Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
ИНЖЕНЕРЫ, АЙТИШНИКИ, УЧИТЕЛЯ... КАКИХ КАДРОВ НЕ ХВАТАЕТ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ?

ИНЖЕНЕРЫ, АЙТИШНИКИ, УЧИТЕЛЯ... КАКИХ КАДРОВ НЕ ХВАТАЕТ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ?

В России исторический минимум безработицы – около 3,5 процента (согласно данным Росстата). В Татарстане цифра ещё меньше – примерно 2,5 процента. Обратная сторона этого явления – дефицит кадров. Готовы ли наши вузы и ссузы обучать необходимых профессионалов в достаточном количестве? Есть ли желание у работодателей активно сотрудничать с образовательными учреждениями? Существует ли дисбаланс между потребностями рынка труда и направлениями подготовки в вузах и колледжах? Обо всём этом наш разговор с первым заместителем министра образования и науки Татарстана Андреем Поминовым.

01 февраля 2024

- Андрей Иванович, насколько структура подготовки кадров в наших высших и средних профессиональных учебных заведениях соответствует потребностям реального сектора экономики?

– Конечно, мы стараемся потребности экономики в кадрах максимально удовлетворять. Ежегодно меняем учебные планы в соответствии с изменяющимися запросами – это что касается ссузов. В вузах перераспределяем контрольные цифры приёма. Другой вопрос, что запросы работодателей очень быстро меняются, и они не всегда готовы ждать в течение всего образовательного цикла (четыре года техникума или бакалавриата). Им специалисты нужны уже сейчас.

Проблема частично решается за счёт трудоустройства студентов – на неполный день, на работу в вечернее время... Кроме того, мы можем предложить подготовку по коротким программам, в течение нескольких месяцев или полугода. На базе учреждений среднего профессионального образования (СПО) у нас сегодня разработано более шестисот таких программ, действуют они и
на базе вузов или самих предприятий. Финансируют такое обучение как работодатели, так и сами ученики, которые заинтересованы в переподготовке. На отдельных приоритетных направлениях обучение по таким программам оплачивает бюджет республики.

– Какие ещё инструменты помогают сблизить работодателей и систему образования?

– В системе СПО мы с 2014 года создаём так называемые ресурсные центры на базе техникумов и колледжей. И это стало неким прообразом программы «Профессионали- тет», которая в прошлом году была запущена уже на федеральном уровне. Основная её идея – привлечение к подготовке кадров в ссузах базовых работодателей. Предусмотрены создание определённых учебных пространств, которые заточены под потребности конкретных предприятий, соответствующая адаптация учебных планов, привлечение работников реального сектора для преподавания, сокращение учебного времени или перераспределение его в пользу практических занятий. Начиная прямо с первого курса, что по обычным программам невозможно, студенты будут проходить практику на предприятиях и получат возможность гарантированного трудоустройства. Плюс ко всему, если учебные планы будут соответствующим образом выстроены, можно по существу сократить время обучения. В некоторых случаях на целый год.

У нас таким образом уже работают Елабужский политехнический колледж с «Алабугой», КАМАЗ с челнинскими техникумами. Всего на первом этапе Татарстан в программе «Профессионалитет» будет участвовать четырнадцатью кластерами – на базе наших образовательных организаций. У нас 88 государственных ссузов, и вот четырнадцать из них уже в программе.

А на федеральном уровне предполагается, что примерно треть всех техникумов
и колледжей страны войдет в эту программу до 2027 года.

– Поговорим о вузах. Вы сказали, что каждый год в республике корректируются цифры бюджетного приёма. Разве это делается не на федеральном уровне?

– Изначально заявка формируется на уровне регионов. Вузы озвучивают свои возможности, мы смотрим свои потребности, формируется желаемый для республики набор специальностей, это всё отправляется в Москву. Там разыгрываются контрольные цифры приёма,

и мы получаем на перспективу определённое количество бюджетных мест по тем или иным направлениям подготовки.

Здесь тоже есть новые инструменты работы с работодателями. Например, создание передовых инженерных школ. Сегодня у нас их три: на базе Казанского федерального университета при поддержке КАМАЗа, на базе КНИТУ – КХТИ (их поддерживают такие партнёры, как, например, «СИБУР», «Татнефть») и в Университете Иннополис (у него есть целый ряд компаний-партнёров из IT-сектора). Всего в стране уже тридцать таких школ, планируется создание ещё десяти. Вот вам история, заточенная под конкретные запросы конкретных работодателей.

– И всё‐таки есть у нас в высшем образовании перекос спроса и предложения? Какое‐то время активно говорили о том, что у нас слишком много юристов и экономистов...

– Да, есть такое расхожее мнение. Их действительно готовят много. Но за счёт бюджета – очень и очень ограниченное количество. Несколько лет назад произошло заметное снижение бюджетных мест по этим направлениям. Государство свои приоритеты обозначило, и в последние годы у нас шло увеличение контрольных цифр приёма на подготовку кадров для реального сектора экономики – инженеров, IT-специалистов, педагогов. Но никто не может запретить человеку учиться на юриста или экономиста платно. Кстати, в каких-то сферах сегодня мы уже ощущаем нехватку квалифицированных юристов и экономистов.

– Раньше все школьники стремились непременно поступить в вуз. Сегодня, есть ощущение, растёт популярность техникумов и колледжей...

– Это действительно так, сегодня у нас более половины выпускников девятых классов идут в систему СПО. В некоторые ссузы конкурс выше, чем в вузы. Можно привести в пример Казанский техникум информационных технологий и связи, Казанский педагогический колледж, строительные колледжи.

У этого тренда есть ряд причин. Во-первых, сама система среднего профессионального образования за последние годы изменилась. Там расширяется перечень направлений поготовки, обновляется материально-техническая база. Во-вторых, многие школьники хотят сначала получить базовую профессию, а затем уже поступить в вуз и, возможно, параллельно работать. Скажем, после педколледжей многие идут работать в детские сады или учителями начальных классов, параллельно поступая на заочное в вуз.

– Сегодня многие крупные предприятия открывают свои корпоративные университеты. Могут ли такие учебные заведения стать конкурентами традиционным вузам?

– Не думаю. Это история очень недешёвая, её могут позволить себе только крупные корпорации. У нас, например, это КАМАЗ, в Зеленодольске на базе судостроительного завода такой центр есть. Но там не ведётся подготовка по «длинным» программам, это в основном система повышения квалификации или переподготовки. Так что потребность в кадрах со стороны системы образования всё равно не уменьшается. В общем, это дополняющие друг друга вещи. 

– Какие специальности наиболее востребованы сегодня в реальном секторе экономики?

– Нужны инженеры, специалисты в IT-сфере, строительном комплексе, аграрном секторе, нефтехимии и нефтепереработке. Нужны педагоги – нам не хватает учителей математики, физики, отчасти русского языка. Очень востребованы дошкольные педагоги и учителя начальной школы.

– Мы уже говорили о том, что потребности рынка труда очень быстро меняются. Но образование, консервативное по своей сути, при всех принимаемых мерах так быстро перестраиваться всё равно не может. Удастся ли, на ваш взгляд, когда‐то нам преодолеть это противоречие?

– Думаю, что определённый дисбаланс, конечно, всегда будет. Тем более что сейчас экономика страны перестраивается тектонически, и это требует серьёзных изменений в направлениях подготовки. Но наши вузы и ссузы стараются на это быстро реагировать, и мы считаем, что во многом это получается. Так что, надеемся, разрыв между спросом и предложением в этой сфере если и останется, то минимальный.

В СИСТЕМУ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАТАРСТАНА СЕГОДНЯ ВХОДЯТ 100 ОРГАНИЗАЦИЙ, 88 ИЗ НИХ – ГОСУДАРСТВЕННЫЕ. В КОЛЛЕДЖАХ И ТЕХНИКУМАХ УЧАТСЯ ОКОЛО 74 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК, ЕЖЕГОДНЫЙ ВЫПУСК – БОЛЕЕ 17 ТЫСЯЧ СТУДЕНТОВ.
В РЕСПУБЛИКЕ 46 ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (25 ГОЛОВНЫХ ВУЗОВ И 21 ФИЛИАЛ). ЗДЕСЬ УЧАТСЯ 147 ТЫСЯЧ СТУДЕНТОВ, ВЫПУСК ЭТОГО ГОДА СОСТАВИЛ 49 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК.

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: