Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
«Все мы немного стрелочники"

«Все мы немного стрелочники"

О том, как стрелочники, которые, согласно известной поговорке, виноваты всегда и во всём, переквалифицировались. Точнее, как в них переквалифицировались специалисты других профессий.

11 февраля 2022

 
«ПОЧТИ» НЕ СЧИТАЕТСЯ
«Важнейшая железнодорожная магистраль от Поволжья до Таманского полуострова заработала на полную мощность, – бодрым голосом вещает журналист на одном из центральных федеральных телеканалов. – …Ликвидировано «бутылочное горлышко» на участке в Краснодарском крае… Смонтированы 94 стрелочных перевода. Управление движением по большей части автоматизировано…»
Репортаж переносится на станцию, где в зале дежурного вместо громоздкого оборудования – передовая компьютерная система, а сам дежурный по станции показывает, как теперь одним движением мышки он переводит железнодорожную стрелку.
Ничего не скажешь, впечатляет! Каково удивление, когда утром следующего дня недалеко от железнодорожной станции под Казанью видишь совсем другую картину. Огромное количество путей, на которых молодой человек переводит стрелки вручную. Классика! Значит, профессия стрелочника вовсе не исчезнувшая?
– Многие специальности на железной дороге сегодня под натиском новых технологий потеряли свою актуальность. Теперь, действительно, работу десятков стрелочников может выполнять один дежурный по станции, сидя за пультом. Сами стрелки никуда не делись, но их обслуживание почти полностью автоматизировано, – поясняет Глеб Топоров, студент 3-го курса Казанского филиала Самарского государственного колледжа путей сообщения. – На маленьких станциях, возможно, ещё есть стрелочники, но у нас перевод стрелок остался актуальным лишь на подъездных путях. Сейчас я осваиваю профессию составителя поездов. В основном управляю манёврами, перекидывая вагоны с одного пути на другой. Но! При необходимости передвигаю и стрелки. Когда едешь резервом или в одном локомотиве, без вагонов, сразу видно, куда смотрит стрелка. И если она смотрит по маршруту, проезжаешь. Если нет – выходишь, переводишь стрелки вручную и едешь дальше…
Такое случается в основном зимой – из‑за снегопадов и морозов. Электрофицированные стрелки, те, что управляются с пульта дежурного, замерзают, покрываются снегом. Буквально неделю назад во время сильной метели замело все пути, и дежурная не смогла перевести стрелки до тех пор, пока их не расчистили путейцы. Бывает, что стрелка просто ломается. И опять без человеческих рук не обойтись.
РОБОТЫ НАС НЕ ЗАМЕНЯТ
В свободное от учёбы время Глеб осваивает профессию составителя поездов. – В будущем, не знаю, далёком или не очень, никакие машинисты будут не нужны. Возможно, управлять локомотивом и составлять поезда будет робот, – говорит он. – В вагонах роботы заменят проводников, а стрелки оснастят электроподогревом и противовандальной системой. Но ведь любая техника имеет свойство ломаться. Так что вряд ли когда-нибудь роботы полностью заменят человека.
БЕЗ «ИНТЕРЕСНЫХ» СЛУЧАЕВ
Пригородная электричка остановилась на станции. Пассажиры – к дверям, а там… платформы нет. Что делать? Люди спрыгивали со ступеней, держась за поручни, прямо на гальку. Спрыгивали и матерились. Опять стрелочник виноват?
– На железной дороге всё зависит от всех. «Интересных» случаев здесь быть не должно. Ведь, случись что, по шапке получат все. Работа на железной дороге такая ответственная, что  ты должен всегда быть уверен, что можешь довериться своим коллегам на 100%, – говорит Глеб. – Вы, пассажиры, видите только билетных кассиров и проводников. Но здесь много ещё и тех, кто обслуживает пути, ремонтирует вагоны, водит локомотивы… Так что за всё отвечает каждый. Выходит, все мы – немного стрелочники…
КСТАТИ
«СТРЕЛОЧНИК – ЭТО РАБОЧИЙ, ВЕДАЮЩИЙ ПЕРЕВОДОМ СТРЕЛКИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЯХ».
Для управления стрелкой устанавливается, как известно, стрелочный привод. Раньше он был ручным и дополнялся указателями в виде полосатой стрелы или прямоугольного фонаря. Это устройство и обслуживалось дежурным стрелочного поста – стрелочником.
Из толкового словаря Дмитрия Ушакова 1935–1940 годов
ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О «ВИНОВНОСТИ СТРЕЛОЧНИКА», ТО ВЫСКАЗЫВАНИЕ ЭТО ПОЯВИЛОСЬ ГОРАЗДО РАНЬШЕ.
Вот выдержка из энциклопедического словаря крылатых слов и выражений: «При расследовании железнодорожных катастроф в России главным их виновником неизменно оказывался стрелочник, который или не перевёл в нужное время стрелку, или перевёл, когда это делать было нельзя, и т. д. Поэтому думская оппозиция стала называть «стрелочниками» тех чиновников (как правило, невысокого уровня), которых правительство объявляло виновниками неурядиц».

Добавить комментарий

Тема номера