Новый Кинер. Родина настоящих мужчин
Говорят, раньше Новый Кинер был районным центром. «Районность» эта прослеживается и сегодня: большой торговый центр, участковая поликлиника, две школы, аптека, Дом культуры, несколько магазинов… Два шиномонтажа, очень кстати подвернулись. Живи и радуйся. Но народ всё равно недоволен, потому что раньше было лучше: трава зеленее, небо голубее, погода теплее, а сейчас вон рабочих мест в селе мало осталось.
15 ноября 2022
– До 2000‑х годов в Новом Кинере работало около 20 различных организаций, МТС, сельхозтехника, кирпичный завод, овощесушильный завод, – перечисляют сельчане, – а сейчас все закрылись. Многие ищут работу в Казани, а это – на минуточку – 90 километров. По больнице своей скучаем, там даже делали операции, представляете! И свой роддом у нас был… А теперь рожать надо ехать в район.
– Главное, чтобы было от кого рожать! – многозначительно поднимает палец кверху старенькая эби* . – У нас все мужчины – герои! Про наших мужчин даже кино показывали!
ТЕМ, КТО НЕ ВЕРНУЛСЯ, ОТ ТЕХ, КТО ВЕРНУЛСЯ
Подтверждение героизма новокинерских мужчин – памятник. Совсем новенький. Его открыли 22 сентября. И не потому, что началась мобилизация, так совпало. Он поставлен в честь участников локальных войн и ветеранов боевых действий – тем, кто служил на Великой Отечественной, в Афганистане, в Чечне, в Таджикистане, в Сирии... Тем, кто служил и не вернулся, от тех, кто служил и вернулся. На открытие приезжали ветераны Афганистана и Северного Кавказа, уроженцы села со всей России.
– Деньги на памятник вместе с жителями Арского района собирали и они, – говорит глава поселения Агзам Гайфуллин. – Сначала хотели за счёт самообложения сделать, но пока планировали – то да сё, ребята уже сами сделали. Потому что очень дружный народ у нас тут живёт. Все мероприятия поддерживают и словом, и делом, и средствами. Вот и открытие памятника плавно перетекло в патриотический вечер.
ПОМОГАТЬ – ОБЫЧНОЕ ДЕЛО
Ведь в каждой семье кто ‑то где ‑то воевал: у кого сын, у кого муж, у кого брат...
– Поэтому, когда началась частичная мобилизация, народ собрал 650 тысяч рублей для мобилизованных, – говорит глава. – 11 человек из Нового Кинера забрали. Часть денег ушла на покупку обмундирования. Да, государство всех обеспечило одеждой, но мы купили сменную: резиновые сапоги, термобельё, варежки, рюкзак, плащ, медикаменты… Гуманитарную помощь ещё собираем фронту. Помогать – для нашего новокинерского народа обычное дело.
МИРНЫЕ ДЕЛА
Новокинерские герои занимаются се - годня абсолютно мирным трудом. Вот Рашат Салихзянов в начале восьмидесятых служил в Афганистане, в Шинданде (371-й мотострелковый полк). Сегодня он руководитель афганцев в Новокинерском поселении. Как самозанятый занимается деревянными изделиями. Это его инициатива сделать памятник ветеранам военных действий.
А афганец Ильяс Фазылзянов – ответственный за дизайн памятника. По его просьбе его новгородские сослуживцы сотворили то, что мы сейчас видим: на одной стороне установлен штык-нож, рядом – три больших камня, символы Афганистана, Чечни, Сирии. Лазерную резку самого штык‑ножа сделал товарищ Ильяса из Московской области.
ДЕРЕВЯННЫХ ДЕЛ МАСТЕР
В этих краях испокон веков было много мастеров по дереву. И сегодня местные плотники делают мебель: столы, стулья, кровати… Три предпринимателя из Нового Кинера обеспечивают мебелью не только родной Арский район, но и соседние.
– Делаем из берёзы, – поясняет Азат Хайруллин. – Хорошая мебель. Раньше я держал магазины, но беспокойная жизнь надоела. Выкупил землю, построил цех, работаю… Дерево привлекало с детства. В школе была мастерская по дереву – там и полюбил это дело. Да все наши деревенские мальчишки занимались в этой мастерской.
Сырьё Азат привозит из Марий Эл. Доски сложены в цеху – сохнут. Два бабая**- пенсионера работают.
– Молодёжь привлечь к нашему труду очень сложно, им сразу нужны большие деньги, а учиться они не хотят... Большие деньги здесь не заработаешь, но лично я считаю, когда работаю с любовью, это даёт удовлетворение и успокоение.
Цех работает сезонно, потому что летом у деревенских другие заботы: огород, сено... С осени включаются в процесс на всю мощь – заказов очень много.
– Красим мебель в разные цвета, – продолжает Азат. – Популярны белый и цвет дерева. Сам крашу – у нас есть специальная комната с вентиляторами. Ткань на обшивку заказчики сами выбирают.
– Гарантию какую даёте на вашу мебель?
– Если не будете стульями кидаться, то гарантия на всю жизнь! – смеётся Азат.
АК ЭБИ*** – БЕЛАЯ БАБУШКА
Встретить в деревне долгожителя – особая журналистская удача. Эти люди могут рассказать о родных краях столько интересного, о чём нынешнее поколение даже не подозревает и с интересом потом читает на страницах «Татарстана» – воооон оно, оказывается, как у нас раньше-то было!
– Всю жизнь мы с мужем Габдельфат бабаем жили здесь, – вспоминает Таскира Лутфуллина, ей скоро 88 лет. – Замуж за него вышла сразу, как он из армии вернулся. А служили тогда 5 лет 7 месяцев!
Таскира эби – коренная жительница Нового Кинера. В школу пошла, когда началась война.
– Отец – на фронт, я – в школу, – рассказывает она. – А до войны‑то у нас чего тут только не было! И колхоз «Красная звезда», и швейные артели, и валяльно-войлочная артель, и пекарня, и промышленный комбинат, и детский сад! Эх, если б не война та проклятая, как бы мы жили хорошо!
«Если есть Таскира эби – никакой «Википедии» не надо, – шутят в Новом Кинере. – Она помнит всё!»
– В 50‑х годах я работала бухгалтером в интернате, – подтверждает бабушка слова односельчан. – Интернат был только для сирот и для детей из многодетных семей. Там было 280 воспитанников. А потом я работала секретарём в сельсовете. Много работы было! Тогда в Новом Кинере было 32 организации и за весь документооборот ответственна была я одна.
И за работу ЗАГСа. И за проведение всех сессий, всех заседаний. Все документы заполняла от руки! Смогут так молодые?
– Да что там молодые! Никто уже не сможет! Разучился народ писать.
Сегодня Таскира эби обучает односельчан основам религии – изучает с ними Коран, арабский язык… Эта «профессия» – татары знают – называется абыстай.
– Наша деревня всегда была религиозной, – говорит абыстай. – Первую мечеть построили здесь в 1828 году, вторую – в 1860-м. В начале XX века в деревне было уже четыре мечети! После революции, как и везде, мечети эти превратились в амбары, магазины, школу… Намаз мужчины читали тайно. Когда спрашивали: «Есть ли верующие в селе?», отвечали: «Нет!».
КАК ДОБРАТЬСЯ:
Расстояние от Казани до Нового Кинера – 103 км. Выезжать надо в Арском направлении. От Арска до Нового Кинера – 38 км.
ЧЕМ ПОЛЮБОВАТЬСЯ:
Конечно же, новой мечетью. Её построили в 2001 году, получилась она двухэтажная и очень красивая. Помог вернуть мечеть и религию в село Ирек хазрат Галиев. Он организовал группу паломников в хадж, и их молитвы были услышаны. Летом тут особенная красота – пруд. Кстати, сельчане построили его сами «на случай пожара» после аномальной жары 2010 года.
ЧЕМУ УДИВИТЬСЯ:
Конечно, размерам Нового Кинера. И его инфраструктурой. Несмотря на то что, по словам сельчан, сейчас тут много чего нет, тут очень даже много чего есть. Один Дом культуры только чего стоит – в прошлом году его капитально отремонтировали на 20 миллионов, теперь к услугам жителей и гостей Нового Кинера все культурные услуги: от дискотеки до библиотеки. А какая тут школа! На 600 детей, в которой и сейчас учатся 270 человек.
Руфия Фазылова
Фото: Юлия Кузнецова
* Эби – бабушка (тат.)
** Бабай – дедушка (тат.)
*** Ак эби (букв. белая, светлая бабушка) – почтенная, уважаемая в деревне женщина в возрасте (тат.)
Добавить комментарий