Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Крылья страны советов о прошлом с надеждой

Крылья страны советов о прошлом с надеждой

Мечты сбываются. Реактивный «Туполев», пилотская кабина, два десятка датчиков перед глазами, штурвал. И я – в кресле командира. Эмоции через край, хотя заветное – «Взлёт разрешаю» – не слышу. Эх, была не была! Двигатели – на взлётный режим, штурвал – на себя, отрыв...

16 декабря 2024

Мысленно, конечно. Ту-124 – одни из трёх десятков самолётов, что совершили свою последнюю посадку на этом зелёном газоне – в Ульяновском музее гражданской авиации. Представляете, в одном месте три десятка авиационных раритетов – от неуклюжего «Добролёта» из двадцатых годов прошлого века до отечественного реактивного первенца Ту-104, межконтинентального Ил-62М и красавца Ту-144 – первого в мире сверхзвукового…

ЗА ШТУРВАЛ? БЕЗ ВАРИАНТОВ

Объявление, что встречает у входа в музей, сразу обещает полноту ощущений. Пять самолётов, как явствует из текста, можно осмотреть изнутри. Плата – чисто символическая. Предвкушая удовольствие, определяю пятёрку, на мой взгляд, самых-самых.

На первом месте, конечно, пилотская кабина Ту-144. Следующий – Ил-62М: его делали у нас, в Казани...

– Внутрь? Только Ту-124, – быстро возвращает к действительности девушка-кассир. – В другие никак.

–?

– А вот подниметесь в самолёт – сами всё поймёте...

Для себя решаю: за штурвал Ту-124 сяду в конце экскурсии: будет вишенка на торте.

Ту-114 – наш первый пассажирский межконтинентальный лайнер, под крыльями которого запросто может укрыться парочка самолётов поменьше, вроде Ан-2.

«ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ» ЭПОХИ ХРУЩЁВА

Ту-114 в изящной аэрофлотовской ливрее образца шестидесятых годов. Вот он, наш первый пассажирский межконтинентальный лайнер, под крыльями которого запросто может укрыться парочка самолётов поменьше, вроде Ан-2. Начав летать по странам и континентам, он сразу удивил всех мощью и комфортом. Две палубы, багажная и пассажирская, собственная кухня, буфет, отдельные купе со спальными местами для пассажиров первого класса…

Этот лайнер в шестидесятые считался самым большим пассажирским самолётом в мире. Летал в Хабаровск и Токио, Гавану
и Нью-Йорк. На линии от Москвы до Страны восходящего солнца его совместно эксплуатировали «Аэрофлот» и Japan Airlines – «боинги» были без надобности…

То, что Ту‐114 – птица высокого полёта, особо ощущаешь, стоя под гигантскими стойками его шасси. От носового до фюзеляжа «каких‐то» пять метров – без пожарной лестницы не забраться. Наш флагман был ещё и самым высоким в мире, что иногда создавало проблемы.

Рассказывают, когда в 1959‐м советский лидер Никита Хрущёв прилетел на «сто четырнадцатом» с визитом в США, у хозяев даже не нашлось трапа такой высоты.

От безысходности подогнали пожарную машину с выдвижной лестницей, и пришлось лидеру нашей страны спускаться по ней вопреки всем правилам – не лицом к встречающим, а совсем наоборот. Недипломатической частью тела...

Такова легенда, хотя в действительности всё могло обстоять иначе: всё‐таки визит готовился заранее. Зато абсолютно точно то, что Никита Сергеевич рискнул отправиться в Америку на самолёте, который ещё не прошёл всех испытаний – на регулярные линии Ту‐114 вышел лишь два года спустя. Точно и то, что вплоть до окончания своей лётной карьеры в 1977 году лайнер оставался самым быстрым турбовинтовым пассажирским самолётом в мире. И, увы, самым шумным. За что и заслужил своё громкое прозвище – «Змей Горыныч».

СПАСАЛ ЧЕЛЮСКИНЦЕВ, А ПРИПЛЫЛ ПО ВОЛГЕ

Оранжевый фюзеляж, синие крылья...
На фоне других самолётов с их изысканно строгим макияжем этот – чем не павлин в лебединой стае? Внешность обманчива: угловатый, как подросток, аппарат многим красавцам лайнерам в деды годится. Отечественный ТБ‐1 (АНТ‐4) впервые поднялся в воздух 99 лет назад. И, между прочим, был первым в мире серийным двухмоторным цельнометаллическим бомбардировщиком.

Заслуг у ветерана – хоть отбавляй. В 1929‐м АНТ‐4 под названием «Страна Советов» показал всему миру, что эта страна способна
на многое: самолёт совершил сверхдальний полёт по маршруту Москва – Петропавловск‐Камчатский – Сан‐Франциско – Нью‐Йорк. Ещё один впечатляющий полёт был выполнен восемь лет спустя. АНТ‐4 пролетел по маршруту Москва – Казань – Свердловск – Иркутск – Анадырь – мыс Уэлен – Архангельск – Москва.

А навсегда самолёт вошёл в историю в марте 1934‐го, когда пилот АНТ‐4 Анатолий Ляпидевский первым обнаружил в Арктике экипаж и пассажиров затёртого во льдах ледокола «Челюскин», сумел приземлиться на льдину и вывезти на Большую землю десятерых женщин и двоих детей. Ляпидевский стал первым Героем Советского Союза, а выпущенную по такому случаю почтовую марку украсил сюжет «Встреча на льдине самолёта АНТ‐4».

Ульяновский АНТ‐4, кстати, тоже заслуженный полярник. Летал на Севере, отсюда и его яркое оперение – в случае ЧП машину легче было обнаружить на снегу. Наш потерпел аварию на острове Диксон и всеми забытый пролежал там четыре десятилетия. Его обнаружили в восьмидесятые, по частям вывезли в Выборг, восстановили. И по воде доставили в Ульяновск.

Этот АНТ‐4 с бортовым номером СС- СР‐Н227 – единственный сохранившийся в мире экземпляр. Между прочим, был выпущен на столичном заводе No22 – том самом, что впоследствии, после эвакуации в столицу Татарстана, дал своё имя казанскому авиационному заводу.

Ил-14.

Ан-14 «Пчёлка».

Внешность обманчива: угловатый, как подросток, аппарат многим красавцам лайнерам в деды годится. Отечественный ТБ-1 (АНТ-4) впервые поднялся в воздух 99 лет назад.

БОРТ №1 ДЛЯ ГЕНСЕКОВ И ПРЕЗИДЕНТОВ

А этот бестселлер точно сделан в Татарстане. Межконтинентальный Ил-62М. На такой машине летали все генеральные секретари ЦК КПСС, команданте Фидель Кастро и лидеры ещё доброго десятка стран. Самолёт, про который мы, казанцы, знаем, пожалуй, побольше любого экскурсовода. Кто вам здесь, Ульяновске, например, расскажет, что последний экземпляр машины, заказанный для перевозки Главного пассажира, был построен, но так и не оплачен: Борис Николаевич, видимо, предпочёл «иномарку»...

А про то, как однажды Леонид Ильич Брежнев, проснувшись среди ночи в спальне своего «президентского» Ил-62, не смог найти у изголовья кровати привычную кнопку вызова бортпроводника? Кнопка, конечно, никуда не делась, просто генсек, будучи уже в годах, искал её совсем не с
той стороны... Но возраст Главного пассажира – не повод для оправданий. Сразу после «ЧП» в столицу были спешно вызваны специалисты – для устранения «конструктивных недостатков». В итоге возле кровати генсека появились сразу три кнопки вызова: две – у изголовья, одна – в ногах. И не захочешь – найдёшь. Этот самолёт, с тремя «фирменными» брежневскими кнопками, кстати, затем перешёл по наследству к его преемнику, потом к следующему генеральному секретарю...

Ил-62М, что стоит на травке в музее гражданской авиации, конечно, попроще. Панелей из красного дерева, мягких кресел из натуральной кожи и огромного герба СССР из ценных пород дерева в салоне нет. Но все остальные, главные достоинства, конечно, при нём. Ил-62 – наш первый отечественный межконтинентальный реактивный самолёт. Едва поднявшись в небо, он установил несколько мировых рекордов скорости и дальности полёта для лайнеров своего класса.

И по надёжности, комфорту, экономичности в начале своей лётной биографии не уступал западным конкурентам.

Между прочим, некоторые казанские Ил-62 летают до сих пор, в разных странах. При том что начали их строить в Казани ещё в середине шестидесятых.


Межконтинентальный Ил-62М. На такой машине летали все генеральные секретари ЦК КПСС.

САМОЛЁТ С ПЕЧАЛЬНОЙ ИСТОРИЕЙ

Поднимаюсь по трапу в салон Ту-124 – единственного самолёта, который дозволя- ется осмотреть изнутри. Грязные кресла, истёртая обивка. Потрёпанный временем салон настроение не поднимает. Загадочная фраза сотрудницы: «А вы подниметесь в самолёт – сразу всё поймёте...», сказанная при входе в музей, больше не нуждается в объяснении.

И всё-таки не могу отказать себе в удовольствии посидеть в командирском кресле. Штурвал цел, приборы – почти все. Если напрячь воображение, можно почувствовать себя пилотом. Двигатели – на взлётный режим, штурвал – от себя, отрыв…

В салоне Ту-124.

Эти реактивные самолёты летали между российскими городами в шестидесятые – семидесятые. Строили их в Харькове, а списали окончательно в 1979‐м – через месяц после того, как в Тамбовской области потерпел крушение самолёт, летевший из Казани. Так получилось, что именно Казанский авиаотряд был на тот момент последним, где эксплуатировали Ту‐124 – более совершенные машины, Ту‐134, не могли садиться на полосу старого аэропорта. Новый ввели через месяц после трагедии, а спешно списанные оставшиеся «туполевы» ещё лет десять лежали бесхозные на лесной опушке возле Оренбургского тракта... Такая печальная история.

ЛАЙНЕР, ОБОГНАВШИЙ ВРЕМЯ

Ту‐144. Ещё один наш «первый в мире». Этот советский лайнер, опередивший время, в 1978 году за пару часов перемещал пассажиров из Москвы в Алма‐Ату с фантастической даже для нашего времени скоростью – свыше 2000 километров в час! (Сегодняшние самолёты преодолевают
это расстояние за четыре с половиной часа. – Прим. ред.).

Сказка длилась чуть больше семи месяцев: перевозка пассажиров на сверхзвуке оказалась слишком дорогим удовольствием... Тем не менее самолёт навсегда вошёл в историю как первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер – первый полёт опытного Ту‐144 состоялся 31 декабря 1968 года. Англо‐французский «Конкорд» взлетел двумя месяцами позже...

Делаю ещё одно обязательное фото на память – возле Ту‐144. Всё‐таки этот самолёт – гордость советского отечественного авиастроения, которое ни в чём не уступало западному. К гордости примешивается печаль. Спущенные колёса, поблёкший макияж и окна пилотской кабины «сто сорок четвёртого», наспех «занавешанные» фанерками... А рядом «илы», «яки» и «тушки» с фюзеляжами, покрытыми мхом...

Имеем ли мы право так относиться к нашему великому наследию? Наверное, взявшись за возрождение отечественной гражданской авиации, самое время, пока не поздно, позаботиться и о том, что было сделано до нас. Если, конечно, хотим, чтобы стране было чем гордиться в будущем. Иначе тупик.

Ту-144 навсегда вошёл в историю как первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер.

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: