Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Национальный музей РТ: «История Татарстана с древнейших времён до наших дней»

Национальный музей РТ: «История Татарстана с древнейших времён до наших дней»

100 музеев Татарстана. Продолжаем знакомить читателей с самыми оригинальными музеями Татарстана.

25 сентября 2020


Чем только не удивлял 125-летний Национальный музей РТ 100-летний журнал «Татарстан» и его читателей! То раритетными ёлочными игрушками, то ожившими экспозициями, то необычными загородными экскурсиями... Мультимедийными лекциями и интерактивными музейно-педагогическими занятиями, квест-играми и инсталляциями грандиозных военных событий… 

Казалось бы, всё уже придумано, всё было в его долгой музейной жизни, но каждый раз новые идеи музейщиков заманивают нас в это царство давно минувших дней. Заманили и сейчас. На полтора часа. За это время мы узнали большую историю республики, сложенную из личных вещей и ярких судеб татарстанцев, собранных в одну увлекательную экскурсию под названием «История Татарстана с древнейших времён до наших дней».


IMG_5799




IMG_6047





Так получилось, что попали мы в музей, когда экспозиция только собиралась: извлекались из хранилищ большие и малые экспонаты, раскладывались на стеклянных полочках ценные вещи легендарных личностей, развешивались по стенам старые хрупкие фотографии, продумывалось размещение каждого раритета, загружался на электронные «визитки» нужный материал, доводился до ума каждый уголок выставки…






 первый герб_автор Баки Урманче

Первый герб Татарской АССР. Автор – Баки Урманче.




 5_кабинет первого президента

Рабочий кабинет первого Президента Татарстана Минтимера Шаймиева.



7_первые телевизоры

Первые советские телевизоры.




первая печатная машинка со шрифтом яналиф


Первая печатная машинка «Яналиф» с новым алфавитом.






 2_


- Мне не хватает современности, – говорит Гульчачак Назипова, генеральный директор Национального музея РТ. – Хочется показать, какой он, наш Татарстан, сегодня, сейчас, в эту минуту.




УВЛЕЧЁННАЯ И УВЛЕКАЮЩАЯ


За каждым временным периодом в музее закреплён научный сотрудник – автор и экскурсовод вверенного ему участка. Но Гульчачак Назипова, генеральный директор Национального музея РТ, в любом из залов экспозиции чувствует себя как рыба в воде. Поэтому экскурсоводы нам не понадобились, она знает историю Татарстана с древнейших времён до наших дней наизусть! Со всеми датами и цитатами! И это, конечно, восхищает. Такого бы «подсказчика», да на экзамен по истории в прошлые студенческие времена…


– История Татарстана, история этой территории, она ведь не в 1920 году начинается, – увлекает нас за собой на экскурсию Гульчачак Рахимзяновна. – Она, как и наша экспозиция, хронологически охватывает более 40 тысячелетий и представляет памятники археологии начиная с каменного века и до конца I тысячелетия нашей эры. Она также имеет древнюю историю государственности.


Именно поэтому сначала мы знакомимся с археологическими находками из эпох камня, бронзы и железа. Дивимся на подлинные нуклеусы и отщепы (рубящие орудия из кремня.  – Прим. автора), происхождение которых датировано 100–35 тыс. лет до нашей эры. На бронзовую секиру V–IV веков до нашей эры. На серебряную маску IX–X веков из погребения Танкеевского могильника…


И ещё «знакомимся» с людьми, которые, собственно, все эти раскопки и осуществляли, определяли возраст предметов, расшифровывали их предназначение, занимаясь этим с XIX века, – с профессурой Казанского университета, с нашим знаменитым земляком Андреем Фёдоровичем Лихачёвым, на основе коллекции которого возник музей.


НАТУРАЛЬНЫЕ БЛОНДИНЫ ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ


Переходя к средневековой истории Татарстана, как все блондины с голубыми глазами, с гордостью узнаём в себе потомков великих булгар – историки уверяют, что именно такими они и были в 922 году, когда Волжская Булгария стала самым сильным исламским государством в мире: богатым, многонациональным, многоконфессиональным, с развитой системой образования, со своими школами – мектебами, медресе... Археологическая коллекция времён Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства завораживает находками X–XIII веков, ювелирными украшениями – подвесками, поясами, пряжками из меди, бронзы и серебра. Особенно хороша золотая височная подвеска с уточкой из XII века…


Гульчачак Рахимзяновна обращает наше внимание на замок мастера Абу‑Бекра 1146–1147 гг. с благопожелательной надписью на арабском языке и на единственный сохранившийся документ периода Казанского ханства – ярлык казанского хана Сахиб‑Гирея 1523 года.


ПЕРСТЕНЬ МАРДЖАНИ


Во времена Казанской губернии въезжаем, конечно же, на знаменитой карете Екатерины II.


Находясь в этом периоде, мы можем «заглянуть» и в комнату нашего знаменитого земляка Гавриила Державина – поэта и государственного деятеля. «Побывать» в дворянском доме и в традиционной татарской избе. А ещё «прогуляться» по лабораториям Казанского университета и познакомиться с деятельностью выдающихся учёных – увидеть химические, астрономические приборы, которыми они пользовались, геологические, археологические и этнографические коллекции.

Здесь можно увидеть издания и личные вещи татарских учёных, просветителей, писателей – Каюма Насыри, Габдуллы Тукая и Фатиха Амирхана и тот самый знаменитый перстень Марджани…
В каждом бытовом предмете – предке тех вещей, которыми мы пользуемся в обиходе, много непривычного и необычного, если смотреть с сегодняшней колокольни. Особенно хорошо прослеживается технический прогресс на примере эволюции телефонных аппаратов.

А телеграф? Поймут ли сегодняшние дети его предназначение?






IMG_6030


IMG_6029


Писатели Татарстана: до войны и после неё. Те, кто станет искать отличия, найдут разницу не только в одежде – гражданской и военной, но и в количестве присутствующих. Все они воевали, но вернулись с войны не все.


IMG_5244


7


6


подверстка_гармошки


-----


4


3




ДОЛОЙ САМОДЕРЖАВИЕ!


Изгибами и функционалом уникального экспоната – механического ткацкого станка фабрики Алафузова – вообще можно любоваться часами... Но времени нет. Грядёт революция. Она прямо за поворотом, в следующем зале.
Листовки и агитационные плакаты. Оружие и чёрно‑белые кадры кинохроники. Настоящая гаубица английского производства. Знамя профессионального союза металлистов «Единение». Личные вещи, подлинные документы и фотографии непосредственных участников революционных событий – Николая Ершова, Садри Максуди и других. И вот оно самое – то, с чего начиналась республика! Среди уникальных экспонатов – карта Идель-Урал штата, карта Татарской республики, эскиз герба (проект 1920 года, автор Баки Урманче), фотографии с мероприятий, связанных с провозглашением республики, первый флаг 1920‑х годов...



1_серху написать ДОЛОЙ БЕЗГРАМОТНОСТЬ!




ВСЕ НА БОРЬБУ С НЕГРАМОТНОСТЬЮ!


И начинается история Советской Татарии. Погружаемся в борьбу с неграмотностью и с голодом. Видим, как создавались новые предприятия и отрасли промышленности, как преобразовывалось сельское хозяйство, культура, татарский язык и литература.


Под стеклом так же ярко, как в 1920–1930-х годах, алеют знамёна фабрик и заводов. Ничуть не хуже екатерининской кареты выглядит первый образец советского машиностроения – трактор «Фордзон-Путиловец», особенно если учесть, что для передвижения этого вида транспорта лошади не требовались. Со стен зазывают афиши – деятели новой культуры дают спектакли и концерты.


Военный Татарстан через подлинные вещи её участников знакомит с героическими событиями Великой Отечественной.


Национальный музей РТ может себе позволить выставить на всеобщее обозрение не только кареты, трактора и гаубицы, но и самый большой образец продукции промышленных предприятий – самолёт По-2. Именно на таких летали бомбить фрицев «ночные ведьмы» вместе с нашей Магубой Сыртлановой. Особое место занимают награды участников войны, мемориальные экспозиции писателей-фронтовиков, среди них – моабитские тетради Мусы Джалиля и фронтовые блокноты Фатиха Карима.


С противоположных стен, с увеличенных фотографий, смотрят друг на друга татарстанские писатели: до войны и после неё. Те, кто станет искать отличия, найдут разницу не только в одежде – гражданской и военной, но и в количестве присутствующих. Все они воевали, но вернулись с войны не все.


РАБОЧИЙ СТОЛ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА


Гордясь достижениями Татарской АССР в послевоенный период: развитием нефтехимии, машиностроения, расцветом культуры и формированием крупных научных школ, которые выдвинули республику в число самых передовых регионов СССР, приближаемся к не менее эпохальным событиям. Они произошли в 1990‑е годы и тоже уже стали историей.


Утверждение Декларации о государственном суверенитете Татарской Советской Социалистической Республики, введение института президентства, принятие Конституции Республики Татарстан – всё это стало в дальнейшем основой для стабильного развития республики во всех сферах жизни. Попадаем прямиком в «кабинет первого Президента Татарстана Минтимера Шаймиева». Его рабочий стол под зелёным сукном, его ковёр на полу, его глобус… За этим столом вершилась история суверенитета.


УСКОЛЬЗАЮЩАЯ СОВРЕМЕННОСТЬ


Время вперёд – всё ближе к нашему дню: из 90-х – в 2000-е. Татарстан становится спортивной столицей России – в экспозиции можно увидеть чашу огня и факел XXVII Всемирной летней универсиады, спортивные награды чемпионата мира по водным видам спорта, форму волонтёров Универсиады-2013 и чемпионата мира – 2018 – событий, которые были только вчера…


– Мне не хватает современности, – с сожалением разводит руками наш экскурсовод. – Хочется показать, какой он, наш Татарстан, сегодня, сейчас, в эту минуту. Очень трудно документировать современность. Потому что каждый день слишком быстро становится историей – маленькой историей одного дня, которые ежедневно дополняют нашу большую «Историю Татарстана с древнейших времён до наших дней».





3


IMG_5719


IMG_5236


IMG_6036


Средства передвижения, которые теперь передвигаются только по музею







дворянская


хрущевская


хрущевская 2


Подверстка_коммунальная квартира_коридор


Так жили татарстанцы: от дворянского гнезда до коммуналок и хрущёвок.











ИСТОРИЯ № 1
МЕДВЕДЬ С ТОПОРОМ


Театр, как известно начинается с вешалки, а экспозиция, посвящённая истории Татарстана, –
с гербов его районов. На них отражены природные богатства и история данной местности. У кого‑то это рыба, у кого‑то – нефть.
А, например, у Балтасинского района на гербе изображён… медведь с топором. Почему медведь
и откуда у него топор?
Сначала переведём с татарского слово «балтаси» – оно произошло от татарского «балтач». Во-первых, это имя одного из легендарных основателей села, которое, в свою очередь, произошло от слова «балта» – топор (балтачы, балта остасы – человек, владеющий топором; мастер-плотник). Топор держит медведь – он хозяин леса. А ещё он мастер-плотник, строитель. Он строит дом – это подчёркивает традиции и искусность балтасинских мастеров по дереву.




Coat_of_Arms_of_Baltasinsky_rayon_(Tatarstan)









ИСТОРИЯ № 2 ПЛАТЬЕ АЛЬБИНЫ ШАГИМУРАТОВОЙ


Музей хранит очень много историй, связанных с появлением экспонатов. Например, концертное платье оперной дивы Альбины Шагимуратовой – она сама подарила его музею. Тем самым как бы подала пример: вслед за ней и другие артисты предложили свои знаменитые концертные, театральные костюмы, какой‑то реквизит музею. Так здесь появилась одна из первых кукол из Татарского государственного театра кукол «Экият».





Подверстка_платье альбины шагимуратовой












ИСТОРИЯ № 3
ЛЮБИМЫЕ ЖЕНЩИНЫ ГАРМОНИСТА


«Асия», «Мялика», «Мярьям», «Фахрниса»... – у каждой мини-гармошки своё имя. Имена этих девушек-красавиц увековечил татарский гармонист-виртуоз Файзулла Туишев на своих крошечных гармошках. Считается, что с каждым именем у гармониста связана какая‑то личная романтическая история. Сколько таких историй может быть у творческого человека? Кто ж его знает!
Во всяком случае, в коллекции Файзи было 17 гармоней самых разных размеров, причём самая маленькая – величиной со спичечный коробок. Все они мелодичны, красивы, послушны, миниатюрны.
Наверное, как и те девушки, чьи имена носят.






подверстка_гармошки








ИСТОРИЯ № 4
ВОЕННЫЙ ГРУЗОВИК ЗА МИЛЛИОН


«Этот грузовик прибыл к нам из-под Ленинграда – достался от человека, который всю жизнь занимался поисковыми работами: поднимал из болот на территории расположения Ленинградского и Волховского фронтов останки наших погибших на войне солдат. Сам поисковик умер, его жена осталась без средств к существованию. Надо было найти миллион рублей, чтобы выкупить у неё грузовик, привезти его в Казань. Я написала нашему президенту, и он, не раздумывая, дал деньги. Всё стоит денег, и то, что наша республика смогла поддержать семью человека, посвятившего всю жизнь поисковым работам, и одновременно решить вопрос с музифицированием этого грузовика – это, считаю, огромное дело. Кроме того, кузов грузовика был наполнен найденными предметами – оружием, значками, орденами, медальонами...»



подверстка_грузовик









ИСТОРИЯ № 5
ЭТО КОММУНАЛЬНАЯ, КОММУНАЛЬНАЯ КВАРТИРА…


Особой популярностью в экспозиции пользуется «коммунальная квартира», интерьер которой воссоздан по образу и подобию настоящей из предметов, переданных музею жильцами таких квартир. Воспроизведя комнату из коммуналки, авторы выставки не забыли и про коридор – он за дверью с тремя разнокалиберными звонками. «Если в комнатах коммуналок царил порядок и уют, – рассказывает Гульчачак Рахимзяновна, – то в коммунальный коридор выставлялось всё подряд – от велосипедов до лыж. И пройти по такому коридору, не уронив что-нибудь с грохотом, было очень проблематично».


Подверстка_коммунальная квартира













Татьяна Вафина

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: