Книжная полка журнала «Татарстан»
«Книжная полка», которую мы предлагаем вниманию читателей, на этот раз не совсем обычная. О любимых книгах про Великую Отечественную, Вторую мировую войну мы попросили рассказать не одного конкретного человека, а сразу нескольких сотрудников «Татарстана», предложив ответить на вопросы анкеты. Затем отобрали ответы, которые повторялись сразу в нескольких. О том, что из этого получилось, судить вам.
В ДЕТСТВЕ И ЮНОСТИ НА МЕНЯ ПОВЛИЯЛИ…
– ...«Два капитана» Вениамина Каверина. А ещё «Хроника пикирующего бомбардировщика» Владимира Кунина, «А зори здесь тихие…» и «В списках не значился» Бориса Васильева, «Батальоны просят огня» и «Горячий снег» Юрия Бондарева… Военная проза захватывала в юности часто сильнее, чем похождения мушкетёров или дедуктивные таланты английского сыщика. Может быть, потому, что авторами большинства отечественных бестселлеров были вчерашние фронтовики, которые всё, о чём написано, пропустили через свою шкуру. Что касается приключенческой литературы, то после фильма «Семнадцать мгновений весны» для поколения семидесятых – восьмидесятых считалось просто неприличным не прочитать про послевоенные подвиги Штирлица. Юлиан Семёнов: «Приказано выжить», «Бомба для председателя», «Экспансия»… Возможно, в литературном плане эти романы о Максиме Максимовиче Исаеве или Максе Отто фон Штирлице небезупречны, но сюжетные повороты держат в напряжении от первой страницы до последней, заставляя переживать за главного героя, чья жизнь всё время висит на волоске.
А как вам такая цитата? «Англичане воюют по-европейски. Попав в окружение, они слагают оружие. Если у них не хватает сил оборонять тот или иной пункт, они его сдают. Когда девять британцев встречаются с десятью немцами, они, предварительно проверив, на самом ли деле немцев десять, по-джентльменски выкидывают вверх носовой платок. У этих же сумасшедших славян самое понятие «сдачи в плен» равноценно, очевидно, гражданской смерти. С их точки зрения, сдаться – неизгладимый стыд, даже если ты один, а противников сотня. Подавляющая численность не извиняет тебя в их глазах, ибо у тебя всегда есть «выход»...» Правда, замечательно? Это выдержка из ещё одного военного отечественного романа – «60‑я параллель» – Льва Успенского и Георгия Караева. В семидесятые годы он вышел в самой на то время востребованной советской книжной серии «Библиотека приключений». Вполне заслуженно. Прочитайте – не пожалеете.
СЕЙЧАС ЧИТАЮ…
– «Воспоминания и размышления» маршала Победы Георгия Константиновича Жукова. Мемуары, в которых великий полководец Великой Отечественной просто и честно повествует о самой кровопролитной войне в истории человечества. Жуков ничего не приукрашивает. Откровенно рассказывает об ошибках руководства и катастрофах на фронте в первый год войны, размышляет о причинах огромных потерь и отдаёт дань героизму советского солдата, «рассекречивает», как готовились наши крупнейшие наступательные операции. Читая военные мемуары, получаешь ответы на многие вопросы, даже на те, которых политики и писатели тактично стараются избегать. Неудивительно. Как признавался Михаил Шолохов: «Писателям-профессионалам иной раз нелегко тягаться с такой литературой. Это – свидетельство очевидцев и участников событий».
ИЗ ПОСЛЕДНЕГО, ЧТО ЗАДЕЛО
– Небольшая мистическая повесть Фредерика Форсайта «Поводырь». Простенький сюжет: военный лётчик в небе над Ла-Маншем оказывается на краю гибели: в сильный туман отказали навигационные приборы, заканчивается топливо, шансов отыскать спасительный аэродром никаких. Неожиданно рядом появляется странный самолёт, его пилот выводит терпящего бедствие коллегу на посадочную полосу и улетает, скрывшись в тумане. В финале выясняется, что спасителем оказывается лётчик, который… не вернулся с боевого задания в ту давно закончившуюся войну… Маленькая повесть с глубоким смыслом: погибший за нас во Вторую мировую войну лётчик продолжает спасать нас, сегодняшних.
После «Поводыря» сразу вспомнилась другая яркая книга Фредерика Форсайта – «Досье ОDESSA». Используя достоверные исторические факты, мэтр политических детективов сумел выстроить головокружительный сюжет. Приключения немецкого репортёра, пытающегося выяснить, где скрывается бывший палач – начальник концлагеря СС, читаются на одном дыхании. Интересно, что и сама аббревиатура ODESSA (в переводе «Организация бывших членов СС»), и действующие лица романа – плод воображения автора, но выписаны так, что не возникает сомнений в их реальном существовании.
ЛЮБИМОЕ
– Вся военная проза Юрия Бондарева, начиная с его первых книг – «Последние залпы» и «Тишина». Писатель принадлежит к поколению фронтовиков 1924 года рождения, из которого к маю сорок пятого в живых остался один из десяти. Уцелев в страшной мясорубке, Бондарев показал её «из окопов». И, пожалуй, как никто другой смог донести до нас чувства, мысли, переживания людей на войне. Юных лейтенантов и солдат, чернорабочих той войны. А из любимых бондаревских книг, наверное, самая любимая – «Берег». Может быть потому, что в центре этого романа не действия армий и эпические полотна громких сражений, а человеческие судьбы. И любовь – молодого русского лейтенанта и немецкой девушки…
РЕКОМЕНДУЮ
– Роман Владимира Богомолова «В августе сорок четвёртого». Особенно тем, кто считает, что чтение военной прозы – занятие не самое увлекательное. Будьте уверены, действия группы капитана Алёхина, которая пытается обнаружить в нашем тылу вражеских шпионов, захватят вас сразу и бесповоротно, заставив проглотить книгу за один присест.
Для тех, у кого нет времени на чтение «больших» книг, советую обратиться к поэзии Булата Окуджавы. В его стихах правды о войне больше, чем в иных повестях и романах. «Не верьте пехоте, когда она бравые песни поёт…», «Живы мы покуда, фронтовая голь, А погибнем – райская дорога», «Господин генерал, будет нам победа, да придётся ли мне с вами пировать?» Гениальные строки.
Добавить комментарий