Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Бахта: Привет от вечного странника

Бахта: Привет от вечного странника

Визитная карточка деревни Бахта – красивая серебряная церковь с золотыми маковками куполов, которую видно издалека. При ближайшем рассмотрении серебряная церковь превращается в деревянную – именно такое преображение являет собой некрашеная осина которой отделан храм.

24 сентября 2025

ВДОЛЬ ДА ПО ШИРОКОЙ…

Бахта – село просторное. От центра, которым негласно считается всё та же церковь Петра и Павла, во все стороны, как лучи, расходятся улицы – Колхозная, Овражная, Садовая, Широкая.

Движемся вдоль да по Широкой. Она оправдывает своё название – умещаемся на ней не только мы на своей редакционной машине, но и небольшая отара овец, и большая стайка гусей, которые по дороге ещё успевают искупаться во всех лужах. Никто никому не мешает, и никто никого не задевает. Правила дорожного движения соблюдаются в Бахте неукоснительно. Но ни от встречного, ни от поперечного населения никаких историй не добьёшься, не до этого им.

ГОСТИНЕЦ ОТ ЛИСИЧКИ

Наконец появляются первые люди.
Двое умельцев-строителей латают крышу какого-то дома. Про историю Бахты ничего не знают, так как не местные, за сведениями отправляют в магазин «Продукты», расположенный прямо в гараже при соседнем жилом доме. К его владелице – Галине Анатольевне Терентьевой. Но «гараж» закрыт на замок. Видимо, обед в магазине.

– В огороде, наверное, она – помидоры смотрит, – говорят строители. – Щас крикнем! – и, перегнувшись через забор, начинают свистеть и махать руками.

На зов выбегает хозяйка и бросается открывать гаражные ворота магазина. Немножко расстраивается, что мы не покупатели. А затем радуется, что журналисты про Бахту писать пожаловали и, загрузив нашу машину свежесорванными помидорами – «Гостинец вам из Бахты! Скажете, лисичка прислала!» – отправляет за информацией в клуб – к человеку, знающему о родном селе всё.

        

На зов выбегает хозяйка и бросается открывать гаражные ворота магазина.

ЭКСКУРСИЯ ОТ ОТПУСКНИКА

Этот человек – методист Светлана Николаевна Малышева – хоть и в отпуске, но спешит в клуб, встречает гостей на пороге и сразу же, с этого самого порога, начинает экскурсию по музею, в котором живёт вся история села.

Деревенские экспонаты всегда впечатляют своей подлинностью и эксклюзивностью. Особенно бархатные альбомы, куда местные краеведы бережно вклеивают пожелтевшие фотокарточки старожилов села, участников Гражданской и Отечественной войн, передовиков производства колхоза и аккуратно подписывают шариковой ручкой фамилии, заслуги и основные вехи из жизни своей родины.

КАК РАСПОЗНАТЬ ХЫЗЫР АТА?

– В Бахте проживают кряшены (крещёные татары), – рассказывает Светлана Николаевна, демонстрируя традиционную одежду.

Здесь же мы узнаём, что Бахте уж 301‑й годик пошёл, основано оно в 1724 году. Хотя все уверены, что много раньше, ещё когда Иван Грозный татар крестил, иначе откуда здесь столько кряшен? Но, как бы там ни было, называли село при «рождении» Хызыр ата. В честь некоего вечного старца-странника по имени Хызыр – Отец Хызыр в переводе.

Согласно древней легенде, этот старец помогал путникам, заблудившимся в степи, отставшим от каравана купцов, ограбленным разбойниками путешественникам, беженцам – всем гонимым и несчастным. И якобы того, кто увидит Хызыра (а предстать пред вами он может под видом нищего) и попросит его о помощи, он осчастливит на всю жизнь. Только мало кому удаётся в суете будней житейских распознать средь просящих милостыню вечного странника.

– В более поздние имена Хызыр ату переименовали в Степную Кондрату, затем в Баганы, – продолжает Светлана Николаевна, – а потом вот Бахтой окрестили…

РЕЗЧИЦА ПО ДЕРЕВУ

Средь экспонатов музея то там, то сям встречаются различные резные изделия, выкрашенные в весёлые цвета. Кто ж тут такой искусный резчик?

– Да это я сама вырезаю, – скромно говорит методист клуба, приглашая присесть на собственноручно вырезанную кружевами из фанеры скамейку.

– Я и генеалогическое древо своего рода в этой же технике сделала…

Вы где-нибудь видели такого талантливого методиста? Вот и мы впервые видим.

– Да это я сама вырезаю, – скромно говорит методист клуба, приглашая присесть на собственноручно вырезанную кружевами из фанеры скамейку.

Генеалогическое древо рода Малышевых.

ТЫКВЕННЫЙ КРАЙ

Послемузейное путешествие по улицам Бахты раскрывает нам самые разные сельские тайны и истории.

Во-первых, это какой‑то тыквенный край. Тыквы здесь растут везде: в полях, в огородах, на заборах… Говорят, любовь к выращиванию бахчевых культур тут поселилась ещё в 30‑е годы прошлого века, когда тут образовался колхоз – крупнейшее к тому времени овощное хозяйство. Выращивали капусту, морковь, лук… Были здесь и теплицы для рассады, и огромные овощные поля, на прополку которых всем селом выходили. А после войны на полях стали сажать бахчевые культуры: тыквы, арбузы, дыни.

ФЕРМЕРЫ РУЛЯТ

Во-вторых, тут очень много фермеров – почти у каждого дома припаркована пара-тройка тракторов-комбайнов. Их вид напоминает о былой славе колхоза-передовика, в котором кроме овощеводства занимались ещё разведением овец, была своя молочная ферма…

ГУЛЬБИКА. ПОЛИНА. САНИЯ. СТЕПАНИДА…

В-третьих, тут, в Бахте, в 1918 году родилась актриса Татарского академического театра им. Галиасгара Камала Вера Минкина – Гульбика из «Неспетой песни» Мустая Карима, Полина из горьковской пьесы «Враги», Сания из «Беглецов» Наки Исанбета и Степанида из произведения Александра Островского «Светит, да не греет…»…

История о том, как юная совсем Вера в лаптях с узелком в руке пошла пешком в Казань поступать в театральное училище, стала местной легендой. Знаменитой односельчанкой гордится всё село, половина которого с гордостью носит прославленную Верой Егоровной фамилию.

       

ГЛАВНАЯ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ

Напоследок заходим в церковь. Ворота открыты, двери не заперты, в храме чистота и пустота. Батюшка приезжает службу служить сюда по праздникам из Чистополя. В остальное время можно просто зайти, помолиться в тишине – никаких этому препятствий.

Церковью жители Бахты гордятся и дорожат. Рассказывают, что закрывали её в тридцатых годах – все иконы топорами изрубили. Колокол украли. Саму церковь использовали как зернохранилище. Похожая судьбина была у многих подобных заведений.

В 2000‑х храм начали восстанавливать, и теперь он не только действует, но ещё и является памятником культовой архитектуры в стиле эклектики с использованием традиций деревянного зодчества.

КАК ДОБРАТЬСЯ:
Из Чистополя выехать по Нурлатскому тракту в сторону города Нурлата. Через 15 км после перекрёстка с объездной дорогой (Р-239) повернуть направо на Т-образном перекрёстке на выезде из села Муслюмкино. Через 1,5 км указатель «Бахта» укажет вам путь к искомой деревне.

 

НА ЧТО ПОЛЮБОВАТЬСЯ:
Однозначно на церковь Петра и Павла, построенную в 1912–1917 годах с декором в псевдорусском стиле по проекту епархиального архитектора Фёдора Малиновского на средства прихожан. Обратите внимание на храмовую икону на восточном фасаде алтарной части – это святые апостолы Пётр и Павел, в честь которых и построен храм.

 

ЧЕМУ УДИВИТЬСЯ:
Старожилы рассказывают, что в Бахте то ли в 1936 году, то ли в 1937-м прямо на поле за огородами приземлился самолёт с самим товарищем Чкаловым на борту. Они считают, что произошла вынужденная посадка и легендарный лётчик заходил в сельсовет за помощью.
Напомним читателям, что оба озвученных сельчанами года были важными вехами в биографии легендарного Валерия Чкалова. В 1936 году он участвовал в беспосадочном перелёте Москва – Северный Ледовитый океан – Петропавловск-Камчатский – остров Удд. А в 1937‑м совершил первый в истории беспосадочный перелёт из СССР в США через Северный полюс на самолёте АНТ-25. Чисто теоретически побывать между двумя этими перелётами в Бахте он, конечно же, мог. Поэтому пусть будет так!
К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Добавить комментарий

Тема номера