Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Музей истории Свияжска

Музей истории Свияжска

Где разрешено читать чужие письма, или Почему «слишком много писания губит людей чаще, чем слишком большая болтовня»

04 декабря 2019


Да, умели в XIX веке красиво кокетничать, расставаться. А ещё любили писать письма. Особым, милым почерком. Это что‑то такое… очень личное. Чтобы получатель ощутил прикосновение отправившего. Галантный век…
%d0%bc%d1%83%d0%b7%d0%b5%d0%b9-%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b8%d0%b8
История пронзительно-трога­тельная. Он воспитанник учи­тельского института Александр Артемьев. Она выпускница Ма­риинской гимназии Елизавета Слободская. И их невесомые, сен­тиментальные, нежные письма друг другу…
Пара сотен писем семьи Арте­мьевых-Слободских и 77 дневни­ков Александра Артемьева хра­нятся сегодня в Музее истории Свияжска. Они вели свою перепи­ску 30 лет! Удивительно, но дом этой семьи на улице Никольской сохранился до наших дней. Хотя практически вся гражданская застройка Свияжска была утра­чена в годы создания волжских водохранилищ...
Кстати, в самом начале отно­шений переписка влюблённой пары была тайной.
Почему, спросите?
 

 «Молодая девушка никогда не пишет мужчине, даже от имени своих родителей; лучше всего, если ни строчки, написанной ею, нет в руках мужчины, который не приходится ей родственником или который ещё не совершенно стар».
Это цитата из правил этикета, предназначенных для высших слоёв российского общества конца XIX века. «Жизнь в свете, дома и при дворе» из серии «Библиотека практических све­дений», впервые изданная в 1890 году в Санкт-Петербурге, содержит также этикет письма, тонкости переписки, рассказы­вает о приличиях, которые следует соблюдать. Несмотря на то что книга обращена к представителям дворянского сословия, содержащиеся в ней правила воспринимались как образец изящества, изысканности, утончённости, свойственных пе­риоду Серебряного века русской культуры.

 

О ЖИЗНИ УЕЗДНОГО ДВОРЯНСТВА


– Этот фасад дома тех самых Артемьевых-Слободских вос­создан на основе реально суще­ствующего дома в Свияжске, – рассказывает Ольга Малахова, экскурсовод Государственного историко-архитектурного и ху­дожественного музея-заповед­ника «Остров-град Свияжск».
– А это и есть Елизавета Слободская? – спрашиваем, любуясь прекрасной дамой, что смотрит на нас из окна. Хорошо сложена, открытый взгляд умных глаз, красивое строгое платье изумительного синего цвета, а в руках, конеч­но же, книга…
– Да, во многом благодаря её письмам создатели музея смогли воссоздать даже инте­рьер их дома. Представляете, какие тогда писали простран­ные письма! Как видите, пред­ставители уездного дворянства жили довольно-таки скромно. Но со вкусом…
Воспользовавшись разре­шением, заглядываем в окно дома Артемьевых-Слободских. В музейных стенах, надеемся, такое любопытство неприлич­ным не назовут.
Те, кто поскромнее, разгля­дывают фасад дома снаружи и обнаруживают на нём таблич­ку, датированную 1885 годом. Она означает, что сей дом за­страхован от пожара. Подоб­ные таблички можно увидеть на улицах многих старинных городов России и сегодня. Где‑то они керамические, где‑то метал­лические, но суть одна.

ПО СЛЕДУ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ


– А теперь мы в почтовой кон­торе уездного города Свияжска. Вы можете присесть, написать что-нибудь своим близким, – продолжает Ольга Анатольев­на. – Вообще, прибывая в лю­бой мало-мальски значимый городок Российской империи, человек должен был обязатель­но зарегистрироваться именно в почтовой конторе. И письмецо домой черкнуть, ведь эсэмэсок раньше не было. Кстати, принцип работы российской почты прак­тически не изменился. И тогда письма взвешивались, правда, не на электронных весах. Мно­го написал – дороже будет сто­ить, мало – дешевле обойдётся. Так же клеились и гасились мар­ки, чтобы не было их повторного использования.
По одной из версий, за систему почтовых станций мы должны бла­годарить татаро-монгол. Ямы были учреждены в период Золотой Орды для её связи с окраинами. В России система, при которой на определён­ном расстоянии находились стан­ции, где курьер мог получить све­жих лошадей, пищу, кров, отдохнуть и двигаться дальше, сохранилась. Со временем слово «ям» выйдет из оборота, но «должность» ямщи­ка будет существовать ещё очень долго…
 


Подобные таблички можно увидеть на улицах многих старинных российских городов исегодня. Где‑то они керамические, где‑то металлические, но суть одна: они говорят о том, что дом застрахован от пожара.
 

 ШЕДЕВРЫ РУЧНОЙ РАБОТЫ


Вы заметили, что на улицах на­ших городов почти не найти по­чтовых ящиков? Теперь письмо или открытку лучше отправлять непосредственно в почтовом от­делении. А как их было прият­но писать и особенно получать! Мы ещё помним это чувство. А дети? Хорошо, если короткое бумажное письмецо черкнут пе­ред Новым годом Деду Морозу.
То ли в ностальгии дело, то ли в чём другом, но открывшаяся в Музее истории Свияжска в кон­це октября выставка «Более всего люблю я форму писем…» увлека­ет. Всё‑таки письмо – это шедевр ручной работы. Здесь представ­лены предметы из собрания Го­сударственного историко-архи­тектурного и художественного музея-заповедника «Остров-град Свияжск», имеющие отношение к культуре написания писем и системе их отправления.
С нами вновь Ольга Малахова. Не зная устали, она продолжает:

– Ещё со школьных лет зна­ем о знаменитых новгородских посланиях на бересте. Но бо­лее широкое распространение культура написания писем по­лучила в XIX–XX веках благо­даря развитию транспортной инфраструктуры. И надо ска­зать, что общение письменное, в эпистолярном жанре, было своего рода элитарным, потому что далеко не все в России были грамотными и владели письмом. Кроме того, существовала опре­делённая культура письма и даже отчётливые рекомендации были в учебниках – как правильно пи­сать письма. Сам почерк, манера сложить письмо, форма письма, качество бумаги говорили о ста­тусе человека, уровне его обра­зования и воспитания. Ну а со­держание, слог – об уровне такта и светскости.

ПИШИТЕ ДРУГ ДРУГУ. ОТ ЭТОГО ТЕПЛО


Кстати, на выставке кроме письменных принадлежностей XIX века и элементов советского «письменного» быта представле­ны реальные письма и открыт­ки из семейного архива всё тех же Артемьевых-Слободских. Здесь, в Свияжске, проживало несколько поколений этой семьи.
Бумажные письма можно хра­нить годами. Перечитывать их, чувствуя прикосновение напи­савшей руки. Наш век инфор­мационных технологий создал принципиально иной мир ком­муникаций. Но хочется ли пе­речитывать сухие электронные сообщения?

«В переписке нужно избегать острот и двусмысленностей и весьма смягчать выражения; письменная передача мыслей имеет большой недостаток, не обладая свойством передачи интонации голоса и выражения лица пишущего. А каждому известно, какое огромное значение имеет в разговоре тон и взгляд. Можно про­читать одну и ту же фразу с десятью разными интонациями, и каждый раз она будет иметь новый смысл.
Поэтому нужно писать с величайшей осмотрительностью и весьма снисходительно относиться к сведениям, сообщаемым в получаемых письмах.
Нужно всегда помнить, что устные слова говорятся на ве­тер и от них не остаётся следов, а то, «что написано пером, не вырубишь топором». Осторожный человек никогда не ре­шится письменно злословить о ком‑либо и никогда не позволит себе высказать слишком резкие мнения, могущие впоследствии обратиться ему во вред. Сплетни и пересуды должны быть полностью исключены из переписки; трудно представить себе, сколько неприятностей и даже несчастий может наделать одно какое-нибудь неосторожное слово, ибо замечание в одном письме тотчас порождает комментарии и передаётся в другом уже как нечто совершенно достоверное. Если бы люди были благоразумны, то, прежде чем отослать письмо, каждый спрашивал бы себя, может ли оно быть прочитано вслух всенародно без того, что­бы ему не пришлось краснеть за что-нибудь, написанное в нём. Слишком много писания губит людей ещё чаще, чем слишком большая болтовня. Поэтому хитрецы всегда пишут очень мало, а откровенные и простые люди пишут много, за что им иногда приходится расплачиваться...»
Из книги «Жизнь в свете, дома и при дворе»

 
 

Без такого бравого парня- почтальона вряд ли бы состоялся роман в письмах Елизаветы Слободской и Александра Артемьева. В наследство от них музею- заповеднику кроме писем достались настоящие сокровища – детские рисунки, дореволюционные игры и предметы быта.
 

 
Первые так называемые открытые письма появляются в России в 1870‑е годы. В 1909 году специальным распоряжением наименование «Открытое письмо» будет заменено надписью «Почтовая карточка». В самом начале открытка, или открытое письмо, являло собой некий типовой листок почтовой бумаги серо-белого цвета размером 9 на 12 см. С одной стороны – герб, марка, адрес, а с другой – место для письма. Интересно, что поначалу на открытке мелким шрифтом печаталось: «Почтовое отделение ответственности за содержание письма не несёт». Оформлением открыток занимались многие известные живописцы. Очень известны работы художницы Елизаветы Бём. Её работы пользовались популярностью не только в России. Работали в этом жанре и другие представители мира искусств. На выставке вы можете увидеть открытку авторства Бориса Кустодиева.
 

Почтовая контора Казани на углу улиц Покровской и Театральной. Сегодня это пятый корпус КНИТУ-КАИ, что на площади Свободы. Именно это место в ХIХ веке считалось географическим центром Казани, откуда шли верстовые столбы. Свой нынешний вид здание приобрело в 1957 году после кардинальной его перестройки.
 

Практически печатные буквы этого письма говорят о том, что адресовано оно ребёнку от отца, находящегося где‑то далеко по долгу службы. Между строк явно читается настоящая отцовская любовь и забота.




 




Это была всего лишь одна короткая экскурсия по выставке, связанной с забытым нами эписто­лярным жанром. Хотите ещё душевных и позна­вательных рассказов об истории острова-града Свияжск и его людях? Тогда вам в Музей истории Свияжска!
 
 
 
 
 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: