Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»

КНИЖНАЯ ПОЛКА АЛЕКСАНДРА ЛАТЫШЕВА

Май для СМИ республики – месяц особый: 19 мая мы отмечаем День татарстанской печати. К этому празднику приурочено вручение главной республиканской журналистской премии «Хрустальное перо». С прошлогодним обладателем Гран‐при этой премии, известным татарстанским журналистом Александром Латышевым, мы накануне праздника поговорили о важных для него книгах.

В ДЕТСТВЕ И ЮНОСТИ НА МЕНЯ ПОВЛИЯЛИ...

– Самыми ранними моими книгами были, конечно, сказки. Недавно, когда ехал в машине, случайно поймал волну «Маяка». Удивился: по радио читали наши известные сказки – «Морозко», «Колобок», «Курочка Ряба»... Ну, молодцы! Сразу детство вспомнилось. Сказки – великая сакральная придумка ума человеческого. В них начало мировосприятия ребёнка, которому их читают и рассказывают. На сказках он учится отличать добро и зло, справедливость и коварство.

Помню, как потрясла меня в подростковые годы книга «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» Даниэля Дефо. Даже не потрясла – дала, по большому счёту, осознание многих ценностей: жажды жизни, упорного труда, несгибаемости перед невзгодами, философии относительности (вспомните разделённую Робинзоном напополам страницу с оценками «худо» и «хорошо»). Прочитать эту книгу полезно каждому школьнику.

В детстве я мечтал стать лётчиком. Загорелся этим после того, как прочитал книжку «Полярный лётчик» Михаила Водопьянова. Написанная легендарным пилотом специально для детей, она доступно, доходчиво, увлекательно рассказывает об этой романтической профессии, воспитывает храбрость, мужество, волю и смелость духа.

Да каждая прочитанная в детстве, отрочестве книга находила в душе отклик, будь то классика («Приключения Тома Сойера» Марка Твена, «Остров сокровищ» Роберта Стивенсона, «Книга джунглей» Редьярда Киплинга, «Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова) или менее известные, но очень познавательные вещи. Какой‐то новый мир взаимоотношений с братьями нашими меньшими открылся, например, после прочтения завораживающих книг Джеральда Даррелла – «Под пологом пьяного леса», «Путь кенгурёнка», «Поймайте мне колобуса», других его рассказов о животных.

В школьные годы я собирал интересные литературные публикации в газетах и журналах и «издавал» в одном экземпляре свои самодельные книги. Одна из них – военно‐фантастическая повесть «Ночной орёл» Александра Ломма – до сих пор хранится в домашней библиотеке.

Системное познание классики, особенно зарубежной, началось во время учёбы в Казанском университете, где читали лекции замечательные требовательные преподаватели. Как забудешь легендарного профессора Наталью Сергеевну Трапезникову, которая заставляла студентов досконально изучать произведения! Могла, например, спросить, какого цвета были пуговицы у младшего Будденброка в одноимённом романе Томаса Манна. До сих пор помню ответ – малиновые.

Праздник был в душе, когда в юности приобрёл на книжном развале пятитомник «Очерки по истории географических открытий» Магидовичей. Прочитал на одном дыхании. Великолепный научно‐популярный труд!

Из книг, глубоко вспахавших душу в прежние годы, назову ещё, пожалуй, «Аз и Я» Олжаса Сулейменова, трилогию «Чингисхан», «Батый», «К последнему морю» Василия Яна, «Слово о полку Игореве. В поисках автора» Бориса Рыбакова. И то же «Слово о полку Игореве» с комментариями Алексея Югова. Вообще, «Словом...» я в своё время очень увлёкся. Поэтические красоты его просто ни с чем не сравнимы. Из бездонного колодца его смыслов ещё черпать и черпать.

СЕЙЧАС ЧИТАЮ...

– Захар Прилепин, «Собаки и другие люди». Интересный сюжет, хорошие литературные приёмы... Пока нравится. Параллельно периодически беру в руки «Кратчайшую историю времени» Стивена Хокинга. Почему сразу две – не знаю. Одна художественная, другая научная. Видимо, голова так требует.

ИЗ ПОСЛЕДНЕГО, ЧТО ЗАДЕЛО

– В июне прошлого года в газете «Республика Татарстан» была опубликована поэма Рената Хариса «Казанская икона Богоматери». Так получилось, что этот номер газеты был последним, который я подписывал как главный редактор (в этой должности я проработал без малого двадцать лет). Вижу в этом какую‐то символику. Как символично и то, что поэму о Казанской иконе написал именно татарский народный поэт.

ЛЮБИМОЕ

– Тут, наверное, я не оригинален. Это «Золотой телёнок» Ильфа и Петрова, рассказы Чехова, Бунина, стихи Анны Ахматовой, Евгения Евтушенко, Владимира Высоцкого, афоризмы Владимира Вишневского. Больше полувека прошло, а как сейчас помню встречу в 1971 году в Зелёном театре в Москве читателей и делегатов V съезда Союза писателей СССР. Вживую увидел тогда выступления сакральных для нас в то время Константина Симонова, Юлии Друниной, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко. Евтушенко тогда, кстати, впервые прочитал отрывок из своей новой поэмы «Казанский университет», одного из моих любимых произведений.

Под рукой у меня всегда томик стихов японских поэтов. Неравнодушен к хокку (или хайку). Но их читаю не часто, под настроение. Поражает способность авторов несколькими словами нарисовать утончённый пейзаж или выразить целую гамму чувств. В хокку нет рифмы, но это вершина поэзии.

БУМАЖНАЯ ИЛИ ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА?

– Их симбиоз. Каждая печатная книга – уникальная вещь, со своим форматом, обложкой, переплётом, бумагой, иллюстрациями, местом на книжной полке, тактильными ощущениями... Этим она и ценна.
В электронном же виде ценно, что текст можно открыть везде, где есть доступ к интернету. Но книга и айпад никогда не заменят друг друга. У книг ещё очень долгое будущее.

ЧТО ДЛЯ МЕНЯ ЗНАЧИТ КНИГА

– Это частица моей жизни. Вдохновившись тем же «Золотым телёнком», я как‐то сам написал сатирическую повесть «Дворник и Клотильда». Она вышла в двухтомнике поэзии и прозы «Когда падёт последний бастион» в 2001 году. Когда работал над ней, понял, какой это великий труд – написать хорошую, востребованную вещь. В каждой книге надо видеть не только текст, но и личность, душу автора. Если книга понравилась, значит, автор твой друг. Представляете, сколько друзей вокруг, если у тебя дома много книг?

РЕКОМЕНДУЮ!

– Рекомендовать абстрактному читателю какую‐то книгу – дело неблагодарное.
У каждого свои пристрастия. Но тут обращу внимание на проблему современного русского языка. Его, образно говоря, обмотали сегодня колючей проволокой. С одной стороны, жмёт интернет, где «аффтар жжот», «какдела»», «прювет». С другой стороны, давит минимализм применяемых в общении слов. Поражает безграмотность даже теледикторов – привет Эллочке‐людоедке с её тридцатью обиходными словами. Надо выплывать из этой ситуации. Как? Читайте классиков, осваивайте могучий потенциал используемого ими языка! Я не сторонник политических взглядов Александра Солженицына и учитываю неоднозначное к нему отношение ревнителей русского языка, но учитесь у него лексике, заимствуйте забытые ныне красивые русские слова! Что касается его неологизмов, то мастер имеет право рождать их, а уж приживутся они или нет, решит жизнь.

ПЕРИОДИЧЕСКИ ВОЗВРАЩАЮСЬ...

– К той же японской поэзии. И к... хорошим, качественным детективам. Вот ждут очередной встречи криминальные сочинения Богомила Райнова – с удовольствием перечитываю знаменитую серию о приключениях суперагента Эмиля Боева. Увы, сегодня Болгария в стане наших недругов, но романы этого автора захватывают.

РАЗОЧАРОВАЛО...

– Идёт третий год специальной военной операции, но качественной современной военной прозы и поэзии о ней пока нет. Будем надеяться, современные Василии Тёркины, «Жди меня, и я вернусь...» ещё впереди.

 

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: