Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
К Сибгату Хакиму - в Кулле-Кими

К Сибгату Хакиму - в Кулле-Кими

Малая родина народного поэта ТАССР Сибгата Хакима - деревня Кулле-Кими Атнинского района - находится на границе с марийской республикой.

18 декабря 2016

 
Именно там, в местном клубе, «патриоты малой родины» вместе с односельчанами С. Хакима 4 декабря отметили 105-летие со дня рождения поэта.
 
ХРАНИТЕЛЬНИЦА ХАКИМОВСКОГО НАСЛЕДИЯ
В его жизни многие важные события произошли именно в декабре. Зимой они с супругой сыграли свадьбу, в декабре же умерла мать поэта.
Музей, где собрана экспозиция, посвященная жизни и творчеству Сибгата Хакима, находится в местной школе. Он был открыт 35 лет назад — к 70-летнему юбилею поэта. Луиза Шамсиева — основательница музея, она же хранительница литературного наследия поэта.
2
- Он был близким другом нашей семьи. Моя мама была учительницей, отец работал на шахте, потом председателем колхоза. Родной брат мамы - Габдулла Сабиров - часто встречается в произведениях Сибгата абый. Он 10 лет провел на Колыме, в ссылке. Габдулла абый - единственный из деревенских, кому удалось вернуться на родину. Вместе с Сибгатом абый они любили размышлять о судьбах нации и нашей деревни, — рассказывает Луиза Аглиевна.
Хранительница хакимовского наследия вспоминает, как мама поэта Муршида апа шила ей платья.
Луиза Аглиевна на протяжении тридцати лет по крупицам собирала экспонаты для музея знаменитого земляка – всего их набралось около трех тысяч: книги с автографами, одежда, личные вещи, даже банные принадлежности поэта.
- Сибгат абый говорил не много. Чаще давал жизненные советы. Я очень счастлива, что была с ним знакома, соприкоснулась с его творчеством еще при его жизни. В Казани он знакомил меня с писателями, критиками. В деревню всегда приезжал в компании друзей - известных людей и организовывал с ними встречи: с Гумаром Башировым, Шаукатом Галиевым, Ильдаром Юзеевым, Гарифом Ахуновым... Кого только у нас не было!
 
СЕМЕЙНОЕ ДРЕВО
Луиза Аглиевна показала нам семейное древо Сибгата Хакима. Отец – Хаким, мать — Газизя, она родом из деревни Берези. Приехав в гости в Кулле-Кими, познакомилась и подружилась с Хакимом. Со временем дружба переросла в любовь. В их семье было семеро детей. В 1921 году Хаким с 14-летним сыном в поисках заработка уезжает на Украину и не возвращается. Сибгата и его братьев-сестер мать воспитывает в одиночку…
По словам заведующей музея, в одном из своих писем Сибгат Хаким пишет, что, находясь на Украине, размышлял о том, где покоится отец с братом. «Если бы они не уехали, может, остались бы в живых», - часто повторял он.
Одна из сестер Сибгата - Галия - умирает при родах, другая — Хадича - становится медсестрой. Трое братьев уходят на фронт, один из которых – Гариф - проходит через все муки концлагеря и возвращается в деревню, создает семью, в которой на свет появляются шестеро детей. Сибгат и сам прошел всю войну.
3
КАК ДОМА
Следующая часть музея — экспозиция дома, в котором родился наш земляк. Все экспонаты, по словам Луизы Аглиевны, оригинальные: колыбель, сплетенная из липового лыка, ходули, сделанные руками отца поэта, шаль, платья матери, костюм отца, в котором он ходил в мечеть.
- Татары были очень опрятными. В семье Хакимовых был валик, сделанный в 1908 году, которым они утюжили свои вещи, — указала на один из диковинных ныне экспонатов Луиза Шамсиева.
 
ВЕЛИЧИЕ ПРОСТЫХ ЛЮДЕЙ
На стене висит запись из школьного журнала 1930 года, в котором написано, что ученик Сибгат Хаким семь раз пропустил уроки по уважительной причине - руководил рукописным журналом и был пионервожатым.

- А это рабочее место поэта на даче в Лебяжьем: шкаф, стол, книги... — демонстрирует нам экскурсовод следующий уголок. - Я наняла машину, и сама все это привезла. Однажды увидела в доме у Сибгата абый красивую картину и попросила в дар музею. Он сказал, что картина очень нравится его супруге Муршиде. Но она согласилась отдать ее нам. Однажды мне приглянулись ветеранские часы Сибгата абый. Он обещал передать их музею во время встречи с читателями. К сожалению, этому не суждено было сбыться — поэт скончался. Оказалось, что часы остались в больнице. Мы их отыскали и эти часы теперь тоже хранятся в нашем музее.
По словам Луизы Аглиевны, поэт и сам каждый раз привозил свои личные вещи, особенно шляпы – из головных уборов он предпочитал только этот.
- Он писал про величие простых людей. Многим односельчанам посвятил стихи. С первых лет своего творчества писал про великого Тукая. Многие поэты считали Сибгата абый своим наставником. В подтверждение скажу: у нас хранятся 127 писем, которые были написаны ему поэтом Гамилем Афзалом.
 
7
 
ПОД ВИШНЁВЫМ ДЕРЕВОМ
Мы наведались в гости к долгожительнице деревни Кулле-Кими - 95 летней Маймуне Гайсиной. Родилась она в деревне Кунгер. В 1946 году вышла замуж и переехала в Кулле-Кими. Ее свекор и отец Сибгата Хакима - родные братья.
4
- Сибгат абый как-будто до сих пор стоит передо мной: на нем синий плащ, руки в карманах и там постоянно звенят монеты. Дети подбегали к нему и просили деньги. Он щедро делился с ними, — вспоминает Маймуна апа.
Она рассказала, что поэму “Курская дуга” Сибгат Хаким написал под их вишней.
- Сейчас на селе люди всё лишнее выносят в баню. А раньше там было чисто, просторно. На то время у нас был только один ребенок, так что было тихо и спокойно. Сибгат абый, в нашей бане писал и курил папиросы «Казбек», - продолжает Маймуня апа. - Если Сибгат абый слышал какое-нибудь забавное слово, доставал из кармана блокнот и записывал. Как-то раз он приехал в деревню с друзьями. В клубе организовали встречу. Пришел пастух по имени Фоат и рассказал гостям стихотворение. Я тоже подошла, вручила гуся и на стихотворный лад что-то проговорила. Друзья Сибгата абый удивились и сказали: «Похоже, ты всех своих односельчан приучил разговаривать стихами», - смеется Маймуна апа.
Еще она вспомнила, как в послевоенное время, вдовы, которых было тогда много в деревне, по вечерам выходили на улицу, устраивали посиделки, в которых нередко принимал участие и Сибгат Хаким. В один из таких вечеров сельская девушка Маулия рассказала ему забавную историю.
Как-то раз зимой к ней домой пришел деревенский парень Гилемхан и захотел ее обнять. Та сказала, чтобы он чуток подождал в сарае, так как дома у нее гостили подруги. Маулия заперла Гилемхана в сарае и зашла в дом. В какой-то момент одна девушка заглянула в сарай и, увидев парня, закричала: «Ах ты негодник, пришел украсть козу Маулии?!».
Сибгат абый с интересом выслушал историю и очень сожалел, что не взял с собой блокнот.
- А спустя некоторое время, - смеётся Маймуна апа, - сосед Маулии сказал Гилемхану, что он сейчас приходится им сватом. «С чего это?» - покосился на соседа парень. «После твоего визита у Маулии апы овца четверых ягнят родила. А это значит, ты теперь приходишься нам сватом».
 
6 Айтуган Вальмухаметов, студент 5-го курса Казанской консерватории им. Н. Жиганова.
КРЫЛЬЯ ОДНОЙ ПЕСНИ
Сибгат Хаким был в дружеских отношениях с Сарой Садыковой - легендарным татарским композитором. На слова поэта ею были написаны 24 песни, восемь из них до сих пор не изданы. На 105-летии поэта впервые прозвучала композиция «Ночные фонари» - своеобразная премьера на его малой родине.
Сибгат Хаким в Казани жил на Театральной улице возле Площади свободы. Каждый вечер прогуливался по безлюдным городским улицам и любовался теми самыми фонарями, которые сначала стали стихами, а потом песней.
5
Дочь композитора Альфия Айдарская рассказала гостям вечера о том, что Сибгат Хаким называл себя и Сару Садыкову лириками и патриотами. Сейчас их могилы находятся рядом.
В 2002 году в журнале «Ялкын» поэт Роберт Ахметзянов написал: «Сибгат Хаким и Сара Садыкова - крылья одной песни. Как птица не может летать с одним крылом, так и песня не может существовать без поэта, либо без композитора. Их произведения будут летать вечно».
 
8 Дом поэта в Кулле-Кими сохранился.
__________________________________________________________
 
ОДНАЖДЫ
Маймуна Гайсина, родственница поэта:
- ОДНАЖДЫ поэт Сибгат Хаким вывел деревенских мальчишек в поле полюбоваться на птиц. Когда он сказал, что вороны живут долго, семилетний мальчишка пояснил: «Они же кур воруют и питаются их мясом. Поэтому и живут долго». С тех пор, Сибгат Хаким, который хотел прожить долгую жизнь, начал отдавать предпочтение куриному мясу.
Как-то летом поэт из Казани собрался приехать в родную деревню. Я тогда, готовясь к приезду Сибгата, сказала свёкру: «Говорят, он любит курятину, так что нужно будет зарезать курицу». И мы вместе посмеялись.
 
 
Дания Закирова, двоюродная сестра поэта:
- ОДНАЖДЫ… я осталась сиротой. Мне было 10 лет, когда умерла моя мама, в 1952 году. Помню, как Сибгат абый обнимал и успокаивал: «Не плачь, маму слезами не вернешь». После кончины самого близкого человека мы некоторое время находились на воспитании у мамы Сибгата абый - Газизы апы. В семье у нас было трое детей: сестра - 1934 года рождения, я — 1936 года, сестренка — 1940 года. А когда мама болела, Сибгат абый повез ее в Казань, где ее прооперировали. Через три года мамы не стало…
Помню, когда я ходила на родник за водой, встречала Сибгата абый, который шел по улице и разглядывал деревья – говорил, что так черпает вдохновение.
У нас в доме хранилась колыбель поэта, моя дочь увезла ее и другие вещи Сибгата абый в Нижнекамск и организовала в своей школе музей.
 
Луиза Шамсиева, заведующая музеем Сибгата Хакима:
- ОДНАЖДЫ, в Сабантуй на высоченный столб вместо петуха поместили водку. И смельчаку, который долез до самой вершины, достался экстраординарный подарок. Сибгат Хаким был настолько возмущен этим, что даже написал стихотворение.
 
 
Клара Саляхова, соседка поэта:
- ОДНАЖДЫ Сибгат абый присутствовал на нашей «красной» - комсомольской свадьбе, которую организовал колхоз. Подарил нам свои книги. Я их берегла от детей, но вот от внуков не смогла. За нашим домом росла душистая черемуха. Столько стихов было написано под ней Сибгатом абый… Таких людей, как Сибгат абый, называют ангелами. Мы жили на одной улице с ним. Наши отцы были друзьями.
 
Альфия Айдарская, дочь композитора Сары Садыковой:
- ОДНАЖДЫ супруга Сибгата Хакима рассказала мне, что он целый день просидел у моей мамы – сочиняли песню. А когда Сибгат абый вернулся домой, то еще столько же времени разговаривал с ней по телефону. Тогда они с мамой к 50-летию певца Ильгама Шакирова написали песню. Певец должен был приехать, забрать и исполнить ее. Но так и не приехал. Когда я вернулась домой, то увидела, как они оба сидели и плакали. Никогда в жизни я не видела их такими сокрушенными.
 
 
 
 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: