Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Книжная полка Альфрида Шаймарданова

Книжная полка Альфрида Шаймарданова

Художник-аналитик – именно так называет себя мастер наивной живописи Альфрид Шаймарданов. В его картинах – узнаваемые пейзажи, исторические персонажи и перекличка времён… В чём он черпает вдохновение? Ответ на этот вопрос мы нашли на книжной полке художника.

11 марта 2022

 
В ДЕТСТВЕ И ЮНОСТИ НА МЕНЯ ПОВЛИЯЛИ…
Мои детство и юность прошли в Казахстане, на окраине шахтёрского города Караганда. У нас во дворе в почёте была сила, поэтому я мало читал и больше занимался спортом: лёгкой атлетикой, борьбой. Да и интересные книги в то время было сложно достать. Ближе к старшим классам я решил, что этот пробел нужно заполнить, и записался в библиотеку. Не могу сказать, что книги, прочитанные в этот период, сформировали меня, но они открыли мир литературы. Из того, что зацепило тогда, – «Хождение по мукам» Алексея Толстого. Конечно, всех его тонкостей я не понимал, но само изложение и литературный язык меня тронули. Выбор литературы был довольно хаотичным: увлекался страшными рассказами Эдгара По, читал то японских авторов, то бразильских... Например, в своеобразных книгах Рюноске Акутагавы я находил какие‑то образные сравнения, интересные гиперболы, над которыми нужно было подумать. А затем был период поисков себя, и меня зачаровал Эрих Мария Ремарк – «Три товарища», «Обелиск» и далее всё собрание сочинений. Системно я начал читать уже позднее, когда учился в институте. Тогда познакомился с Иваном Степановичем Соловьёвым, библиографом, энциклопедистом, философом. Он стал моим проводником в мире книг, духовным отцом. Привил мне любовь к чтению, в особенности к искусствоведческой литературе, научил работать с источниками. До сих пор помню его слова: «Не будешь читать книг – не станешь личностью!»
ЛЮБИМОЕ
Книги о жизни замечательных людей. Люблю биографические издания! В особенности меня всегда интересовал жизненный путь художников – как они становились, что им пришлось преодолеть, чтобы не сломаться, не бросить своё дело, а идти к намеченной цели. Я прочитал практически все книги Анри Перрюшо о жизни знаменитых художников. Биографии Ренуара, Ван Гога, Гогена… Все они написаны легко и ярко.
СЕЙЧАС ЧИТАЮ…
Как понять ход мыслей Сальвадора Дали, глядя на его картины? Книги помогают мне в этом. Я уже прочёл целый ряд изданий о жизни этого гениального художника. Сейчас дочитываю биографию, написанную Амандой Лир – звездой диско 1970–1980 годов. В своё время она была музой Дали. В книге «Дали глазами Аманды» художник предстаёт перед нами не «дутым» гением, а реальным человеком, который жил, творил и продумывал до мелочей свою богемность, эпатажность, выходки, которые, по сути, были не истинным его отражением, а лишь рекламным ходом. В воспоминаниях Аманды Лир много простых бытовых вещей, а также реальных историй, которые рисуют совсем непривычный для нас портрет художника.
ИЗ ПОСЛЕДНЕГО ЧТО ЗАДЕЛО…
Научно-популярная литература также входит в область моих интересов. Из последнего, что впечатлило, – книга Сергея Савельева, доктора биологических наук, «Церебральный сортинг». Её легко читать, потому что в ней нет сложной терминологии, автор не надевает на себя «филологический мундир». Она про мозг человека. Согласно теории Савельева, наши интеллект и творческие способности находятся в прямой зависимости от конкретных структур головного мозга. В этой книге я ищу ответы на свои вопросы: кто такие гении? Как они появляются? Можно ли их воспитать, сформировать? И вот выясняю, что гений может родиться в любых условиях, даже в трущобах. И даже у родителей, которые никак не связаны ни с искусством, ни с наукой. Бывает и наоборот, родился ребёнок в семье музыкантов, и все думают: «Гений!» А ничего подобного: растёт в творческой среде, впитывает в себя эту обстановку, работает над собой и даже талантлив, но нет в нём той неповторимой лёгкости, оригинальности, присущей гениям.
РЕКОМЕНДУЮ!
Книгу Уильяма Дерезевица «Экономика творчества в XXI веке». Она о том, как люди творческих профессий выживают в наш век цифровых технологий. Советую всем, кому, как и мне, интересен арт-рынок. Любителям живописи могу рекомендовать издания из своей любимой серии – о жизни выдающихся людей. Книгу Глеба Ершова «Филонов» о жизни одного из лидеров русского авангарда Павла Филонова, исследование Арианны Стасинопулос-Хаффингтон «Пикассо: творец и разрушитель», биографию Густава Климта «Эпоха и жизнь венского художника», написанную Патриком Карезом. А тех, кому интересно, как живут, мыслят и работают творческие люди, отправляю к изданию Натали Ратковски «Художник».
ПЕРИОДИЧЕСКИ ВОЗВРАЩАЮСЬ…
Как художнику-аналитику мне важно знать и понимать то, что происходит с обществом во всех его разрезах, включая экономику и политику. Это нужно для того, чтобы собрать материал, проанализировать его и выдать некий концентрат в виде изображения на холсте. Мне нужны невыдуманные истории, мнения людей с независимым взглядом. В этой связи мне интересны книги и блог Валентина Катасонова, преподавателя МГИМО, доктора экономических наук.
РАЗОЧАРОВАЛО
Такого не припомню. Обычно действую по принципу: если книга захватывает, читаю дальше. Если «не заходит», язык тяжёлый – откладываю. Я пришёл к выводу, что так устроен мозг человека: каждого из нас цепляют какие‑то свои, особенные вещи. Всё всем нравиться не может.
БУМАЖНАЯ ИЛИ ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА?
Бумажная! Электронную тоже пробовал читать, но мне всегда хочется «помарать листочек». Люблю подчёркивать нужные для меня цитаты, мысли, статистические данные, а потом переписывать их себе в тетрадь. Мне это не просто интересно – нужно! Это моя доказательная база, которая очень помогает на выставках отвечать на вопросы. Почему именно так нарисовал, какой смысл в это вложил…
ЧТО ДЛЯ МЕНЯ ЗНАЧИТ КНИГА
В первую очередь – источник знаний. Достойные книги позволяют тебе не потеряться, дают чёткое понимание того, как и куда двигаться дальше. Порой в них находишь мысль, которую ты просто не смог сам сформулировать. У классиков это зачастую встречается. И вот ты, ещё молодой, выписываешь для себя что-то похожее на «Жизнь коротка – искусство вечно». А потом – уже 60-летний – понимаешь: это действительно так!

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: