Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»

Прорыв в новый век

27 августа 1997 года состоялась церемония начала строительства Казанского метрополитена. В основание гранитно-мраморной ротонды была заложена капсула с посланием к будущим пассажирам. Скоро Казанскому метро 30 лет, а те самые будущие пассажиры уже 20 лет (с авгyста 2005 года) не мыслят своей жизни без метро. Интересно, что же было написано в том послании?

Как пассажир метро – адресат послания – обращаюсь с этим вопросом к Государственному Советнику Татарстана Минтимеру Шаймиеву, который тогда как первый Президент Татарстана был причастен к его написанию.

ТАЙНУ ПОСЛАНИЯ ПОКА РАСКРЫВАТЬ НЕ БУДЕМ!

– Минтимер Шарипович, можете раскрыть тайну послания? Что там было написано?

– Прекрасно помню это торжество, все радовались. Метро! Наконец-то! Действительно, это было выдающееся событие в нашей жизни. Тогда же состоялось первое погружение стенового блока на будущей станции метро «Площадь Тукая». Но в то же время мы взяли на себя огромную ответственность. Шутка ли, почти не имея практики строительства под землёй, замахнулись с нуля сделать седьмое метро в России! Я с ходу назвал это «прорывом в новый век». С тех пор прошло уже 28 лет, но по стране пока никто на это не отважился. Ну что тут скажешь? Без булдырабыз! Мы можем! Нам удалось! Сейчас в хорошем темпе возводится вторая линия нашего метрополитена. Продолжаем прорываться дальше и глубже. Так что и тайну послания пока раскрывать не будем! Одно скажу: метро – признак цивилизации, и мы очень хотели, чтобы наши дети и внуки ощутили и оценили это.

Я ПОМНЮ, КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ!

– Когда начинали строить метро, были противники этого дела. Кто‑то уверял, что грунт в Казани не для каких бы то ни было подземных сооружений, кто‑то говорил: «Лучше отдайте квартирами или другими благами»... Как удалось успокоить народ и начать строительство?

 – Да, были разные мнения: и про грунт, и про благосостояние… Но все здравомыслящие люди видели и понимали: город разрастается. Улицы, построенные с учётом только гужевого транспорта, с трудом выдерживают увеличившийся транспортный поток. Поэтому мы посчитали правильным сосредоточиться на одной из главных проблем жизнеобеспечения нашей столицы – транспортной. С этой проблемой ежедневно сталкивается большая часть горожан. Скажу больше: это точка недовольства. Вот где гласность! Всегда говорил: если хочешь услышать оценку себя как руководителя, иди в общественный транспорт, почувствуешь истинное настроение людей. Так что я бы не сказал, что пришлось кого‑то особо успокаивать. Мы информировали людей обо всём, что касалось возведения подземки, и о том, что дело не столько в состоянии грунта, сколько в освоении имеющихся в мире передовых технологий и источниках финансирования.

Кстати, о том, что необходимо строить метро в Казани, публично говорили уже в 1979 году, когда отметили рождение миллионного жителя столицы. В 1983‑м была завершена разработка комплексной транспортной схемы Казани. Кстати, там уже предусматривалось строительство метро, планировали запустить его в 2000 году. Безусловно, начали с геологических исследований, подключили самые известные изыскательские, геологические организации. Я в то время работал Председателем Совета Министров ТАССР. Очень хорошо помню, как всё начиналось!

В 1986 году московский институт «Метрогипротранс» предоставил технико-экономическое обоснование проектирования и строительства первой линии метро. Начались проектные работы. Но в 1989 году Совет Министров СССР прекратил финансирование работ по метрополитену в Казани, потому что эксперты выступили против его строительства: говорили, что почва у нас особая и потребует тоннелей глубокого залегания, что, естественно, в разы повысило бы стоимость работ. Но, как известно, в стране началась перестройка и о дополнительных средствах не могло быть и речи.

РЕШЕНИЕ ЕЛЬЦИНА

Вернулись мы к этому вопросу только после того, как в результате коренных экономических реформ и политических перемен в жизни республики удалось стабилизировать развитие экономики. Но своих средств на такой большой проект не хватало, конечно. Поэтому неоднократно ставили вопрос перед федеральным правительством. В 1995 году Правительство России составило список девяти городов, которые в ближайшем будущем могли рассчитывать на метро. Но сначала Казань туда не вошла. В конце 1995 года мы своими силами завершили разработку технического проекта первого пускового участка метро. Он был неплохим, качественным. Поэтому нам удалось убедить Правительство России и отраслевые министерства поддержать нашу инициативу. В 1996 году, после долгих переговоров, республика добилась разрешения на строительство казанской подземки. Решение было принято Президентом России Борисом Николаевичем Ельциным в 1996 году.

ПРИГЛАШЕНИЕ БАМОВЦЕВ

Для проведения строительно-проходческих работ создали МУП «Казметрострой». Пригласили опытных тоннельщиков-метростроевцев со всей страны. Руководителем назначили Марата Мулахмедовича Рахимова, который прибыл прямо с БАМа и имел большой опыт сооружения тоннелей. Он с честью прошёл все испытания и до сих пор возглавляет эту наиважнейшую отрасль строительства.

В 1999 году было принято решение о праздновании в 2005 году 1000‑летия Казани, и метро включили в программу подготовки как один из главных «юбилейных» объектов по значимости и по объёмам вложения средств. Строительство финансировалось Россией и Татарстаном в равных долях, но перебои со средствами с федеральной стороны становились притчей во языцех. Несмотря на это, наши метростроевцы никогда не останавливали работу!

НАДО ОТДАТЬ ДОЛЖНОЕ МЕТРОСТРОЕВЦАМ, ЭТО БЫЛ ИХ ОГРОМНЫЙ ТРУДОВОЙ ПОДВИГ! РАБОТА ПОД ЗЕМЛЁЙ ТРЕБУЕТ ОСОБОГО
МАСТЕРСТВА И ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ.
МЫ МНОГО РАЗ ПОСЕЩАЛИ СТРОИТЕЛЬСТВО МЕТРО И КАЖДЫЙ РАЗ ВОСХИЩАЛИСЬ ИХ САМООТДАЧЕЙ, КОТОРАЯ ПРИНЕСЛА СВОИ ПЛОДЫ.

ОБЕЩАНИЕ ПУТИНА

Значимую роль в реализации проекта метро сыграл визит в Татарстан исполняющего обязанности Президента России Владимира Владимировича Путина 21 марта 2000 года. Мы с ним отправились в центр города, посетили один из ветхих домов, подлежащих сносу по Программе ликвидации ветхого жилья. Как раз рядом с этим домом развернулось строительство первой станции Казанского метрополитена. Владимир Владимирович не мог обойти вниманием и этот жизненно важный объект. Увидев Путина, которого сразу узнали – телевизор все же смотрят, – метростроевцы окружили нас и тут же обратились к Владимиру Владимировичу как к председателю Госкомиссии по подготовке к празднованию 1000‑летия основания города Казани с просьбой посодействовать своевременному финансированию строительства метро, чтобы первый пусковой участок был сдан к торжественной дате. Дело в том, что ещё в бытность своего премьерства Владимир Владимирович оказал нам высокую честь и согласился возглавить данную комиссию.

У меня были некоторые сомнения в том, что, став исполняющим обязанности Президента России, а тем более Президентом, Путин останется и дальше председателем комиссии. Но он не отказался от начатого однажды дела, оставил за собой и эту «ношу». Более того, тогда у нас произошёл на эту тему разговор, и он сказал, что, независимо от исхода выборов 26 марта, хотел бы приехать летом в Казань и провести очередное заседание госкомиссии.

Итак, по нашему замыслу, метро должно было стать одним из главных подарков жителям миллионного города к юбилею. Но строительство стопорилось. И рабочие тут же прямо Путину и заявили, что готовы работать в «стахановском» режиме. Владимир Владимирович, внимательно выслушав их, сказал, что поддерживает инициативу, и пообещал разобраться с финансированием. Рабочие признали исполняющего обязанности Президента России «своим» и подарили ему фирменную каску казанского метростроителя.

Путин сдержал своё слово. Финансирование наладилось!

Мне запомнился ещё один исторический день – 22 мая 2000 года. Ровно через 1000 дней со дня закладки капсулы мы запустили первый тоннелепроходческий комплекс «Сююмбике» канадской фирмы Lovat. На церемонии запуска присутствовал сам президент фирмы Рик Ловат. К нам приехали все начальники метрополитенов страны, чтобы посмотреть на это уникальнейшее чудо технического прогресса. Он был аналогичен тому комплексу, что выполнял тоннелепроходческие работы под проливом Ла-Манш. Это ещё раз подтверждает мировой масштаб дела, за которое взялся Татарстан. Иначе и быть не могло, потому что наши сложные гидрогеологические условия требовали использования самого передового мирового достижения в метростроительстве. Представьте себе: позади этой мощной машины остаётся готовый тоннель! Настоящий прорыв – и в самом прямом смысле!

Надо отдать должное метростроевцам, это был их огромный трудовой подвиг! Работа под землёй требует особого мастерства и высокой квалификации. Мы много раз посещали строительство метро и каждый раз восхищались их самоотдачей, которая принесла свои плоды. Как известно, первой станцией Казанского метрополитена стала «Суконная слобода». Её сдали в эксплуатацию 21 июля 2005 года. Но официально метро в Казани открылось 27 августа 2005 года. Это тот день, когда мы с Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным, Президентом Казахстана Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым и главами ряда субъектов РФ, высокими гостями 1000-летнего юбилея столицы осмотрели станции метрополитена и проехали на поезде подземки от станции «Кремлёвская» до «Аметьево». Мне понравилось, что Владимир Владимирович, несмотря на сверхнапряжённый график того дня, нашёл время пообщаться с теми, кто строил метро. Глава государства поблагодарил всех за отличную работу. Беседа получилась тёплой и непринуждённой, как между своими.

Вот мы с вами и совершили краткий экскурс в историю строительства метро.

Это тот день, когда мы с Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным, Президентом Казахстана Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым и главами ряда субъектов РФ осмотрели станции метрополитена и проехали на поезде подземки от станции «Кремлёвская» до «Аметьево».

ПАМЯТНИК МЕТРОСТРОЕВЦАМ – ДА ХОТЬ НА КАЖДОЙ СТАНЦИИ!

– К 30‑летию АО «Казметрострой» трудовой коллектив выступил с инициативой установки памятника метростроителям. Где бы вы хотели видеть такой памятник?

– Метростроевцы – это элита среди строителей. Их работа для нас – республики, столицы и миллионов людей – столь значима, что памятник метростроителю может стоять везде, где им нравится. Да хоть на каждой станции! Потому что они действительно заслужили всеобщий почёт и уважение. Поддержу любое их решение! Думаю, со мной согласятся все жители и гости нашей прекрасной Казани!

Татьяна Вафина

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Добавить комментарий

Тема номера