Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Чудотворный почерк: музей казанской иконы

Чудотворный почерк: музей казанской иконы

Какие иконы писали в Казани

05 февраля 2020

Полным ходом идут работы по воссозданию собора Казанской Иконы Божией Матери. А тем временем в 50 метрах от места обретения чудотворного образа открылся Музей казанской иконы. – Здесь мы не рассказываем про жития святых или чудеса, наша цель – показать историю Казани и края через свидетелей тех событий – иконы, написанные в мастерской Богородицкого монастыря, – такими словами начинает экскурсию по музею хранительница фонда Ольга Кузьмина.
dsc_0946
dsc_0938
dsc_0932
dsc_0894
КАЗАНСКИЙ ПОЧЕРК
Чеканка по сусальному золоту, зе­лёный и красный полупрозрачный лак и другие неприметные на первый взгляд детали сложились в узнавае­мый стиль иконописной мастерской Казанского Богородицкого женского монастыря. Однако идентифицировать этот особый почерк удалось совсем недавно. Поспособствовало тому жела­ние коллекционера Валерия Сорокина как можно больше узнать о предметах своей коллекции.
Его внимание привлёк похожий стиль нескольких столетних икон. На них было указано место изготовления – Казанский Богородицкий монастырь. Именно по этим надписям удалось уста­новить принадлежность других подоб­ных образов к казанской иконописной мастерской, которая проработала 60 лет.
И если раньше иконы в этом стиле считались выполненными в Поволжье или Центральной России, то теперь ин­тересующиеся люди без труда узнают в них казанский почерк.
dsc_0997
dsc_0991
«КОРЫСТНЫЙ» КОЛЛЕКЦИОНЕР
– Когда мне было десять лет, тётя подарила мне медный пятак 1804 года. А родители, увидев монету, сказали: «Это год основания Казанского уни­верситета». С тех пор для меня каждый артефакт – всегда предвкушение ин­тересного открытия. Берёшь в руки – и многое узнаёшь нём, о времени его создания. Так что моя личная «ко­рысть» в области коллекционирова­ния связана с исследованием истории предмета, – рассказывает владелец коллекции.
К иконам Валерий Сорокин пришёл через краеведение и старинные книги о Казани. Последние десять лет ушли на осмысление важности коллекции и исследовательскую работу. После чего началась подготовка к созданию уникального музея.
 
МЕРА И ПОДОБИЕ ЯВЛЕННОЙ ИКОНЫ
Открылась постоянная экспозиция, посвящённая монастырской мастер­ской, в сентябре прошлого года. Домом для старинных икон стало воссоздан­ное по чертежам 1840‑х годов здание казанского городского головы нача­ла ХIХ века. Это место тесно связано с городской историей и обретением чудотворного казанского образа.
Кстати, о главной казанской святыне, обретённой в пожаре 1579 года. Имен­но благодаря послушницам, усердно писавшимв мастерской «меру и по­добие» явленной иконы, мы можем представить, как в конце ХIХ века вы­глядел образ Пресвятой Богородицы Казанской. В 1904 году икона была украдена и след её затерялся.
Коллекция же Валерия Сорокина располагает образцами, возрастом почти сопоставимыми с оригиналом.
На стенде образы разделены на три ряда: с имитацией будничной жем­чужной ризы, в узнаваемом казанском стиле с красным и зелёным лаком и бо­лее дешёвые – те, которые заказывали простые люди с небольшим достатком или увозили с собой многочисленные паломники.
ЖИЗНЬ КАЗАНЦЕВ – НА «РУБАШКЕ» ИКОН
Сам музей, как уточняет храни­тельница фонда, светский и знакомит не только с технологией изготовления икон в то время, но и с их символи­ческой связью с судьбами жителей Казани.
Одна из самых трогательных надпи­сей находится на обороте Казанской иконы Божией Матери и датирует­ся 26 апреля1916 года. Это напо­минание о тяжёлом периоде в жиз­ни страны и, возможно, трагическом для семьи событии: «Сын Николай вы­ступил на войну» – читаем на обратной стороне иконы.
Также в мастерской писались палом­нические иконы небольшого размера. Например, две иконы – с изображени­ем Божией Матери и преподобного Серафима Саровского – подписаны от­цом семейства Александром Касселем. Первым образом незадолго до своей кончины (1904 год) он благословил дочь, а вторым – сына, о чём гласят надписи на «рубашке» икон.
Каждая икона в коллекции тщательно изучалась, и среди них была обнаружена та, доска которой оказалась гораздо старше самого лика святого. Образ Николая Чудотворца явно не первый, который был написан на этой поверх­ности. Такое частенько случалось: когда на старых иконах от времени стирались образы, сверху рисовались те же или другие святые. Так, мученица Марфа попала на это «полотно» раньше, чем Николай Чудотворец. Это удалось расшифровать по сокращению в ико­нографии «Марфу му».
ЗА ЧТО ЧТИМ?
– Мы не берём на себя просвети­тельскую функцию исключитель­но в плане православия, а говорим именно об исторических событиях. Чтобы, приходя к нам, люди лучше узнавали историю России и нашего города. Просто так какая‑то икона не начинала почитаться, их появле­ние и распространённость были тесно связаны с историческими событиями, о которых мы и рассказываем. Такая информация интересна представи­телям любых конфессий и тем, кто не ассоциирует себя с религией. Ведь ико­ны – исторический артефакт, – объяс­няет Ольга Сергеевна.
Согласно этой концепции, часть кол­лекции посвящена спискам с чтимых в Казани икон. Как, например, Сед­миозёрная икона Божией Матери – вторая по значимости православная святыня Казанской епархии. Своё на­звание она получила от Седмиозёрной пустыни, находящейся рядом с Каза­нью. Этот образ Богородицы во время эпидемии бубонной чумы в середине XVII века пронесли в крёстном ходе от пустыни до города. После чего икона прославилась в Казани как чудотвор­ная и каждый год 26 июня по старому стилю повторяла тот «спасительный» маршрут.
dsc_0909
ПЕРИСКОП ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Несмотря на большое количество икон, в музее нет «церковной» атмос­феры. Стильное оформление в белых и коричневых тонах, тёплый свет, отражающийся от сусального золо­та, приглушённое песнопение мирно соседствуют с мультимедийным обо­рудованием, которое помогает ознако­миться с экспозицией самостоятельно. Два часа занимает прослушивание всей информации от аудиогида, сокращён­ная дорожка укладывает самые инте­ресные подробности в полчаса. Также в залах расположены интерактивные экраны, рассказывающие о традици­ях изготовления икон в Казанском Богородицком монастыре и о быте казанского купечества.
Отдельного внимания заслужива­ет исторический макет окрестностей Казанского Богородицкого монастыря на рубеже XIX–XX веков. Очень под­робная интерактивная модель создана при участии краеведа и архитекто­ра Сергея Саначина. С помощью пери­скопа дополненной реальности можно взглянуть на город глазами жителя того времени: 3D‑мир удивляет проказами детей, кидающихся под колёса... ой, простите, под копыта лошадей, сте­пенно, на первой лошадиной скорости везущих за собой повозки с состоя­тельными горожанами, которые могут себе позволить прогулки на гужевом транспортном средстве…
dsc_0005
dsc_0973
dsc_0969
ГДЕ:
Казань, улица Большая Красная, д. 10
КОГДА:
С 9:00 до 20:00, без обеда и выходных.
ЧТО:
Музей казанской иконы
 
 
 
Фото: Алёна Кутыркина
 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: