Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Почему КГБ запретил журналистам писать о пожаре на КАМАЗе

Почему КГБ запретил журналистам писать о пожаре на КАМАЗе

Над горевшим заводом поднимался столб чёрного дыма… Зрелище не для слабонервных

21 мая 2020

Пожар на заводе двигателей КАМАЗа, начавшийся вечером 14 апреля 1993 года, уничтожил мощности по выпуску 100 тысяч силовых агрегатов. К утру от предприятия, где трудились 19 тысяч человек, остались только колонны и груды сгоревшего металла…
 
О том, что горит завод двигателей, Николай Туганов, в ту пору фотокор­респондент местной газеты, узнал в девять вечера. Схватил фотоаппа­рат – и бегом к соседу. На его «Мо­сквиче» помчались к заводу. Зрелище предстало не для слабонервных.
– Пламя из здания вырывалось ме­тров на сто. Горели кровля и корпус, – вспоминал позже Николай. – Снимал в темноте, а в это время территорию плотным кольцом окружала милиция, к месту ЧП никого близко не подпу­скали…
Потом в столичной газете «Авто» на первой полосе выйдет фотография горящего завода – это будет един­ственный снимок, опубликованный в отечественных СМИ. Отснятую Ту­гановым и его коллегой Вячеславом Бурнышевым плёнку изымет КГБ, пи­сать о трагедии журналистам запретят.
К моменту, когда Николай Туганов делал свой исторический кадр, завод двигателей полыхал уже весь – огонь распространится по всей кровле…
ПОДУМАЛИ, ЧТО УЧЕНИЯ…
Пожар начался в 18:41 из‑за корот­кого замыкания в силовом кабеле, что ведёт к трансформаторной под­станции. Виктор Волков, в то время начальник военизированной пожар­ной охраны промышленных объектов МВД РТ, вспоминал: днём на заводе прошли учения по гражданской обо­роне. Может быть, поэтому на харак­терные хлопки никто не отреагиро­вал: думали, продолжаются учения… А огонь по кабельным каналам стре­мительно разлетался во все стороны. Через шахту вентиляции выбрался на крышу – вспыхнули гудрон, уте­плитель…
Первым тревогу поднял слесарь-ре­монтник. Почувствовав запах горев­шей изоляции, приоткрыл дверь подстанции – и едва не задохнулся от дыма. Дальше события развиваются стремительно.
19:04. Прибывает первый пожарный расчёт. Горят подстанция, кабели, с го­рящей крыши текут расплавленные битум и полистирол. Порывистый ветер огонь раздувает на глазах. На­чальник караула Н. Цветков объяв­ляет максимальный для Набережных Челнов номер вызова сил и средств, начинается срочная эвакуация людей.
19:25. Все пожарные и техника на месте. Против огня – девять ла­фетных стволов: шесть на крыше, три – внутри здания. Но этих сил не хватает даже для того, чтобы пожар не захватывал всё новые территории. Утеплитель, пенополистирол, уложен­ный на стальной настил, вспыхивает, словно берёзовая кора, пожарные не­редко оказываются в огненном кольце.
19:52. Горит уже четвёртая часть кровли – 100 тысяч квадратных ме­тров! Рушатся металлоконструкции. К месту ЧП прибывают пожарные под­разделения из Нижнекамска, Аль­метьевска, Елабуги, силы гражданской обороны. Огонь тушат 30 лафетных и переносных стволов, но он продол­жает наступать.
21:31. Огнём охвачена вся кровля завода двигателей. Его площадь – 1152 на 362 метра, по размерам – целый городской микрорайон…
preview_1
preview_4
 
ПОЛИСТИРОЛ ГОРЕЛ КАК НАПАЛМ
Альфия Гарипова видела, как горит её родной завод, из окна квартиры – в небо поднимался густой чёрный дым. Утром следующего дня она при­шла на работу и завода не нашла.
– Моего рабочего места просто не было, наш цех выгорел полностью. Нас отправили домой. Сразу написала заявление об уходе: решила, что раз­бирать завалы, дышать гарью – это не женское дело.
Когда всё закончится, эксперты расскажут: горение полистирола на­поминает горение напалма. Какой из светлых голов первой в стране при­шла идея использовать этот опасный утеплитель при строительстве завод­ских цехов, так и не обнародуют. Зато вспомнят, что ещё до ЧП в Набереж­ных Челнах «полистирольных» по­жаров с печальными последствиями было не один и не два. И выводы после этих пожаров делались правильные. Но всякий раз соображения экономии у нас брали верх над здравым смыс­лом. Кстати, завод в Челнах строился по американской технологии, но они, американцы, узнав, что мы в качестве утеплителя используем полистирол, отказались объект страховать…
Ликвидировать горение корпуса, вернее того, что от него на тот момент осталось, пожарным удалось лишь к 11 часам 15 апреля. Но это только в надземной части завода. Огонь хо­зяйничал в подвалах, а их протяжён­ность – почти 7 километров. По ним огонь мог перейти на станцию ис­пытания двигателей, а там ёмкости с маслом и дизельным топливом… Станцию в итоге спасут, заложив под­ходы к ней гравием и кирпичом.
Пожар потушат 21 апреля – до этого восемь дней и ночей пожарные будут работать в две смены, каждая сме­на – сутки… Участники боя с огнём: 560 пожарных, военные из полка гражданской обороны, 64 единицы пожарной техники, 236 других машин и механизмов…
Спасти удастся часть оборудования. Производственный корпус площадью 420 тысяч квадратных метров будет полностью уничтожен огнём. К сча­стью, обойдётся без жертв.
Масштаб бедствия запечатлеет с вертолёта фотокорреспондент ТАСС Михаил Медведев – ему единствен­ному из журналистов органы дадут разрешение на съёмку.
И СНОВА ВСЁ СНАЧАЛА
Последствия пожара в Набережных Челнах оказались ужасными. Не толь­ко для КАМАЗа – для всей страны и ближайших соседей. Дизели с ав­тогиганта на Каме шли на автомо­бильные предприятия России, Укра­ины, Беларуси – их работа оказалась под угрозой. Некоторые эксперты по­считают, что ущерб от пожара сопоста­вим с аварией на Чернобыльской АЭС.
Возможно, это сильное преувеличе­ние. С другой стороны, никто не оце­нивал моральные и материальные потери тех, кто трудился на заводе двигателей и вмиг оказался без при­вычной работы и привычных зара­ботков. Одни, как Альфия Гарипова, сменили работу, другие, как её муж, долгие месяцы разбирали завалы, вос­станавливали завод. Притом что ав­торитетные господа (в частности, великий реформатор Егор Гайдар) утверждали: восстанавливать не имеет смысла. Это были смутные 90-е…
К счастью, здравый смысл возобла­дал. При поддержке правительств РФ и РТ камазовцам удалось постепенно восстановить мощности по выпуску 100 тысяч двигателей в год. Одновре­менно велось создание производства силовых агрегатов уже на основе более совершенного оборудования. Меньше чем через год после пожара был со­бран первый двигатель КАМАЗ-7405.
И 24 декабря 1996 года в Набереж­ных Челнах торжественно запустили восстановленный главный конвейер сборки двигателей.
 
 
 
 
 
 
Фото: vestikamaza.ru

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: