Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
К Мирхайдару Файзи - в Шуду

К Мирхайдару Файзи - в Шуду

«Татарстан» продолжает путешествия по малой родине знаменитых людей. На сей раз «патриоты малой родины» отправились в Балтасинский район…

20 ноября 2016

 
Известный драматург Мирхайдар Файзи родился в деревне Кукшел Оренбургской губернии, но часто гостил в деревне Шуда, ныне это Балтасинский район. Природа этого края вдохновила его на создание первой татарской музыкальной драмы «Галиябану».
%d0%b7%d0%b0%d1%85%d0%be%d0%b4%d0%bd%d0%b8%d0%ba_2
 
ПЛАНЫ СУДЬБЫ
В Шуде находится музей-усадьба прославленного драматурга, которому 1 ноября исполнилось бы 125 лет. Здесь же расположена мечеть, в которой первым имамом был старший брат Мирхайдара – Саетгарай.
Фархат Рашитов, заведующий музеем, рассказал, что у Мустафы и Зайнаб Файзуллиных было 11 детей, Мирхайдар – самый младший.
12
Cестра Мирхайдара вышла замуж за Камала Музафарова из деревни Тюнтер, которая располагается неподалёку от Шуды. По протекции сестры один из её братьев – Саетгарай – переехал в Тюнтер и стал шакирдом медресе у легендарного Ишми-ишана. Выбери Саетгарай школу поближе, его братишка Мирхайдар Файзи, может, и не стал бы тем, кем он стал... Судьба действовала по одной лишь ей известному плану. И если первым пунктом в этом плане было замужество сестры и переезд к ней брата, то далее события развивались так:
Знаменитый в округе Ишмухамет хазрат Динмухаметов (Ишми-Ишан) выдает свою дочь Фатиму замуж за Саетгарая и назначает зятя преподавателем в медресе Тюнтера.
В 1897 году известный меценат Зайнетдин хаджи Таджетдинов решает построить в Шуде мечеть - одноэтажный мусульманский храм спустя пять лет распахивает свои двери. Встает вопрос о том, кого назначить имамом. Народ обращается к Ишмухамету хазрату. Тот, недолго думая, назначает на этот пост своего зятя Саетгарая.
1
- Говорят, что когда меценат Зайнетдин увидел достроенную мечеть, воскликнул: «Я думал, что за такие большие деньги, выделенные на строительство, ручки дверей будут из золота!» — рассказывает заведующий музеем.
К слову, у Саетгарая было одиннадцать детей. Самый старший - Сагит Файзуллин - журналист, переводил произведения В.Ленина, К.Маркса, русских классиков на татарский язык.
 
ДОЛГАЯ ДОРОГА В ШУДУ
Мирхайдар Файзи впервые навещает своего брата в 1901 году. А в 1916 году он вместе со своей матерью Зайнаб абыстай отправляются к заболевшей сестре. Дорога из Оренбургской губернии была долгой: из Оренбурга до Самары добираются на поезде, из Самары до Камского -Устья - на пароходе, оттуда до Малмыжа, где проживает больная, на лошадях.
Саетгарай забирает младшего брата к себе в деревню. В Шуде драматург знакомится с местной молодежью, традициями и обычаями. Он до конца жизни ведет дневники. На сегодняшний день эти рукописи хранятся в научной библиотеке имени Лобачевского, в отделе редких рукописей и книг.
Внучатая племянница классика, внучка Саетгарая Файзуллина Диляра Мухамедьярова рассказывает, что Мирхайдар писал свои дневники на старотатарском. Разобраться в  артефактах помогли работники библиотеки, владеющие навыками перевода со старотатарского.
– Мы с  особой осторожностью разворачивали одну за другой фотографии родных нам людей. Нашли единственную сохранившуюся фотографию Хашима Файзуллина, сына моего родного деда Саетгарая. Фото сделано в 1941 году, он в солдатской форме перед отправкой на фронт, с которого так и не вернулся...
 
КАК РОЖДАЛАСЬ «ГАЛИЯБАНУ»?
В одной из комнат музея-усадьбы висят детские рисунки красивых татарских девушек. На них запечатлён один образ – Галиябану. Так называется легендарное произведение Мирхайдара Файзи.
8
В историю татарской литературы он вошёл как создатель первой музыкальной драмы на татарском языке. Неописуемая природа Шуды всегда вдохновляла Мирхайдара. В 1916 году в своём дневнике он пишет: «В Шуде дни проходят очень весело. Красивая водная панорама меня околдовала. Солнце я каждый день провожаю возле речки». Следующая запись датирована 8 октября того же года: «Проехался по деревням, расположенным близ Казани. Увиденные здесь явления планирую использовать при написании пьесы «Сагадатбану». В течение двух месяцев он реализовывает задуманное. Запись из дневника: «В декабре написал пьесу с пятью действиями под названием «Сагадатбану». Главного героя Халиля срисовал с деревенского парня Вафы Адгамова. Причиной написания пьесы стал Вафа». Завершив пьесу, он  отправляет её режиссёру Валиулле Муртазину-Иманскому. Тот хвалит и в то же время указывает на недостатки. Те, с которыми соглашается, Мирхайдар исправляет. К тому же «Сагадатбану» «превращается» в «Галиябану». Это объясняется тем, что главную героиню произведения, которое заканчивается столь трагично, никак нельзя назвать «сагадат», что означает в переводе с арабского «счастье». А «галия» переводится как «великая». «Галиябану» впервые ставит люби- тельская труппа в 1916 году в Орске, а на театральной сцене спектакль появляется в марте 1917 года в Оренбурге. В 1918 году спектакль привозят казанскому зрителю.
 
БЕЗОТВЕТНАЯ ЛЮБОВЬ
В другой комнате усадьбы воссоздан интерьер начала XX века. Здесь осталось всего лишь несколько вещей, которыми пользовались Файзуллины. В углу комнаты стоит жёлтый шкаф. А в этом году Диляра Мухамедьярова привезла в музей несколько эксклюзивных экспонатов: бусы Фатимы, очки сына Саетгарая – Сагита Файзуллина, шкатулку, сделанную другим его сыном – Икрамом, вышивки, сделанные его дочерью Гаухарь (которая является матерью самой Диляры)… По винтовой лестнице поднимаемся на второй этаж, где находится комната, в которой, собственно, и гостил великий драматург.
– Это кровать, на которой, предположительно, спал Мирхайдар Файзи, – объясняет Фархат Рашитов.
3
– В 1923 году по пути в Казань он снова заезжает к своему брату и влюбляется в девушку по имени Гилембану. Она была очень красивой, Мирхайдар посвятил ей стихотворение и рассказ «Сарвиназ». Но у Гилембану к тому времени уже был ухажёр – сын богатого господина по имени Ибрай. Диляра Мухамедьярова рассказала, что у Мирхайдара серьёзные отношения с простыми девушками не  складывались. Даже несмотря на то, что в дневниках он наделял деревенских красавиц различными достоинствами, делая упор на  их хорошее воспитание. В  его семье все женились на представительницах знатных родов. Это были внучки татарских мурз, как его мать Зайнаб, бабушка Гайникамал, жёны его братьев.
– Свершившийся в стране переворот обездолил Мирхайдара, лишив его опоры в жизни, не позволив ему построить семью. За один год он похоронил одиннадцать родственников. Их смерть, несправедливость, царившая вокруг, заставили его написать в дневнике: «Бога нет». Что было в  сожжённых в то тяжёлое время дневниках, можно только догадываться. Возможно, их уничтожение спасло ему жизнь. Хотя жить ему оставалось совсем немного, – говорит Диляра.
В Казани врачи нашли у него туберкулёз. Диагноз в то время звучал как приговор. Драматургу посоветовали вернуться на Урал, где был более подходящий для него климат. Уезжая из Казани, он вновь заезжает в Шуду, где вовсю гремит праздник дружбы.
– В 70‑х годах XIX века жители Шуды и соседнего Кугунура никак не могли поделить территорию. Один из конфликтов перетекает в драку, в ходе которой шудинцы до смерти забивают парня из «вражеской» деревни. 15 драчунов Шуды отправляют в ссылку, и только один из них возвращается домой. После этих событий жители решают подружиться и организовать в честь этой дружбы праздник. Сейчас та церемония уже забыта... – вздыхает Фархат Рашитов.
14
 
«МИРХАЙДАРА НИКТО НЕ ПЕРЕВОДИТ»
Диляра Мухамедьярова переживает, что  дневники и  некоторые произведения Мирхайдара Файзи со  старотатарского на  современный татарский язык до сих пор не переводятся. С этим предложением она обращалась в Академию наук Татарстана, где получила ответ, что все предстоящие работы расписаны на 10 лет вперёд, а перевод дневников Мирхайдара Файзи в их планы пока не входит, для этого необходимо целевое финансирование. И на русский язык произведения Файзи тоже не переводятся.
- Как же быть заинтересовавшемуся творчеством татарского классика, но не владеющего татарским языком? – недоумевает она. И рассказывает ещё одну историю: как‑то в преддверии юбилея Файзи она позвонила в Орский драматический театр. Жизнь драматурга была тесно связана с этим городом.
– Директор театра сокрушается, что пьес на русском языке Мирхайдара Файзи нет, а в Орске нет татарского театра, – переживает Диляра Мухамедьярова. Зато в Оренбургском татарском театре, который носит имя драматурга, в начале ноября состоялась премьера спектакля Мирхайдара Файзи «Заблудшая душа». А в Балтасинском районе в этом году учредили фестиваль творчества имени великого драматурга среди любительских театров.
 
ПЕВЧАЯ ДЕРЕВУШКА
По соседству с музеем – начальная школа и детский сад. Дети – частые гости мирхайдаровского музея: участвуют в праздновании юбилеев классиков татарской литературы, читают стихи, за которые получают от Фархата абый гостинцы. И очень любят петь. Вообще, Шуда показалась нам деревней с хорошими вокальными данными. Здесь каждая птичка, каждая букашка и каждое деревце будто поют свою песню. Её лишь нужно услышать. Так, как это когда‑то сделал Мирхайдар Файзи.
13


ОДНАЖДЫ, в 1923 году, писатель Адель Кутуй познакомился с драматургом. Это произошло в тот момент, когда в татарском театре ставилась пьеса Файзи «Заблудшая душа». Перед началом спектакля Адель Кутуй метался в поисках контрамарки. Вместе с ним метался высокий худощавый молодой человек, с которым Адель решил познакомиться. Тот представился автором пьесы. Кутуй не поверил: не может быть, чтобы автор искал лишний билетик на свою собственную пьесу! И решил развеять сомнения. После окончания спектакля он крикнул: «Автора!» Зал подхватил. Мирхайдару пришлось подняться на сцену. Сомнения были развеяны.
 
ОДНАЖДЫ Мирхайдар обратился в театр с просьбой выплатить ему гонорар за свои пьесы. Получив отказ, он в глубокой печали бродил по улицам… Вдруг на дороге он увидел свёрток с деньгами. Поднял его и стал кричать: «Кто потерял деньги?» Никто не отзывался. Тогда он подошёл к милиционеру, заявив ему о своём намерении сдать деньги в участок. Как ни уговаривал его милиционер утаить находку и поделить деньги по- полам, Мирхайдар был непреклонен. Деньги отнесли в участок.
 
ОДНАЖДЫ Мирхайдару предложили возглавить работу детского отдела Центральной восточной библи- отеки. Он обучал детей сочинительству и публицистике, ставил с ними инсценировки, переводил детские стихи с русского на татарский, написал пьесу для детей о жизни сельской школы «К коммуне». Он не делил детей по сословиям. За то, что он одинаково относился к детям пролетариев и к детям мещан, на трудовом собрании против него выдвинули обвинение, кто‑то выкрикнул: «Долой Файзуллина!» Ничего не ответив обидчикам, драматург вернулся домой и написал в дневнике: «Время покажет, кто был прав!»
 
ОДНАЖДЫ писатель Галимджан Ибрагимов сказал, что в правдивости описания деревни и её обитателей Мирхайдару нет равных. В 1923 году на литературном конкурсе в Казани победила пьеса драматурга «Заблудшая душа». Все в один голос твердили, что Мирхайдару надо остаться в Казани. Он и сам был бы счастлив жить в своём любимом городе. Но проблемы со здоровьем внесли коррективы в его планы. Он вернулся на родину, в Оренбургскую губернию, и записал в своём дневнике: «Я уезжаю, но сердце моё остаётся с Казанью».
 
 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: