Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Начальник дебаркадера

Начальник дебаркадера

Мария Мурашева, московский режиссёр, о порталах в прошлое и о людях, с которыми просто повезло.

22 июня 2017

– Документалист всегда должен быть открыт для своего будущего фильма: никогда не знаешь, когда он к тебе заскочит. Я в этом убеждена и почти всё в моей жизни проверяю на «снимабельность»: жизнь это совершенно не обедняет, а пользы– масса. Так вышло и с дебаркадерами.


3-13


Прошлым летом мы с моей операторшей, её шестимесячной дочкой, висящей в сумке на её животе, и Денисом Осокиным, вашим местным казанским писателем исценаристом, смотрели натуру для одной истории. И ничего особенного мы до этого про дебаркадеры не знали и не думали о них, но, когда увидели, поняли – это наше. Поняли и переключились обратно на то, зачем, собственно, и приехали. А потом была зима, когда я ничего не снимала, но не переставала думать про дебаркадеры. Искала информацию в интернете, какую о хронику, всевозможные упоминания... И поняла, что живые, действующие дебаркадеры остались только на Волге, под Казанью. Вот в таком количестве и такой сохранности. Позвонила своему оператору, рассказала ей всё. И оказалось, что она тоже так думает, что их нужно снимать, что это будет наш фильм.


3-9


3-8


3-7


3-6


3-5


Дальше начинается не интересное: поиски финансирования, получение разрешений на съёмку и т.д. и т.п. Пока всё это делается, организовали первую экспедицию, на деньги, полученные в качестве приза за прошлый фильм на фестивале во Франции. Потому, когда будет готов фильм, я, к сожалению, сказать не смогу, нам нужно приехать ещё четыре раза: два– летом, один– осенью, на закрытие сезона. И последний раз– зимой.


Если всё сложится благополучно, то весной-летом следующего года фильм будет готов.


Самым интересным для меня в этом проекте стала радость узнавания, такая, как бывает, когда встречаешь очень хорошего человека, который, ты точно знаешь это, может быть твоим другом. Такая радость у меня, у нас от этой темы. Дебаркадеры оказались чем-то очень личным, но при том очень общим. Как летний день в детстве, бесконечный, с огромным небом, как мамин силуэт напротив окна, в юбке, просвеченной солнцем, как запах одуванчиков и следы бубликами от них же на содранных коленках. Когда мы говорим с оператором между собой о фильме, то, опуская технические подробности, это звучит так: он должен быть светлый, лёгкий и по-хорошему дурацкий. А вообще, конечно, нам очень повезло с людьми, почти все были такие хорошие! Открытые, добрые, очень трогательные и сами по себе, и в своих рассказах о дебаркадерах, о том, как было раньше. Открытые люди меня всегда очень радуют, я уверена, что люди хорошие сами по себе, и когда так и оказывается, говорю всем: вот, вот, а вы не верили! Мне везёт, пока что чаще всего я права.


3-5


3-4


3-3


3-2


С каждой своей съёмки я стараюсь привезти какой-нибудь трофей. В этот раз им стала табличка «Начальник дебаркадера», её мне подарил шкипер дебаркадера из Матюшино. Стоит у меня сейчас на комоде.


3-1


Дебаркадеры– это же уникальная штука. Это порталы. Они не там и не здесь, не на воде, не на суше; ни судно, ни дом. Между тем и этим, городом и деревней, суетой и покоем. Они практически не изменились на протяжении эпохи. Ты наступаешь на палубу как на время. Это редкое ощущение, если его поймать – оно бесценно.
3-11

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: