Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Как в Музее Баки Урманче создали «эффект присутствия» Мастера

Как в Музее Баки Урманче создали «эффект присутствия» Мастера

Палитра, краски, кисти, большая картина на мольберте-треноге... Мастерская художника. Сам он наверняка где‑то здесь, рядом...

13 марта 2020

Палитра, краски, кисти, большая картина на мольберте-треноге... Мастерская художника. Сам он наверняка гдето здесь, рядом. Пьёт чай из любимой узбекской пиалы или выводит на скрипке грустную татарскую мелодию. Отдохнёт, протрёт старомодные очки мягкой тряпицей – и снова к мольберту. Баки Урманче заканчивает полотно, на котором его Флора – жена, помощник, муза…
1-5
Ощущение, что художник не ушёл навсегда, а лишь вышел на время из комнаты, появляется, наверное, у каждого, кто впервые попадает сюда, в комнату, где выставлены личные вещи Баки-ага и где хранится неза­конченный портрет. Отдадим должное сотрудникам музея, сумевшим создать «эффект присутствия» Мастера. В ком­нате, где он, между прочим, никогда не был.
Казанский Музей Баки Урманче разместился в особняке XIX века, где раньше была обычная коммуналка. Флора-ханум, вдова художника, в своё время сама выбрала этот дом, что­бы устроить экспозицию, она же при жизни сумела сделать так, что сте­ны, никогда не видевшие скульпто­ра, задышали духом его творчества. Личные вещи Баки-ага, предметы, сохранившие тепло его рук, – всё это принесла сюда она. Кстати, Флора Ах­метова-Урманче, так много сделав­шая для того, чтобы сохранить память о выдающемся сыне татарского народа, до последних своих дней работала здесь сотрудником, поясняет завму­зеем Гелюся Асфандиярова.
Узнав об этом, начинаешь понимать, почему так трогает этот портрет Фло­ры-ханум. Баки Урманче писал, когда ему было уже за девяносто, но так и не успел закончить. Однако даже в не­законченном полотне сумел передать свою нежность и любовь к супруге.
Работы Мастера... Они подчас спо­собны рассказать о нём даже больше, чем воспоминания современников.
ЧУДО ЗЕМНОГО БЫТИЯ
«Как удивительна природа! Мы при­выкли к её ритмам и часто не замеча­ем их. Но если задуматься, то каждое утро и каждый восход солнца – чудо! И приход весны – тоже всегда чудо. Я смотрю на эти рассветы и вёсны восемьдесят лет и каждый раз словно впервые их вижу и удивляюсь разно­образию, богатству и неиссякаемости красоты», – эти слова Баки Урманче, сказанные им в одном из интервью много лет назад, – своего рода ключ к пониманию его творчества.
Пейзажи, натюрморты, жанровые картины, выставленные в галерее му­зея, написаны художником в разное время, в разных манерах, но в каждой он пытается передать это своё ощу­щение чуда. Может быть, поэтому подавляющее большинство его ху­дожественных полотен – такие свет­лые, яркие, жизнерадостные. В своём творчестве он продолжает радоваться, удивляться красоте, которая его окру­жает. И радовать нас, почитателей его таланта.
Всё это тем удивительнее, что ис­пытания, которые выпали на долю Баки Урманче, вроде бы должны были привнести в его творчество трагиче­ские тона. Родившийся в деревне Чер­ки-Гришино ныне Буинского района, он, сын имама, учился в казанском медресе «Мухаммадия», в Первую ми­ровую был призван в армию, где начал увлекаться живописью. После рево­люции писал лозунги и транспаранты для клубов и демонстраций, затем был ВХУТЕМАС в Москве, где Баки учился сразу на двух факультетах – скульптуры и орнамента. В Казани первого татарского художника с выс­шим образованием ждёт успех, но три года спустя, в 1929-м, начинается чёр­ная полоса. Урманче арестовывают – он в числе тех, кто подписал письмо Сталину с просьбой сохранить для та­тарского языка арабский алфавит, не переходить на латиницу. Такие вольности империя не прощает: Баки получает пять лет лишения свободы и отправляется на «перевоспитание» на Соловки.
Освободившись, он едет в Мо­скву. Но с клеймом «враг народа» там не прожить. Урманче уезжает в Алма-Ату. Потом был Самарканд, Ташкент… Возможно, именно то, что Урманче не вернулся в Казань, и спасло ему жизнь: многие из су­мевших выжить на Соловках в 1920-егоды были расстреляны позже – в 37-м, в 38-м…
В Казань Урманче вернётся лишь в 1958-м. Ему уже 61 год, многие в эти годы заканчивают творческий путь. Тем удивительнее, что почти все са­мые значительные свои произведения он создаст в следующие три десятиле­тия. Родина, куда он наконец вернулся, придала Мастеру новых сил.
 
1-3
Личные вещи Баки Урманче, предметы, сохранившие тепло его рук…
 
1-4
Не имея музыкального образования, он самостоятельно научился играть на скрипке.
 
p1070659-1
Портрет жены Флоры Ахметовой-Урманче, так много сделавшей для того, чтобы сохранить память о выдающемся сыне татарского народа.
 
 
КРЫЛЬЯ ГЕНИЯ
«Снова осень увидев во сне, постиг я весну…» Эта строка из стихотворе­ния, которое мог сочинить не про­сто поэт – философ. Размышляющий о тайнах бытия, пытающийся про­никнуть в суть явлений. Автор – Баки Урманче. Скульптура, живопись… – для того чтобы выразить себя в этом мире, поделиться с другими своими мыслями, кисти и резца ему было явно мало.
Урманче – философ не только в своих стихах. Скульптурные портреты Габ­дуллы Тукая, Фатиха Амирхана, Дэрд­менда, Назиба Жиганова, Шигабутдина Марджани, Кул Гали, выставленные на первом этаже музея, не просто удач­ная попытка воплотить в камне образы великих людей, добившись «похоже­сти». Одному ему известными сред­ствами Мастер смог наделить каждое из изваяний характером, настроением, мыслями, если хотите…
Здесь, среди его картин и скуль­птур, начинаешь осознавать, на­сколько велика роль Урманче в раз­витии татарского искусства. Крылья гения подняли это искусство на но­вую высоту. Одно крыло – скульптура Баки Урманче, другое – его живопись. И когда одни говорят, что Урманче стоял у истоков современной татар­ской живописи, а другие – у истоков современной татарской скульптуры, правы, конечно, и те и другие.
Кстати, Шигабутдина Марджани теперь можно увидеть не только в Музее Баки Урманче. В 2018 году в Казани на берегу озера Кабан от­крыли памятник известному татар­скому богослову и философу. За ос­нову скульптуры был взят вот этот выставленный здесь бюст Марджани, который изваял Урманче.
Думаю, Мастер тоже мечтал о том, чтобы его работа украсила Казань. Жаль, при жизни скульптора этого не случилось.
ШУРАЛЕ КАК ДУХ ПРИРОДЫ
С клеймом «враг народа» он прожил шесть десятилетий. Лишь в 1990 году, 6 июня, незнакомый молодой человек принёс в квартиру Баки Урманче офи­циальную бумагу. Габдельбакый Идрис улы Урманчеев был репрессирован ошибочно – было написано в доку­менте. Баки-ага прочитал его, отложил в сторону, какое‑то время смотрел в пространство. А потом произнёс:
– Что же вы за люди такие…
Ни жене, ни детям по этому по­воду он больше не сказал ни слова. Слишком устал ждать. Жить ему оставалось три месяца.
– Баки Урманче, когда был молод, столько раз пи­сал письма в разные ин­станции с просьбой снять с него ярлык врага наро­да, – рассказывает экскур­совод Гульчена Абилова. – Ответа не получил ни на одно. То ли терялись где‑то его письма, то ли не­заслуженно репрессированных было слишком много. Вернувшись в Казань, уже никому не писал: устал искать правду. Реабилитация, состоявшая­ся незадолго до его смерти, связана с тем, что в 1990 году наконец-то от­крыли доступ к архивам...
За более чем 70-летнее служение ис­кусству Баки Урманче создал десятки скульптур, сотни графических работ и живописных полотен. Те, что вы­ставлены в музее на Щапова, – лишь малая часть его великого творческого наследия (многие работы хра­нятся в частных коллекциях, в других музеях, за пределами России. – Прим. ред.). Но и эта малая часть – полотна, графика, скульптура – даёт представление о масштабе его таланта. И о его удиви­тельной многогранности.
 
scan-200122-0005
«В гостях у Джамбула». 1946 год.
 
scan-200122-0009
«Сбор винограда». 1958 год
 
img_8431-jpeg
20190423-img_0221
В Музей Баки Урманче каждый день приходят люди. Студенты, школьники – все, кому дорого настоящее искусство.
 
p1070641-2-1
p1070657-1
p1070675-1
Особые чувства Баки Урманче питал к творчеству Тукая. За свою жизнь он создал несколько скульптур поэта, сделал иллюстрации к его бессмерт­ной поэме «Шурале». Шурале, можно сказать, стал одним из любимых ге­роев Мастера. Больше двухсот работ в разных жанрах, от представлен­ных здесь скульптурных композиций из дерева до графики, Баки-ага по­святил Шурале.
– В Шурале Урманче видит не про­сто мрачного жителя сказочного лесного мира – это дух природы, его символ, – поясняет посетителям основную мысль художника Гульчена Харисовна.
Кстати, ещё одно свидетельство мно­гогранности таланта Урманче – музей­ный комплекс на родине Тукая в Кырлае, созданный целиком по замыслу Баки-ага. Любопытно, что художник не просто стал автором идеи и проекта. В 1979 году, когда началась стройка, Урманче прожил в Кырлае несколько месяцев. Он не только следил за тем, как воплощают в жизнь его замысел, – каждое утро отправлялся в лес и сам тщательно отбирал сосны. Может быть, поэтому брёвна, из которых сложи­ли стены комплекса на родине Тукая, за десятилетия даже не потрескались…
А ещё Баки Урманче, не имевший му­зыкального образования, замечательноиграл на скрипке, освоил пять языков, обладал по-настоящему энциклопе­дическими знаниями. Талантливый человек талантлив во всём. В этом ещё раз убеждаешься здесь, в музее Мастера.
– Флора Ахметова-Урманче мечтала, чтобы этот дом меньше всегопоходил на привычный музей с мёртвыми пыльными экспонатами, – говорит тем временем заведующая музеем Гелюся Асфандиярова. – Кажется, получилось. Сюда, к Баки Урманче, каждый день приходят люди. Сту­денты, школьники – все, кому дорого настоящее искусство.
 
scan-200122-0004
Автопортрет. 1947 год.
 
p1070634-2-1
Скульптурные портреты Тукая, Амирхана, Дэрдменда, Жиганова, Марджани, Кул Гали не просто удачная попытка воплотить в камне образы великих людей, добившись «похожести». Одному ему известными средствами Мастер смог наделить каждое из изваяний характером, настроением, мыслями, если хотите…
 
p1070729-1
Особые чувства Баки Урманче питал к творчеству Тукая. Больше двухсот работ в разных жанрах, от представленных здесь скульптурных композиций из дерева до графики, он посвятил Шурале, герою бессмертной одноимённой поэмы Тукая.
 
 
 
ГДЕ:
Казань, улица Щапова, д. 20
КОГДА:
Работает с 10:00 до 18:00.
Выходной день – понедельник
ЧТО:
Музей Баки Урманче
 
 
 
Фото: Лилиана Валитова

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: