Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Музей КАМАЗА: как строили автогигант и город на Каме

Музей КАМАЗА: как строили автогигант и город на Каме

Почему история КАМАЗа стала историей страны

16 января 2020

КАМАЗу полвека! Поздравить автогигант с юбилеем приезжал Президент России Владимир Путин. А «Татарстан» предлагает отметить это событие в небольшом и неожиданно уютном музее, который хранит историю грандиозной стройки и производственных подвигов. И это не просто история, а история в лицах.
 %d1%88%d0%ba%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%b8%d0%ba-%d0%bd%d0%b0-%d1%81%d0%b1%d0%be%d1%80%d0%ba%d0%b5

Доверить сборку грузовика школьнику? Сложно предста­вить. Сегодня, но не в 1970-е. Тог­да в один из дней в сборочный цех КАМАЗа пришли на экскурсию двенадцать восьмиклассников.
– Как ваш бригадир, очень стро­гий? – спрашивают шёпотом у мо­лодого оператора.
– Скорее мягкий, – улыбается тот.
– А можно и нам попробовать собирать валы? – осмелев, задают вопрос ребята бригадиру.
Отчего же нет? Растолковал им правила техники безопасно­сти, объяснил, что да как, и вот за обеденный перерыв в актив бригады было записано двенад­цать сверхплановых валов. Между прочим, хорошего качества.
%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d1%87%d0%ba%d0%b8-%d0%bd%d0%b0-%d0%ba%d1%83%d1%80%d1%82%d0%ba%d0%b5
%d0%ba%d1%83%d1%80%d1%82%d0%ba%d0%b0-%d0%b1%d0%be%d0%b9%d1%86%d0%b0-%d1%81%d1%82%d1%83%d0%b4%d0%be%d1%82%d1%80%d1%8f%d0%b4%d0%b0
ДЛЯ ТЕХ, КТО СТРОИТ
Стоит только взять в руки эту бро­шюрку, как начинает казаться, что перелистываешь страницы истории. В 1974 году её раздавали всем новичкам, прибывшим на главную стройку IX пятилетки. На вы­цветших листах чётко и последовательно, а главное – вдохновля­юще рассказано о стро­ительстве, о том, каким должен стать новый автогигант, о новом го­роде и, конечно же, о главном девизе стро­ителей КАМАЗа: «Двое трудятся за троих». Всем этим грандиоз­ным планам суждено было сбыться. Во мно­гом благодаря девизу.
%d0%b1%d1%80%d0%be%d1%88%d1%8e%d1%80%d0%b0
 
Историю эту вспомнил Николай Мальнев – тот самый «мягкий» бригадир наладчиков цеха кар­данных валов. К слову, лучший наставник молодёжи КАМАЗа. Таких «экспонатов-былин», про­иллюстрированных чёрно-белыми снимками, в музее осо­бенно много.
История КАМАЗа – это история страны. 1970‑е собрали тогда в ещё небольшом городке на Каме комсомольских романтиков со всего Со­ветского Союза. Гигант­ский автозавод был сдан в рекордные сроки. Ря­дом, тоже молниенос­но, вырос город. Такой ударной стройки не знал не только Советский Союз – весь мир.
1-2
Начало было положено 13 де­кабря 1969 года, когда в районе стройбазы был вынут первый ковш земли. Честь сделать это вы­пала экскаваторщику Михаилу Носкову. Он был лучшим из луч­ших машинистов Камгэсэнерго­строя, а тогда, говорят, были такие умельцы, что могли тяжеленным ковшом экскаватора спичечный коробок с земли поднять. В музее хранятся фотографии легендар­ного события. А также воспоми­нания самого Михаила Носкова.
«Было это в декабре 1969 года. Поздним вечером 12-го числа по­грузили мы с помощником экс­каватор на трайлер и тронулись на будущую строительную пло­щадку. Темень, пурга, ветер с ног сшибает. Проехали километров двадцать, потом свернули в сто­рону от Мензелинского тракта и остановились. Там уже ждали со своими машинами бульдозе­ристы Данилов, Бухаров, Мини­гареев, скреперист Насыров. Чуть рассвело. Это уже 13-го числа. Прицепил я клин-бабу, взрых­лил мёрзлую землю. Подошли КрАЗы. Бульдозеры расчистили дорогу к отвалам.
%d0%b3%d1%80%d1%8f%d0%b7%d1%8c-1972
%d0%ba%d0%be%d1%80%d1%8b%d1%82%d1%86%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d1%81%d0%b0%d0%bf%d0%be%d0%b3
– Ну, Михаил Тимофеевич, на­чинай! – скомандовали мне.
Увеличил обороты дизеля. Завёл ковш в забой. Набрал грунт, под­нял его и ссыпал в самосвал. Раз­дались аплодисменты, защёлкали фотоаппараты…»
Темпы строительства – не толь­ко завода, но и города – поражали. «Уходишь утром из дома одним путём, а возвращаешься уже в об­ход – на этом месте новый объ­ект или котлован вырыт», – вспо­минал Рим Халитов, несколько лет возглавлявший штаб Всесо­юзной ударной комсомольской стройки. В пиковый период, при­шедшийся на 1975–1976 годы, на одной строительной площад­ке здесь работали около 95 тысяч человек!
Особая страничка в истории – знаменитая челнинская… грязь. Сколько воспоминаний сохра­нилось в музее о ней, сколько од написано резиновым сапогам! Вот они, герои ударной строй­ки, утопают в жиже по колено. На снимке 1972 года работники СМУ КАМАЗа: один упал, двое по-дружески тянут его из лужи. Улыбку вызывает газетная заметка: «В том месте, где сей­час находится кинотеатр «Батыр», был котлован, – вспоминает в ней Александр Никиткин, директор ЦКиД. – Через него проложили мостки. Идёт по этим мосткам женщина с ребёнком на руках. А навстречу ей большая свадебная компания – жених и его друзья. Все в нарядных праздничных ко­стюмах. И так эта шумная компа­ния трап тот дощатый расшатала, что женщина не удержалась и вы­ронила ребёнка из рук – прямо в эту грязь! Так вот из той компа­нии, не задумавшись ни на секун­ду, как по команде, сразу несколь­ко человек прыгнули за ребёнком прямо в костюмах своих парад­ных. Достали малыша, мамаше передали. А сами побежали об­ратно в своё общежитие. По всем комнатам носились, костюмы искали. Нашли, переоделись – и на свадьбу!»
%d0%bf%d1%80%d0%b0%d0%b2%d0%be-%d0%bf%d0%be%d0%b4%d0%bf%d0%b8%d1%81%d0%b8-%d1%80%d0%b0%d0%bf%d0%be%d1%80%d1%82%d0%b0
ЦЕНА ГРУЗОВИКА
Проектные мощности автоги­ганта поражали – 150 тысяч автомобилей и 250 тысяч силовых агрегатов и двигателей в год! Станки и оборудование для но­вого завода шли со всего мира. В музее хранятся документы, по которым можно составить ге­ографию этих поставок. Холодно­штамповочные прессы приехали в Челны из ГДР, электропогруз­чики из Болгарии. Чехословакия, Польша, Венгрия также приняли участие в укомплектовании заво­да… По словам директора музея Александра Чухонцева, бывали дни, когда на подъездных же­лезнодорожных путях в районе Круглого Поля, Сидоровки скапли­валось до тысячи вагонов! Поисти­не, КАМАЗ строила вся страна.
Занятное фото есть в музее ав­тогиганта. Казалось бы, ничего привлекательного: дерево, дом, пара прохожих даже не смотрит в объектив. Что в нём примеча­тельного? Но вглядитесь в лозунг, установленный на крыше подзем­ного перехода перед ДК «Энерге­тик»: «Юноши и девушки! Бори­тесь за почётное право подписать рапорт Ленинского комсомола ХХ съезда ВЛКСМ». Получается, что за право подписи рапорта нуж­но было изрядно попотеть! А вот и сам рапорт ударных дел. Из него узнаём, что в борьбу за право носить звание «Коллектив имени ХХ съезда ВЛКСМ» включились 320 комсомольско-молодёжных коллективов. А в соревнованиях за звание «Лучший молодой рабо­чий по своей профессии» 60 тысяч молодых тружеников объедине­ния совершенствовали своё ра­бочее мастерство, в 225 конкурсах профессионального мастерства приняли участие более 3 тысяч молодых рабочих, свыше 8 тысяч овладели смежны­ми профессиями. Чем не WorldSkills?
А вот этот артефакт – справочное пособие для заводчан – нынешние предприятия могут взять на заметку. Подготовлено специ­ально работниками отдела кадров КАМАЗа. Ещё бы, ведь ежедневно на автогигант прибывали десятки, а то и сотни работников. Из посо­бия новички узнавали об условиях труда, социальных льготах, о по­вышении квалификации и многом другом.
%d0%b1%d1%80%d0%be%d1%88%d1%8e%d1%80%d0%b02
Из интересного: 1979‑й стал го­дом установления на заводе пя­тидневки – ранее суббота была рабочей, «малосемейку» можно было получить за полтора года, а в череде соцсоревнований было и такое – за звание «Цех высокой культуры и эстетики производ­ства», где победивших ждала не только грамота, но и денеж­ный приз.
10 июля 1979 года с главного сбо­рочного конвейера сошёл 100-ты­сячный грузовик. Более 83 тысяч человек участвовали в соцсоревно­вании на право его сборки! Узнаём об этом из «Камазовской молнии», что хранится в фондах музея. Предыду­щей вершиной был 50-ты­сячный большегруз, ключи от которого были вручёны Герою Соцтруда водителю Раису Загидуллину. В его выпуске участвовали более 80 передовиков производства.
К слову, юбилейный автомо­биль переходил в вечное пользо­вание тому, кому вручили ключи. До 1980 года такими счастливчи­ками становились прославлен­ные водители. А после машину мог выиграть каждый, кто уча­ствовал в конкурсе «Большой приз КАМАЗа». С собой победители за­бирали не только авто, но и сим­волические ключи от него. Один из них – от миллионного КАМАЗа– всё же остался в музее.
Как думаете, сколько стоил такой грузовик в далёкие 70-е? И на этот вопрос в музее найдётся ответ. Итак, листаем отчёт: в 1976 году себестоимость модели 5320 со­ставляла целых 29,2 тысячи рублей при оптовой цене на автомобиль всего 15,4 тысячи рублей. Спустя почти десять лет ситуация болееменее выровнялась: при ожидае­мой себестоимости в 12,5 тысячи рублей оптовая цена составляла 13,7 тысячи. Как известно, круг покупателей КАМАЗов был стро­го ограничен предприятиями и организациями необъятного СССР. Продажи частникам, да за наличные, были разрешены только в 1988 году.
%d0%bf%d1%80%d0%b8%d1%87%d0%b0%d0%bb
Редкое фото 1972 года. Причал, куда прибывало самое тяжёлое оборудование с неразделимыми частями до 500 тонн. Оно приходило в Набережные Челны по Каме.
 
%d0%b0%d0%b2%d1%82%d0%be%d0%ba%d1%80%d0%be%d1%81%d1%811
%d0%b0%d0%b2%d1%82%d0%be%d0%ba%d1%80%d0%be%d1%81%d1%81
8 июля 1979 года. Первый автокросс грузовых автомобилей в Набережных Челнах. Посвящён 60‑летию комсомольской организации Татарии
 
%d0%bf%d0%be%d0%b6%d0%b0%d1%80
Трагический день в истории КАМАЗа – 14 апреля 1993 года. В считаные минуты пламя охва­тило завод двигателей, уничтожив производственный корпус и тех­нологическое оборудование.
 
kep
В музее хранится необычная кепка – негласный талисман КАМАЗа. Именно в ней на многих фото­графиях можно уви­деть первого генди­ректора предприятия Льва Васильева.
 
«Новые, недавно с конвейера, большегрузные машины стояли на площадке автомагазина. По­купатель выбрал себе КАМАЗ с яр­ко-красной кабиной и вместитель­ным кузовом под крышей-тентом, послушал двигатель и заявил: «Беру!» «Платите в кассу», – от­ветил продавец, и покупатель пошёл отсчитывать наличные…» Так начинается заметка в при­ложении к газете «Известия» от 21 августа 1988 года, что хранится в фондах музея. Из неё же узнаём, что первыми покупателями ста­ли казанские кооператоры. Дого­ворная цена на машину составила уже 70 тысяч рублей, что, впрчем, никак не расстроило новых вла­дельцев. Им это было вполне по карману.
БЫЛЬ И БЫТ
Однажды на стол секретарю парткома ремонтно-инструмен­тального завода Рудольфа Шура­нова легла жалоба. Мол, как можно в наш прогрессивный век сверлить зубы старой бормашиной… Жало­бу накатала активная молодая со­трудница. Потом она же караулила рабочих возле столовой: «Согласен, что в зубном кабинете устаревшее оборудование? Подписывай!» Три­ста человек подписали. «Так не от­махнётесь!» – заявила она Шурано­ву. А тот разузнал, где такие борма­шины делают, да и послал её туда в командировку со словами: «И без новых бормашин не возвра­щайся!» Через некоторое время она приехала и привезла на РИЗ самую совершенную аппаратуру для зубного кабинета. С какими с тех пор улыбающимися лицами сидели в креслах стоматкабинета, можно увидеть на исторических снимках.
К слову, к бытовой части вопро­са на КАМАЗе относились со всей серьёзностью. «Такого размаха строительства и таких сжатых сро­ков создания города не знает практика мирового градостроительства» – эти слова принадлежат Борису Рубаненко, известному советскому архитектору-градо­строителю, разработчику проекта генплана города. Темпы строи­тельства подстраивались под тем­пы роста населения – порой в один день на КАМАЗ прибывало до 500 тружеников. Об этом – втором – подвиге строителей сегодня на­поминает символический дере­вянный ключ. На нем вырезана цифра 1 000 000 – именно столько квадратных метров жилья было сдано в Набережных Челнах к 7 августа 1976 года.
А что со снабжением? За четыре года, начиная с 1976-го, в городе было открыто почти 30 магазинов, включая 2 универсама. В фондах музея сохранились результаты маркетингового исследования покупательского спроса на товары УРСа, проведённого в болезнен­ном 1991 году. Забавные, надо ска­зать, результаты. Ну как вам такое нравится: в товары пониженного спроса записали не только пред­меты роскоши, но и всю бытовую технику! Исследователи пишут, что причиной отсутствия спро­са на технику является, прежде всего, низкая потребность в ней у населения и только потом её сто­имость. Ещё один занимательный аспект – выявление «характерных черт культуры, присущих имен­но челнинцам». Пункт первый: «Женщины наши не франтихи, потребность красиво одеваться у них не выше, чем у мужчин». Второй: «Тяга к престижным ве­щам, особенно у молодых. Не ин­дивидуальность, не вкус, а лишь бы модно и престижно».
Музей истории КАМАЗа очень похож на архив – здесь можно бесконечно копаться в докумен­тах, «рыть» факты, сопоставлять, удивляться, задаваться вопроса­ми и находить ответы на них. Да, история подвига на Каме – это, действительно, история нашей страны. И как хорошо, что она со­хранилась.
 
 
При подготовке материала также использовалась информация из блога директора Музея истории КАМАЗа А. Чухонцева.
 
 
ЕЩЕ БОЛЬШЕ МАТЕРИАЛОВ ОБ ИСТОРИИ ТАТАРСТАНА НА САЙТЕ 100-ЛЕТИЯ ТАССР
 
 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: