Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»

ПРО ДОБРОЕ ДИКТАТОРСТВО И ШКОЛЬНУЮ ТЕТРАДКУ КАК ТАЛИСМАН

Пять лет назад я придумала хештег: #мамаядиктатор. Тогда меня впервые пригласили прочитать текст для казанских участников акции «Тотальный диктант», и именно с таким хештегом я с тех пор выкладываю в соцсетях свои фотографии с этой ежегодной акции. 20 апреля этого года я буду диктовать новый текст новым участникам – подиктаторствую уже в пятый раз.

Евгения Чеснокова, редактор отдела журнала «Татарстан»

Диктатор – это, конечно, не­ официальное прозвище для тех, кто выступает в роли читающего текст. Сегодня органи­ заторы иногда говорят, что хватит, мол, обзывать хороших людей нега­ тивным термином. Пусть уж лучше будут диктующими, а не диктато­ рами. А мне эта шутка нравится – где ещё сможешь ощутить себя в та­ кой роли? Ну и потом, я ж хороший диктатор (так мне говорили люди, которые приходили писать диктант в моём исполнении).

Если вы никогда не слышали про Тотальный диктант (ну вдруг), то это такая просветительская ак­ция, которую придумали в 2004 году студенты Новосибирского государ­ ственного университета как своего рода праздник русского языка. Все, кто хочет проверить свою грамот­ ность, независимо от образования, возраста и места жительства, могут раз в год написать диктант, текст для которого каждый раз специаль­ но пишет кто­то из популярных рос­ сийских авторов. За двадцать лет ак­ция разрослась и сегодня проходит по всему миру. В прошлом году, например, её проводили 700 горо­ дов в 103 странах. Для участия сей­ час даже необязательно приходить на очные площадки, можно писать онлайн (хотя, вот честно, удоволь­ ствия от этого вы получите меньше).

Я, конечно, не просто так попала в диктаторы. Сначала я писала... нет, ещё не диктант, а про него – несколько раз освещала акцию как журналист. А вот потом писала уже и диктанты – в конце концов, филологическое у меня образование или как? Тем более что чем­ чем, а грамотностью я ещё со школы блеснуть могла. Но всё оказалось не так­то просто. С орфографией я традиционно справлялась, но вот пунктуация... Ох уж эта русская пунктуация! Две запятые не там по­ ставил – и уже только четвёрка. Это, кстати, у большинства так – с за­ пятыми справляться традиционно сложнее, чем с какими-­нибудь не­ проверяемыми гласными.

Несколько лет не получалось у меня написать диктант на пятёр­ку. Казанские организаторы ак­ции уже тогда звали меня бросить это неблагодарное занятие и перей­ ти в разряд диктующих. Но я не сдавалась. И когда в 2018 году наконец удалось справиться со всеми подводными камнями текста (в тот год его автором, кстати, была наша землячка Гузель Яхина), мне вручили диплом «Самому целеустремлённому отличнику», и я наконец-то согласилась примерить на себя роль диктатора.

Вы, наверное, уже поняли, что я очень люблю Тотальный диктант. Чувствую себя его амбассадором: везде рассказываю про акцию, приглашаю всех друзей и знакомых приходить на диктант и с удовольствием хожу сама диктовать (если что, всё это совершенно бесплатно и, между прочим, в выходной). Почему так? Ну, во-первых, я как филолог искренне люблю русский язык. Во-вторых, мне нравится атмосфера, которая царит на диктанте. Писать ведь действительно приходят только те люди, которым это интересно.

И таких людей, готовых в свободное время вспомнить, каково это – писать ручкой на бумаге под диктовку, оказалось очень много. Каждый раз на площадках, где я диктую (у меня это обычно какая-нибудь библиотека, хотя среди площадок бывают и школы, и вузы, музеи, дома культуры), организаторы просят желающих заранее регистрироваться, потому что число мест ограничено. И каждый раз приходится искать по всему зданию дополнительные стулья, потому что в последний момент приходят ещё минимум человек десять незарегистрированных и их не прогоняют, а стараются как-то поудобнее усадить.

И каждый раз участники акции рассказывают какие-нибудь трогательные истории о своей любви к русскому языку. Например, в прошлом году на площадке для сотрудников «Казаньоргсинтеза» диктант писала инженер завода Оксана Барыева. Так она в качестве талисмана принесла с собой свою тетрадь ученицы 7-го класса, которую хранит вот уже тридцать лет. Там стоят одни пятёрки, там аккуратно красивым почерком выведена каждая буква... Вот такое трепетное отношение к языку у человека с техническим образованием.

А какие страсти разгораются вокруг оценок за диктант! Казалось бы, это ж добровольная акция, просто чтобы проверить себя. Ваши оценки нигде не публикуют, и только вы будете знать про свою, например, двойку (даже проверяющие не узнают вашего имени, если вы подпишитесь псевдонимом). Но нет, регулярно десятки людей приходят после объявления оценок к организаторам (или пишут им в соцсетях диктанта), спорят о каждой запятой, ругаются из-за тире и требуют пересмотреть оценку!

И за это тоже я люблю Тотальный диктант и с удовольствием участвую в акции. Это же классно – оказаться в компании единомышленников, людей, которые искренне и бескорыстно любят русский язык. Да, не всегда взаимно (двоек на диктанте обычно бывает больше, чем пятёрок, хотя точные цифры организаторы никогда не называют, уточняя, что в Тотальном диктанте главное не результат, а участие). Но люди хотят стать лучше, и за двадцать лет накопилось немало историй тех, кто, начиная с твёрдой двойки, упорно каждый год готовился, перечитывал правила, ходил на курсы подготовки (а перед диктантом в соцсетях акции можно посещать подготовительные занятия) и добрался-таки до пятёрки.

Конечно, на диктанте случаются очень смешные истории. Например, однажды автором текста был писатель Евгений Водлазкин. «Е. Водолазкин», – произнёс один из диктующих. «Ева Даласкина» – написал один из участников. Эта Ева так восхитила организаторов, что с тех пор именно ей приписывают самые смешные ошибки пишущих. Мне из таких Евиных ошибок особенно запомнился пример, когда вместо «приехавшие из глубинки буряты» кто-то из участников написал «приехавшие из глубин кибурята». Оценку, кстати, за кибурят не снизили – посчитали, что человек про- сто ослышался. Да, проверяющие на диктанте, в отличие от некоторых школьных учителей, очень лояльны.

Тотальный диктант породил массу последователей. Сегодня каких только диктантов не организуют в России: географический, этнографический, юридический... Есть, кстати, и татарский диктант, его в онлайн-режиме могут писать татары по всему миру. И за это тоже я люблю Тотальный диктант – что он вдохновляет и дарит новые идеи.

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: