки и представители других тюркских народов.
В 1901 году мэр города Лебедев дал добро на строительство трёхэтажного пристроя к действующему медресе, а на церемонию закладки первого камня пришёл ишан Зайнулла Расулев. У медресе, помимо учебного корпуса, функционировали своя столовая, больница, сад и пасека.
В дальнейшем студенты медресе – просвещенная молодёжь с передовыми взглядами – начали издавать газеты «Мухаммадия», «Телескоп», «Манзаратуль-галям». В 1906 году здесь организовали свою профессиональную театральную труппу «Сайяр». Среди студентов и выпускников медресе – выдающиеся личности: Хусаин Ямашев, Галиасгар Камал, Фатих Амирхан, Мазит Гафури, Фатхи Бурнаш, Карим Тинчурин, Баки Урманче, Наки Исанбет и другие. К великому сожалению, медресе, где за 36 лет прошли обучение более тысячи студентов, было закрыто в 1918 году.
Вот почему в медресе принято делить историю «Мухаммадии» на «старую» и «новую». Возвращение медресе произошло лишь спустя 75 лет. С началом эпохи перемен в стране началось духовное возрождение. 29 ноября 1990 года был организован Центр исламской культуры «Иман». Начались переговоры о возрождении «Мухаммадии» как одного из авторитетнейших учебных заведений Востока. На протяжении трёх лет центр «Иман» вёл подготовку, готовил почву для открытия медресе. 6 июля 1993 года на общем собрании организаторов ректором Казанского высшего мусульманского медресе «Мухаммадия» был избран Валиулла хазрат Якупов. Руководству пришлось столкнуться с рядом проблем. Среди первоочередных – реконструкция здания, обеспечение учебными пособиями и квалифицированными преподавателями…
По воле Всевышнего все трудности удалось быстро решить. В скором времени о медресе заговорили по всей стране. География студентов медресе расширялась из года в год – Омск, Тюмень, Пенза, Оренбург, Самара, Нижний Новгород, Челябинск, Ханты-Мансийск, Чечня, Чита… О соседних регионах и говорить не стоит. Сюда стали приезжать мусульмане даже из стран СНГ: Таджикистана, Казахстана, Узбекистана, Украины и так далее. Выпускников медресе «Мухаммадия» теперь можно встретить в любом регионе. Большинство из них служат имамами или преподают основы ислама.
– Система духовного образования разделена на ступени: начальное, среднее и высшее, – говорит заместитель директора медресе по учебной работе Зульфат Габдуллин. – Выпускникам дневного отделения «Мухаммадии» присваивается диплом о высшем профессиональном духовном образовании, студенты вечернего и заочного отделений получают среднее профессиональное образование. Если на дневном отделении у нас учатся молодые люди до 30 лет, то вечернее и заочное отделения выбирают те, которые работают или где‑то ещё учатся. Среди них есть научные работники, даже профессора и преподаватели.
В медресе преподают 25 наставников. Примечательно, что 80 процентов из них – выпускники самого медресе (так же было и в XIX веке). Каждый преподаватель имеет ещё и высшее мирское образование. Педагоги медресе постоянно совершенствуют свои знания, занимаются научной деятельностью, пишут и издают учебники, по которым учатся студенты не только «Мухаммадии», но и других духовных учебных заведений. Учебный процесс в медресе ведётся на трёх языках: татарском, арабском и русском. Внимание к татарскому языку особенно выросло в последние годы.
В день нашего визита в медресе проходил финал конкурса чтецов стихотворений, приуроченный ко дню рождения Габдуллы Тукая. Как нам рассказали, такой конкурс здесь проводится ежегодно.
«МЫ ПРИЗНАЁМ ТОЛЬКО ОДИН МАЗХАБ»
Заглядываю в учебную программу дневного отделения: здесь студенты обучаются по 56 дисциплинам. Соотношение духовных и мирских предметов – 50 на 50. Задаю Зульфату Габдуллину волнующий меня вопрос:
– Кем могут работать ваши выпускники в дальнейшем?
– Нужно понимать специфику и особенность нашего медресе: главная задача – это воспитание нравственной, благовоспитанной личности с широким кругозором и правильными ориентирами. Что касается конкретных профессиональных навыков, то по завершении учёбы наши выпускники могут быть имамами, наставниками, воспитателями. Есть у нас и целая халяль-индустрия, и другие организации под ведомством ДУМ РТ. Телеканал и радиостанция «Хузур», организации «Закят» и «Хадж»… – как видите, выбор есть.
К тому же выпускники знают в совершенстве арабский язык, а значит, могут работать переводчиками, преподавателями арабского языка. Кстати, арабский язык изучают также в КФУ на факультете востоковедения, но уровень подготовки наших студентов как минимум не хуже – об этом свидетельствуют результаты их выступлений на различных олимпиадах и конкурсах.
Осенью медресе отметит большой юбилей – 140 лет со дня основания. Масштабные реставрационные работы, которые продолжаются по сей день, должны завершиться к этой памятной дате.
С Зульфатом Габдуллиным мы затронули и тему исламских мазхабов.
– В нашем медресе студенты получают исламское образование по мазхабу Абу Ханифы, так называемый Ханафитский мазхаб, – отметил Зульфат хазрат. – Такова концепция, обозначенная в уставе. При поступлении студенты подписывают документ о согласии с уставом медресе. Если студент, будучи в стенах нашего вуза, распространяет другие идеи и взгляды, значит, он идёт против устава, и мы будем вынуждены его отчислить. К этому мы относимся очень серьёзно.
...В начале статьи я назвала студентов медресе благонравными, благовоспитанными. Хочу добавить ещё одно ключевое определение – добродетельные. Ежегодно студенты «Мухаммадии» помогают воспитанникам детских домов, домов престарелых и инвалидов, даря им не только материальные блага, но и главное – душевное тепло.
Руфия Фазылова
Фото: ДУМ РТ, медресе «Мухаммадия»
Реклама

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: