Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
М-12 «ВОСТОК»: ОТ КРЕМЛЯ ДО КРЕМЛЯ

М-12 «ВОСТОК»: ОТ КРЕМЛЯ ДО КРЕМЛЯ

Скоростная трасса М‐12 «Восток», едва открывшись, стразу вошла в историю. Так быстро, за рекордные три года, дороги такой протяжённости и такого класса в стране не строили никогда прежде. Шесть с половиной часов, за которые теперь можно промчать 810 километров от Казани до Москвы, – малая толика достоинств магистрали и уже реалии. Из ожидаемого – взрывной эффект для экономик регионов, которые стали друг другу ближе

25 января 2024

Теоритизировать про достоинства чудо-трассы - дело неблагодарное. Другое дело - испытать всё самому. Как это и сделал Рустам Минниханов, проехавшись по новой дороге ещё за день до её официального открытия. И, судя по реакции, остался в восторге. – Такой дороги я не видел – это другое понимание, другая страна, – эмоционально сообщил Раис Татарстана. – Четыре службы сервиса посетил, заправился – всё продумано. Автоматическое снятие денег тоже работает. Всё на высшем уровне!

Глава республики, напомним, в недавнем прошлом ещё и профессиональный автогонщик, лично протестировавший огромное количество дорог, хороших и разных. Так что его мнение дорогого стоит. Наверняка именно эмоциональный рассказ Минниханова на церемонии открытия трассы (она прошла в режиме видеомоста) заставил Президента страны признаться:

– Завидую вам, надеюсь, тоже когда-нибудь проедусь по этой трассе.

Отметим, что Рустам Минниханов испытал М-12 «Восток» за рулём «Ауруса» и поездка эта вряд ли ограничилась лишь 142 километрами, что проходят по территории Татарстана. Во всяком случае, сам пилот мимоходом сообщил: ехали немного быстрее, чем положено. «Немного», да ещё на «Аурусе»... Интересно, не от Казани до Москвы и обратно?

Впрочем, теперь такая прогулка доступна любому желающему. После того, как Владимир Путин своим коротким напутствием: «С богом!» разрешил начать движение по М-12 «Восток» на всём её протяжении.

МОСТ В БУДУЩЕЕ

Место, от которого по новой трассе в сторону Москвы отправились первые машины, выбрали – лучше не найти. Под Казанью, рядом с новым мостом через Волгу – самым грандиозным сооружением на всём восьмисоткилометровом участке. Переход длиной 3,3 километра – настоящее чудо инженерной мысли, при строительстве которого ис- пользованы технологии будущего.

Мост, о котором в Татарстане мечтали три десятилетия, действительно способен впечатлить любого. Коллеги-журналисты с упоением рассказывали о том, что самая массивная его опора возвышается над водой на высоту 14-этажного дома. Ещё 17 метров спрятаны под водой, а основание, 33 метра, – уже ниже дна, в грунте. Сроки строительства перехода удалось сократить на полгода: время выиграли во многом за счёт устройства временных рабочих мостов и надвижке пролётов на опоры сразу с двух сторон.

Впрочем, чтобы оценить масштаб и темпы сделанного, нет смысла вдаваться в технологические тонкости. Давайте просто сравним. Мост на трассе М-12 «Восток» построили за два с половиной года. А мост через Волгу возле посёлка Займище у Казани, примерно в три раза короче, – за восемь. С начала строительства до момента ввода первой очереди мостового перехода через Каму возле Сорочьих Гор и вовсе прошло двенадцать лет.

СУПЕРАСФАЛЬТ И НИКАКИХ ПЕРЕКРЁСТКОВ

Уникальных сооружений на трассе М-12 «Восток» немало. Из тех, что построены на территории Татарстана, отметим ещё мост через Свиягу. И дело даже не в том, что сооружение длиной 1,3 километра покоится на семи массивных опорах высотой от 21 до 36 метров, а сложность рельефа побудила строителей применить мудрёную технологию, позволившую в полтора раза сократить сроки строительства. Главное: мост связал сравнительно отдалённые Кайбицкий и Апастовский районы с Верхнеуслонским, и добраться до них из столицы РТ теперь можно так же быстро, как до какого-нибудь казанского пригорода.

Все достоинства новой трассы среднестати- стический водитель, двигаясь по ней с разрешённой скоростью 110 километров в час, вряд ли заметит. Например, те же семь экодуков над дорогой и ещё четыре тоннеля – под ней, что сделаны на одном лишь 142-километровом татарстанском участке. Между тем, это обязательная составляющая цивилизованных скоростных магистралей, которая теперь, наконец, появляется и у нас. Экодуки и тоннели – для безопасного прохода животных, исключат выход их на трассу в самый неподходящий момент и предотвратят возможные несчастья. Для этих же целей – и 270 километров ограждения: ни животные не проскочат, ни безбашенные пешеходы...

А ещё М-12 «Восток» – это совершенные очистные сооружения: собранные с дороги стоки проходят пять степеней очистки. Это биоматы – геотекстильный материал с вшитыми семенами трав, которые прорастут и надёжно укрепят корнями откосы, защитив их от размыва. Это освещение трассы на всём её протяжении. Это надземные пешеходные переходы во всех необходимых местах и полное отсутствие перекрёстков. Наконец, это специальная структурная разметка, которая, если нужно, предупредит водителя о том, что он выезжает за пределы полосы движения...

Дорожное покрытие, идеально ровное, – отдельная песня. Его выполнили по новому российскому ГОСТу, в основе – американская технология объёмно-функционального проектирования Superpave – Superior Performance Pavements. Она позволяет получить настоящую супермагистраль. До ближайшего капитального ремонта такая дорога обязана прослужить 24 года, до обычного ремонта – не менее 12 лет. Уточним: речь об основании дороги – верхнее покрытие предполагается менять по мере необходимости. Но асфальтобетон на М-12 точно и прочнее, и долговечнее обычного, так что появление колеи нам здесь точно не грозит.

УМРИ, НО СДЕЛАЙ!

О технологических и конструкторских чудесах, воплощённых на М-12 «Восток» в реальность, создатели автодороги способны рассказывать подробно и часами. О том, каких титанических усилий стоило выдерживать напряжённый график и какие нестандартные организационные решения приходилось принимать, – куда как сдержаннее. Например, о том, как на финише строительства отбивали атаку непогоды.

Получилось так, что отбойники на по- следних этапах пришлось монтировать в декабре, когда вдруг нагрянули сильные морозы.

– Представляете, минус 30 градусов, стужа, ничего не идёт в грунт, – рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов. – Со всей стройиндустрии Татарстана собрали оборудование, бурили, но всё-таки победили!

А потом – ещё одна задача, такая же трудноразрешимая. Как в мороз растопить лёд на готовой бетонке, чтобы нанести на неё разметку? И тут нашли решение. По словам министра, на объект доставили реактивные двигатели. «Этот двигатель идёт по полосе, греет асфальт. И после того, как он нагрелся, наносится разметка. Вот так работали строители в мороз. Я сам удивлялся, насколько люди чувствовали ответственность за то, что обещали сделать в срок. Умри, но сделай. Просто молодцы, конечно!»

ДАЛЬШЕ – ДО ТЮМЕНИ!

Сделали. Трассу на всём протяжении от Москвы до Казани уже в предновогодние дни проэкзаменовали тысячи водителей. И не только дорогу, но и её органичную составляющую – многофункциональные зоны «Отдохни, потом заправься». Кафешки, гостиницы, места отдыха с душевыми, современные заправки, даже молельные комнаты – всё это скоро станет привычным сервисом платной магистрали, так же, как и дистанционная система оплаты за проезд «Свободный поток» без единого шлагбаума. Последняя уже действует на всём протяжении «Востока», а вот многофункциональные зоны и заправки – ещё не везде. В Татарстане, правда, их готовность повыше. Четыре многофункциональные зоны из шести уже открыты, ещё две откроются в этом году.

Сегодня, позавтракав и прогулявшись утром по набережной Казанки, вы можете не спеша доехать по идеальной бетонке до Нижнего Новгорода и пообедать где-нибудь на пешеходной Покровке.
А потом ещё три-четыре часа комфортной езды – и вам светят рубиновые звёзды Кремля. Здорово?

Это только начало. Уже в этом году скоростная магистраль дойдёт до Екатеринбурга – строящиеся обходы Набережных Челнов и Нижнекамска, мост через Каму станут её частью. А в 2025 году фе- деральная трасса М-12 «Восток» свяжет Москву, Казань, Екатеринбург и Тюмень, её общая протяжённость составит 1980 километров. Это будет один из основных участков международного транспортного маршрута «Россия». Похоже, одна из наших вечных бед навсегда уходит в прошлое.

ВЛАДИМИР ПУТИН, ПРЕЗИДЕНТ РФ:

«Сегодня мы делаем ещё один важный шаг в развитии трассы М‐12 «Восток», которая станет частью международного, евразийского транспортного маршрута «Россия». Как известно, эту магистраль мы открывали поэтапно, в том числе с сентября текущего года в строй был введён участок от Москвы до Арзамаса. Теперь готова вся современная, скоростная автострада между Москвой и Казанью – нашими крупнейшими деловыми, туристическими, культурными центрами. Дорога – а это более 800 километров – займёт примерно шесть с половиной часов, что почти в два раза быстрее, чем прежде».

МАРАТ ХУСНУЛЛИН, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ:

«Федеральную трассу М‐12 «Восток» от Москвы до Казани мы построили за рекордные три года – от идеи до регистрации объекта. Ещё никогда в истории страны не было такой практики, даже в мире мало таких примеров.
Магистраль является частью большого транспортного маршрута «Россия», и могу сказать, что М‐12 даёт мощнейший стимул развитию не только жилищного строительства, промышленности, но и обеспечивает связанность с другими важными транспортными проектами. Благодарю Президента, Председателя Правительства, глав регионов, которые вместе со своими командами и с госкомпанией «Автодор» в штабном режиме обеспечивали ускоренное строительство дороги М‐12 до Казани».

РУСТАМ МИННИХАНОВ, РАИС РТ:

«Протяжённость трассы в республике составляет 142 км, это седьмой и восьмой
участки. В Татарстане в данном масштабном проекте было задействовано свыше 5 тыс. рабочих и 1400 единиц техники. Возведено 67 искусственных сооружений. Также построен новый мост через Волгу длиной более 3,3 км».

ВЯЧЕСЛАВ ПЕТУШЕНКО, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ ГОСКОМПАНИИ «АВТОДОР»:

«М‐12 «Восток» – это 810 км скоростной дороги. Ни одного светофора, ни одного перекрёстка в одном уровне. Мы также возвели 323 искусственных сооружения общей протяжённостью порядка 24,5 км. Но это технические данные, а мы не просто построили дорогу, мы создали полноценную инфраструктурную услугу. На М‐12 уже работают 18 многофункциональных зон (МФЗ), где есть удобные парковки, АЗС, кафе, спортивные и детские площадки, места для выгула домашних животных, инфраструктура для автобусов, даже душевые и прачечные. А в будущем на этой дороге будет 32 МФЗ».

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: