Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
К Баки Урманче в Черки-Гришино

К Баки Урманче в Черки-Гришино

Чтобы рассказать о нашем герое – и как о человеке, и как об авторе множества замечательных работ, – мы, патриоты малой родины, побывали там, где всё говорит о нём

23 марта 2017

120 лет назад в селе Кул Черкене (сейчас – Черки-Гришино Буинского района) родился будущий народный художник ТАССР Баки Урманче. Чтобы рассказать о нашем герое – и как о человеке, и как об авторе множества замечательных работ, – мы, патриоты малой родины, побывали там, где всё говорит о нём: в Доме-музее художника в Черки-Гришино, в Буинском краеведческом музее и, конечно же, в Национальной художественной галерее «Хазинэ» в Казанском кремле.

ПЕСНЬ ЦВЕТА


О нём говорят: художник, поэт, скульптор. Действительно, Баки Урманче работал в этих направлениях, более того, был проводником новаторства в татарском изобразительном искусстве ХХ века. Но скупые, бесцветные определения бесполезны, если пытаться рассказать о широкой гамме чувств, жажде впечатлений, силе любви к женщине и любви к творчеству, которыми он был движим. А вот картины Урманче, их яркие, струящиеся, жизнеутверждающие краски всё это передают, минуя временные и языковые рамки.2


В ПОИСКАХ ЛЕСНОГО ДУХА


Желание видеть и чувствовать мир – вот, кажется, то, что заставляло Баки Урманче находиться в постоянном движении, в поиске персонажей и образов для своего творчества. В 1907 году в Казани подростком он по четвергам бегал в чайхану возле гостиницы «Амур» – на «творческую площадку» Габдуллы Тукая. Растягивать чашку чая на час, смотреть на знаменитого поэта и, если повезёт, услышать, как они читает свои стихи, – главное для Баки, ученика татарского медресе, мечтающего стать художником. Когда эта мечта сбудется, творчество Тукая станет лейтмотивом многих его работ. Подобно джигиту из сказки, Урманче будет стремиться поймать Шурале, найти нужную художественную интонацию для ускользающего образа сказочного чудища. Лишь в 80-х годах этот поиск будет окончен. В серии графических работ, используя тушь, акварель, сплетя воедино традиционные цвета татарского орнамента и причудливые узоры арабской вязи, с юмором и озорством он изобразит полную историю приключений Шурале.

ПУТИ ХУДОЖНИКА НЕИСПОВЕДИМЫ


В 30-е годы ХХ века яркие краски жизни Баки Урманче, преподававшего в Казанском художественном училище, сменились серыми и чёрными тонами. Арестовывать его пришли в 1929 году. Началось с вопросов. Общался ли Баки во время учёбы в Москве с иностранными агентами? Заказывал ли у них краски? Не собирался ли покинуть страну и предать идеалы коммунизма? Нет, нет и нет, отвечал художник. Отрицание было напрасным. В Соловецком лагере особого назначения Баки Урманче провёл пять лет. Его младший брат Хади с Соловков не вернулся. Опасаясь преследований, в 1934 году художник уехал в Москву. Так начинается долгий период его странствий. Башкирия, Украина, Узбекистан, Казахстан, Белое море, Средняя Азия – картины, созданные за время путешествия, продолжавшегося больше двух десятков лет, сделают Баки Урманче известным и уважаемым в столичных художественных кругах автором. Впечатления об этом времени останутся с ним навсегда. Окончательно вернувшись в Казань, он будет поражать друзей и знакомых эрудицией, знанием языков, владением игрой на редких музыкальных инструментах и вместе с тем бесконечной доброжелательностью, открытостью, невероятным жизнелюбием.

КРАСКИ ЛЮБВИ


Самые главные его картины, краски которых настолько ярки и невесомы, что, кажется, освещают всё вокруг, – это портреты женщин. Женскую красоту художник боготворил, любил и не переставал воспевать в творениях, как бы ни складывалась его жизнь. Вот на картине актриса татарского академического театра Нафига Арапова. Модель и муза художника, понимая весь риск и тщетность усилий, она пыталась препятствовать его аресту. Вот Сара апа, возлюбленная Баки Урманче времён его жизни в Москве, мать его первого сына Ильдара. Вот звезда казахского театра – актриса, танцовщица, певица, народная артистка Казахской ССР Шара Жандарбекова. Вот скромная Бану, собирающая виноград где-то в Узбекистане. Вот сидящая на скамейке, любующаяся слиянием Волги и Камы Флёра, его последняя любовь, встреченная, когда Урманче было уже за 70.


5


На Каме. (Модель - Флера Урманче). 1987.


А у скульптуры девушки, которую художник создал из корня грушевого дерева, нет имени. Она зовётся «Язгы моң». В дословном переводе – «Весенняя мелодия». Но для всего, что она олицетворяет собой, – и в глазах зрителя, и в творчестве Урманче – гораздо больше подходит другой «моң» – «гармония».
4
Язгы моң. 1968.

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: