Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Кондёр с крапивой от «Крыльев Татарстана»

Кондёр с крапивой от «Крыльев Татарстана»

На «Редакционной кухне «Татарстана» за повара один из самых известных поисковиков не только нашей республики, но и России, управляющий делами республиканского молодёжного объединения «Отечество», историк военной авиации, один из авторов проекта «Крылья Татарстана» Илья Прокофьев, на пару со своей супругой и соратницей Ириной. На их даче в Верхнем Услоне мы готовим незатейливое и вместе с тем очень питательное блюдо из полевого рациона поисковиков – кондёр с крапивой.

29 июля 2025

ЕДА КОСАРЕЙ, РЫБАКОВ, СТРАННИКОВ И СОЛДАТ

Слово «кондёр» современному человеку уже ни о чём не говорит и не отзывается в нём никакими кулинарными позывами. А вот наши прадеды мечтали о нём, находясь в пути или трудясь в поле на тяжёлой работе, да потом слюной исходили на привале у костра, ожидаючи, когда же в котле сготовится густое наваристое варево с пшеном. Без кондёра (или в южных степях – кулеша) простому человеку в пути и вдали от родного очага никак было не обойтись. Поел такого – и сыт на весь день, ведь кондёр – это и первое, и второе в одном котле. И на войне, на передовой, такой еде всегда были рады. Как оказалось, в ходу она и у тех, кто сегодня пытается увековечить имена до сего момента безвестных героев, а то и просто упокоить их останки по-человечески, с надлежащими почестями.

– Крапиву вообще нередко по весне и в начале лета пользуем – то в щи, то вот в кондёр добавляем, – говорит, щурясь от дыма костра, на котором закипает в казане вода, Илья Прокофьев.

На вопрос о рационе поисковиков во время экспедиций, сообщает, что, как и в любых полевых условиях, в ход идёт то, что можно найти в любом магазине: консервы, макароны, крупы, овощи… И над меню голову не ломают особо, главное – приготовить быстро и сытно.

– Подножного корма летом немало – грибы, например. В мае вот из Ленинградской области вернулись, там тогда сморчки пошли. Жульенчик хорош из них: сначала грибочки отваришь, потом на сковородке поджаришь да сверху сырком… Народ за уши не оттащить.

Опять же место, где работаем, тоже влияет на рацион, – нарезая картошку, продолжает Илья. – Например, в Мурманской области местные рыбаки, кроме рыбки, и морскими гребешками, и крабами побаловать могут. Да и сами рыбачим в экспедициях, ведь чаще всего у воды базируемся, да и несколько подъёмов были со дна озёр. Удочки с собой не берём, только снасти. Вместо удилища простую палку вырубишь и вперёд. Есть среди наших и охотники, бывает, берут ружья с собой. Добыча – хороший привар. Вся охота, если что, по закону ведётся.

Но сегодня у нас кондёр!

Илья с Ириной познакомились ещё в 90‑х во время одной из поисковых экспедиций, но «разглядели» друг друга только через десять лет. А в 2012 году Илья оставил работу в Министерстве обороны РФ и сменил столичную прописку на казанскую.

ВЕСНОЙ – ПОД ЛЕНИНГРАД

– Разговор коснулся последней экспедиции. Она была в рамках проекта «Крылья Татарстана»?

– Нет. Ездили в Любань, в межрегиональную экспедицию, которая уже 30 лет работает под Ленинградом. И мы ежегодно весной там бываем, по пехоте работаем. В этом году по просьбе местной администрации перенести утерянное воинское кладбище. Его не видно было даже на поверхности земли, и таких захоронений, к сожалению, очень много осталось. Никто их восстанавливать не будет, потому что они находятся в очень труднодоступных местах. Нынче подняли останки 90 бойцов. Привлекали членов татарстанских поисковых студенческих отрядов. Наших было шестьдесят с лишним человек, плюс одна из рот 90‑го отдельного специального поискового батальона, дислоцированная в Ленобласти. Уехали из Казани 16 апреля, вернулись 6 мая.

Озеро Среднее Ваенгское, Мурманская область. 2017 год.

ЛЕТОМ И ЗИМОЙ – В ЗАПОЛЯРЬЕ

– А на поиск самолётов когда последний раз выезжали?

– Мы говорим: «крайний», – поправляет повар, добавляя в варево лук-морковь. – Это было в марте, в Мурманскую область. Сейчас мы в основном в Заполярье ездим. Там очень труднодоступные места, поэтому и сохранились неразграбленные фрагменты самолётов. На эти места делаем два захода. Первый – летом, в этом году – в августе. На вездеходах, пусть и не без проблем, заезжаем на место, отрабатываем – находим останки экипажа, делаем настилы, на них выкладываем те фрагменты самолёта, которые нам нужны. Забираем их уже по зиме – обычно в марте, когда без проблем можно добраться на снегоходах. В прошлом году работали по «пешке» 95‑го авиационного полка ВВС Северного флота. 26 апреля 1942 года, в один из первых боевых вылетов этого полка, потери составили шесть самолётов. В августе ещё один из той группы будем отрабатывать.

«КРЫЛЬЯ ТАТАРСТАНА» – проект по восстановлению легендарного самолёта периода Великой Отечественной войны Пе-2. В период 1941–1945 годов всего было выпущено 11214 пикирующих бомбардировщиков Петлякова, 10174 из них – на Казанском авиационном заводе №22 (в настоящее время Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова). Сегодня в Казани и в Татарстане не сохранилось ни одного экземпляра самого массового бомбардировщика советского производства. Всего в России имеется только два образца Пе-2: один – в экспозиции музея авиации в Монино Московской области, другой – в частном музее военной техники в Верхней Пышме Свердловской области. Макет самолёта Пе-2 в казанском парке Победы имеет очень мало общего с реальной боевой машиной. Силуэт, пропорции, раскраска – и только. Из‑за отсутствия шасси даже общее впечатление оказывается смазанным. Энтузиасты из РОМО «Отечество» поставили перед собой задачу – восстановить прославленный самолёт из обломков и фрагментов фронтовых машин.

Карелия, район Лоухи. 2019 год.

50 МЛН РУБЛЕЙ НАДО НА СБОРКУ

– Сегодня ваш проект в какой стадии реализации находится?

– В Казань доставлены фрагменты 81 самолёта и установлены судьбы 185 лётчиков. С начала проекта в первую очередь в задачу поисковых экспедиций входило установление личностей и судеб экипажа и потом уже – работа по самому самолёту.

– А когда в Казани, где произвели более 10 тыс. пикирующих бомбардировщиков Петлякова, появится реальная «пешка», а не макет, установленный в парке Победы?

– Фактически основная база самолёта – процентов 70 по фрагментам, из которых можно восстановить Пе-2, – собрана. Всё упирается в финансирование. Необходимо нанять специалистов, которые умеют работать руками, авиареставраторов привлечь. Всем им надо платить достойную зарплату. Могу так сказать: если выделят нам 50 млн, то, в принципе, в течение года – полутора лет самолёт можно было бы представить казанцам.

А на сегодняшний день восстановлением занимается один Александр Коноплёв, да, когда есть время, ему помогает Олег Арбузов. Остальные так только – на подхвате.

– Кстати, в будущем году будет 85 лет, как Пе‑2 стали выпускать в Казани. Хороший подарок городу и республике можно было бы сделать к этому юбилею.

– Мы со своей стороны были бы только за, – соглашается Илья, запуская в котёл главный ингредиент – крапиву. Предварительно ошпаренную кипятком, чтобы не «кусалась».

Вместо P. S.

В этот день ещё немало было разговоров и во время готовки, и за поглощением наваристого ароматного и вкуснейшего кондёра. Дружно пришли к выводу, что кондёр – блюдо, которое не только спасало-насыщало наших предков – усталых путников, странников, солдат, но и насыщает-объединяет современников – поисковиков и журналистов. А также даёт надежду на то, что «Крылья Татарстана» с поставленной задачей справятся и легендарные крылья пикирующего бомбардировщика Пе‑2 вернутся на родину и соединятся воедино.

 
Автор книги «Крылья Татарстана. Восстановить легенду» дарит 2‑й том в библиотеку журнала «Татарстан». На данный момент готовы 26 глав 3‑го тома. Издать его – вопрос финансирования.

НАМ ПОНАДОБИТСЯ:

  1. Режем 

  1. Добавляем 

  1. Варим 

  1. Режем 

  1. Высыпаем 

  1. Солим и пробуем 

 

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Добавить комментарий

Тема номера