
Песни его жизни
Однажды руководителю Государственного ансамбля фольклорной музыки Татарстана Айдару Файзрахманову из Лейпцига привезли аудиозаписи, сделанные немцами во время Первой мировой войны: пленные татары поют песни «Кара урман» и «Заман». Использовав те, подлинные голоса Файзрахманов с ансамблем снял музыкальные клипы*. В таком соединении аутентичного фольклора и современного его переосмысления профессиональными музыкантами он видит свою задачу.
23 января 2025
Ансамбль фольклорной музыки – коллектив уникальный. Все музыканты – и танцоры, и певцы, и исполнители на разных инструментах (среди которых – гармонь, курай, гусли, кубыз, саз…). Их концерты приводили в восторг зрителей в Праге и Стамбуле, Париже и Дубае, Венеции и Улан-Баторе (не говоря уже о несчётном количестве российских городов).
– Я всегда стремлюсь показать зрителям татарский фольклор как высокое искусство, – объясняет своё творческое кредо народный артист Татарстана, заслуженный артист России Айдар Файзрахманов. Поэтому, наверное, его так понимают и принимают во всём мире.
ГОД, РАСТЯНУВШИЙСЯ НА ДЕСЯТИЛЕТИЯ
В 2002 году Айдару Файзрахманову предложили возглавить ансамбль фольклорной музыки, созданный тремя годами ранее. Он на тот момент был солистом казанского оперного театра имени Мусы Джалиля, преподавал вокал на музфаке пединститута, вёл на телевидении популярную программу «Җырлыйк әле» – «Споёмте, друзья». Брать на себя дополнительную нагрузку Файзрахманов совершенно не собирался. Но основатель ансамбля, народный артист Татарстана и России Ильгам Шакиров, очень хотел, чтобы именно Айдар Фатхрахманович возглавил коллектив. И тот согласился «поработать годик по договору». Так 23‑й год и работает…
1961 год. Айдару Файзрахманову шесть лет.
АКТЁР ОПЕРЫ
Конец 1970-х. Айдар Файзрахманов учится в консерватории, живёт в общежитии. Однажды поздно вечером его просят спуститься на вахту, где дожидается незнакомец: «Я Масгут Имашев, директор оперного театра. Мне сказали, ты играешь на баяне, поёшь… У нас оперная труппа гастролирует в Ташкенте, заболел баянист, на концерте некому играть. Поезжай, пожалуйста, выручи».
– Я до третьего курса подумывал пойти петь на эстраду, но потом начал ходить в оперный театр, слушать записи Карузо, Паваротти, Атлантова и понял: если человек владеет классической манерой оперного пения, он всё споет – и классику, и народную песню, и эстрадную, – вспоминает Айдар Фатхрахманович. – Примером для меня был Хайдар Бигичев. Он учился на год старше, но уже работал в оперном, а параллельно прекрасно пел татарские песни. И я мечтал работать в театре! А тут такой случай подвернулся… После этих гастролей я был уверен, что мне дорога в оперу открыта. Но вскоре директора там поменяли, пришёл Рауфаль Сабирович Мухаметзянов. И, казалось, моя мечта накрывается…
Но знакомые из оперного привели его к новому директору - мол, вот есть ценный национальный кадр, к тому же на баяне играет… Баянисты тогда были в дефиците, а времена – такие, что театр выживал в том числе за счёт гастролей концертных бригад. Его взяли – правда, на вторые партии. Но он был счастлив.
– Помню, однажды на собрании труппы директор меня поднял и говорит: «Вот Айдар с гастролей приехал, привёз хороший сбор, и я смогу вас всех рассчитать и отправить в отпуск»… Такие времена были, середина восьмидесятых, – вспоминает Айдар абый. – А что я в театре первых партий не пел – так это не обязательно. Я от природы актёр. В «Борисе Годунове» я исполнял Мисаила. В сцене с Варлаамом я так картинно скатывался с кровати, что московский режиссёр говорил: «Вот, такие артисты делают театр!» Ерошка в «Князе Игоре», Урмай, слуга хана, в «Алтынчеч»… Я наслаждался характерными партиями, где много игровых сцен. Может, я в голосовом отношении где‑то ведущим солистам уступал, но в актёрском – всегда выигрывал! И столько, сколько мне дал в профессиональном плане оперный театр, я нигде не получал.
В театре Файзрахманов проработал больше четверти века и сегодня, работая с музыкантами в своём ансамбле, многое использует из того, чему научился в опере.
В 2000 году Президент России Владимир Путин побывал на казанском Сабантуе. Справа с тальянкой – Айдар Файзрахманов.
СТРЕМЛЕНИЕ К СОВЕРШЕНСТВУ
Когда Айдару было семь лет, отец подарил ему первую тальянку.
– Музыкантом я был, видимо, от природы, на слух сам научился играть, – вспоминает наш герой. – Но в музыкальную школу не ходил. Жили в деревне, мне до обычной школы приходилось каждый день четыре километра ходить, да обратно четыре, когда ещё музыкой заниматься… Да и денег у родителей, сельских учителей, лишних не было.
Позже его старший брат поступил на музыкальный факультет педагогического института и однажды на каникулы, чтобы разучивать программу, привёз домой баян.
– Я уже хорошо освоил тальянку, а тут баян… Он мне даёт ноты – давай, говорит, пробуй… А я в нотах не разбирался, говорю: «Ты сам сыграй мне». Он два раза сыграл – я запомнил и всё повторил! – смеётся Айдар Фатхрахманович. И вспоминает ещё, как класса с шестого-седьмого деревенские невесты начали его звать на свои вечеринки: – Им нужен был гармонист для танцев. Я девушек стеснялся, отворачивался от них и играл. Потом поворачиваюсь – они уже не танцуют, а меня слушают…
А ещё я в деревне всегда слышал, на какой улице кто на чём играет. Как сейчас помню картину: парни перед армией ходят с одного конца деревни на другой и поют под гармонь. Огромный круг, одни идут лицом, другие – спиной… И я слышу, что у Рафаэля абый звучание гармошки гораздо круче, чем у моей тальянки… Бегу, смотрю – да, там двухрядка… Но я понимал, что мне такую не купят, не было у родителей возможности. Когда после десятого класса тоже поехал поступать на музфак в педагогический, играл на слух. Песню татарскую спел. Экзамен принимал брат Назиба Гаязовича Жиганова – Джаляль Садрижиганов, который был дирижёром в оперном театре. Смотрю – а он плачет… «Иди домой, ты наш студент!» Вот так я стал студентом, без музыкальной школы.
Когда он оканчивал музфак, его педагог договорилась о прослушивании у ректора консерватории Назиба Жиганова. И его приняли на вокальный факультет.
– Сейчас я иногда от эстрадников наших слышу: если, мол, есть талант, не обязательно получать образование... – скептически замечает Айдар абый. – Да вы мне сказки-то не рассказывайте! Талант развивать надо, человек всегда должен стремиться к совершенству. А то иного на концерте слушаешь и думаешь: тебе бы немножко образования, из тебя бы вышел хороший певец…
Опера Джаудата Файзи «Башмачки». Карим-бай – Азат Аббасов, сыщики – Айдар Файзрахманов, Мунир Якупов.
НА УЛИЦЕ СВОЕГО ИМЕНИ
Одну из улиц его родного села Средние Верези Арского района односельчане пере именовали в улицу Файзрахмановых. Его брат Альберт занимался газификацией татарстанских деревень, провёл газ и в родное село. А потом и воду туда провёл. Сам Айдар абый несколько лет пробивал по кабинетам асфальтовую дорогу – его село всего в четырёх километрах от Арска, а дороги не было и народ из‑за этого в город уезжал. И добился, сделали дорогу, теперь в селе снова растёт число жителей.
Несколько лет назад безвременно ушла из жизни его жена. Айдар абый чувствовал себя очень подавленно. Чтобы отвлечься от печальных мыслей, он занялся обустройством в своём фамильном сельском доме музея Файзрахмановых. Там сейчас можно увидеть ту самую его первую тальянку, первый баян или, например, сепаратор, с помощью которого его мама делала сметану…
– До сих пор помню: прибегаешь с улицы домой после футбола, а мама тебе даёт хлеб со свежей сметаной… – вспоминает он. – Такой сметаны сейчас нет, и мне этого очень не хватает. Не хватает запаха картошки, сваренной в гусином жире… Прибегаешь из школы зимой на лыжах, а там этот запах… И печка уже нагрета, в которой мама печёт хлеб… И я перед этой печкой сидел и учил уроки… Люди не должны забывать свои корни. Я всегда радуюсь, когда с далёких гастролей приезжаю в Татарстан.
Встреча 2019 года в кругу семьи.
...А ПЕСНЯ ОСТАНЕТСЯ…
В 2022 году Айдар Файзрахманов выпустил книгу «Юлын белгән арымас» («Кто знает свою дорогу, никогда не устанет»). В ней – его воспоминания, много фотографий, рассказы о нём других известных людей. А в конце этого красочного сборника можно найти куар-код, который позволяет перейти на записи песен в его исполнении. Эти песни, около сотни, он в разные годы записывал для радио Татарстана, сегодня они входят в золотой радийный фонд республики. Среди них не только народные, есть и авторские, в том числе такие, музыку для которых написал сам Айдар абый.
– Пройдут годы – и эти песни тоже будут считаться фольклором, – улыбается он. – Забудут исполнителей, авторов, а песни останутся. Это и есть фольклор – когда песня живёт в народе. Мы с ансамблем выпустили песенные сборники, три тома. Весь наш репертуар. Очень радуюсь, ког- да спрашивают: «Можно, мы будем ваши песни использовать?» Не можно, а нужно! Помните, как я назвал свою книгу? Кто знает свою дорогу, никогда не устанет. Вот у меня есть своя дорога. Мне хочется ещё жить, творить.
Государственный ансамбль фольклорной музыки Татарстана.
ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА – И ВСЯ ЖИЗНЬ
В пятницу, 13-го, в минувшем декабре фольклорный ансамбль под руководством Файзрахманова отметил своё 25-летие. Был большой концерт на сцене Татарской государственной филармонии. Артисты проникновенно пели и зажигательно танцевали, а те зрители, кому был виден небольшой фрагмент сцены за левой кулисой, могли наблюдать, как за занавесом энергично протанцовывает вместе со своими артистами каждое движение Айдар Фатхрахманович. И это несмотря на возраст: 30 января Айдару Файзрахманову исполнится 70.
– Жизнь прекрасна, а жизнь с любимой работой ещё прекраснее! – раскрывает он источник своей творческой энергии.
Редакция журнала «Татарстан» поздравляет Айдара Фатхрахмановича с юбилеем и желает здоровья, благополучия и, конечно, новых песен и творческих озарений!
Добавить комментарий