Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Музей истории Тетюшского края

Музей истории Тетюшского края

От Веры Фигнер до Кукрыниксов: о ярких личностях, которые украсили музей в Тетюшах

30 июля 2020

Музею истории Тетюшского края в этом году – сто лет. Ровесник нашего журнала! Но не один лишь возраст нас роднит. Мы выяснили, что этот музей хранит целое собрание впечатляющих историй. Подобной коллекцией не каждый столичный похвастаться может! Вот вам несколько из них – для затравки.
I7XUkGltwHE
ОБЯЗАНЫ ЖИЗНЬЮ
Чума, холера, оспа, брюшной тиф – в нача­ле прошлого столетия в стране повсемест­но вспыхивали эпидемии. Через всё это прошли, всё преодолели Тетюши! Во мно­гом благодаря местным врачам-энтузи­астам, гениям от медицины. Посвящён­ная им музейная экспозиция вмещает старинные медицинские инструменты, карточки больных и личные вещи вра­чевателей, одним из которых был заве­дующий Тетюшской уездной больницей Аркадий Михайлович Боголюбов. Более полувека он боролся с эпидемиями, зани­мался профилактикой, развивал хирургию и офтальмологию.
– Только представьте, в каких условиях приходилось работать: страшное бездорожье, непролазная тетюшская глина – счастье, если к больному на лошади повезут, – рассказывает директор музея Наталья Понедельникова. – Дан­ные из старых эпидемиологических справок: в пик эпидемии в деревнях смертность могла достигать до трёхсот человек в неделю!
Боголюбов одним из первых в Казанской губернии начнёт борьбу с трахомой. К слову, в Тетюшском уезде эта болезнь, вызывающая слепоту, была рас­пространена и проблема стояла особенно остро. Причина – плохие бытовые условия и скудное пита­ние. Из врачебных отчётов конца XIX века: в избах, отапливаемых кизяком, удушливый запах, теснота, скопление людей и скота, отсутствие столов и по­суды… А также недоверие к врачам и часто – отказ от лечения: мол, «доктора ничего не знают и дадут такого лекарства, с которого без холеры помрёшь».
А теперь представьте: 1908 год, группа медиков под руководством Боголюбова отправляется в село для оказания офтальмологической помощи. Рабо­тают три месяца. В полевых условиях. Количество пациентов зашкаливает – более полутора тысяч человек! В такие командировки Боголюбов и его ко­манда поедут ещё не раз. Его будут знать от Москвы до Астрахани – такие уникальные операции делал. «Вся наша семья обязана ему жизнью...» – подобные воспоминания о нём совсем не редкость.
osM8pbfSPmA
tyQAhxmGkDo
YrI-EX2mP-I
H7cnpbzoHVQ
F8MwsjA97So
КУ…
На фото, датированном 1923 годом, он напоминает… Максима Галкина. Чуть насмешливые глаза, поверх очков – вихры. Но, пожалуй, этим всё сходство двух сати­риков исчерпывается. Михаил Куприянов тот первый КУ из легендарного объединения художников-карикатуристов «Кукрыниксы» – фи­гура глобальная. Лауреат Ленинской, двух Государ­ственных и пяти Сталинских премий – да, это всё о нём. А ещё о нём – это Волга, в которой он купался с друзьями-пацанятами, загорал и, конечно же, ло­вил рыбу. Вода стала его стихией, и это будет видно в его поздних живописных работах.
Мише Куприянову было шестнадцать лет, когда он получил свое первое признание. В родных Тетюшах. Тогда его акварельный пейзаж занял первое место на выставке самодеятельных художников. А дальше было бегство от голода – нищим зайцем на крыше товарняка или под скамьёй парохода. Этот «великий путь» в художественные мастерские Ташкента стал для него школой жизни, в которой было много весёло­го – стоило лишь только приглядеться и намотать на ус. Позднее эти рисунки Куприянов покажет преподава­телям ВХУТЕИНа (Высшего художественно-техниче­ского института) и будет принят в него без экзаменов. Именно там он познакомится со своими друзьями навек – вторым КРЫ (Порфирием Крыловым) и третьим НИКСом (Николаем Соколовым). Вместе они прорабо­тают более шестидесяти лет, создавая свои коллектив­ные художественные шедевры на самые острые темы, будь то освобождение советских городов от фашистов, Нюрнбергский процесс или холодная война.
Впрочем, была и другая сторона творческой жизни Куприянова – лирические пейзажи. А в них нет-нет да и промелькнут Волга и тетюшские холмистые берега.
«ЕСТЬ НАТУРЫ, КОТОРЫЕ НЕ ГНУТСЯ…»
«Смутная идея о том, что я принадлежу к куль­турному меньшинству, возбуждала во мне мысль об обязанностях, которые налагает на меня моё по­ложение по отношению к остальной, некультурной массе, изо дня в день погружённой в физический труд и лишённой того, что обыкновенно называ­ется благами цивилизации...» – так начала своё выступление на судебном процессе Вера Фигнер, знаменитая революционерка дворянского проис­хождения, террористка, эсерка, участница дерзкого покушения на императора Александра II. Её роди­на – деревня Никифорово Тетюшского уезда. В музее ей посвящён целый стенд.
– Вера Фигнер – личность спорная. Но мы не о политике – о человеческом! – подчёркивает Наталья Понедельникова. – Только вдумайтесь: жить в дворян­ской семье, получить блестящее медицинское обра­зование за рубежом – все дороги открыты! – и вдруг принять решение идти на смерть. Да, она прекрасно понимала это!
То был добровольный отказ от безбедной жизни, посвящение себя людям – особая философия. «Есть натуры, которые не гнутся, их можно только сломить, сломить насмерть, но не наклонить к земле», – писал о ней публи­цист и революционер Сергей Иванов. А ещё эффектную красотку Фигнер называли «Ве­рочка – Топни ножкой». Да-да, она умела это делать. «Обворожительная агитаторша», искренне верившая в свои идеалы, Вера обладала сокрушительной силой убеждения.
Известие об убийстве Александра II стало для Веры радостью. В тот день она запишет: «Все искупала эта минута, эта пролитая нами царская кровь, тяжёлое бремя снялось с наших плеч, реакция должна была кончиться, чтобы уступить обновлению России». Но вот она, единственная не пойманная из всех виновных, едет в конке в день казни своих друзей, а навстречу – толпа, с неё возвращающаяся. И на лицах этих людей – «ни раздумья, ни грусти».
А после её арестуют. Впереди – двадцать лет за­ключения и разочарования: «Не за ту революцию мы боролись»...
ЧЕМПИОНЫ ИЗ ТЕТЮШЕЙ
Невозможно представить Тетюши без рыбы. А ещё без… стрелковой школы. Именно здесь зародились славные традиции спортивных побед Татарстана в стендовой стрельбе. К слову, этим подвигам в музее посвящён целый зал спортивной славы, начало которой положил легендарный Султан Яруллин.
Тогда, более шестьдесяти лет назад, он, участник Великой Отечественной войны и страстный охот­ник, вернулся в Тетюши после увольнения из армии. Стартовать пришлось «на пустом месте, с нуля». Дело в том, что попытки подполковника Султана Яруллина организовать спортивную школу ещё долгое время воспринимались многими как чудачество, хотя охота в этих местах всегда была в почёте. «Но одно дело – охотиться и совсем другое – стрелять по тарелочкам», – вспоминал те годы заслуженный тренер России Сергей Дёмин.
Но, как говорят, дело мастера боится, а Яруллин был тренером мастеров! Так, вскоре в Тетюшах появилось своё стрельбище, склад для оружия, а главное – знаме­нитая «яруллинская» школа. Даже спустя много лет её выпускники вспоминают приёмы своего тренера. Один из них – до третьего промаха, когда на тренировке Яруллин учил их полнейшей концентрации, напоминая о том, что дорожить нужно каждым патроном. В школе, созданной им, выросли десятки чемпионов. Самая известная – Светлана Дёмина, серебряный призёр Олимпийских игр, четырёхкратная чемпионка мира по стендовой стрельбе.
xAGHmZbMXOc
jA53bynM2bk
 
Катерина Котова
Фото: Олеся Бондаревская

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: