Манты от автора «Народного гимна»
Передвижная «Редакционная кухня «Татарстана» сегодня отправляется в Заинский район, в село Бухарай. Отведать мантов с тыквой. Готовятся они в... три руки. Всё потому, что «шефповар» – композитор-песенник Роберт Андреев – повредил недавно руку. И пока она у него выглядит как «бриллиантовая рука» из одноимённого фильма, на помощь ему в нелёгком, но созидательном кулинарном труде пришла верная супруга Мадина. Итого – руки три. А мантов будет – целая мантоварка!
09 февраля 2023
«БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА»
Пока Мадина Мунировна готовит тесто, Роберт Егорович, вооружившись ложкой, одной левой придаёт начинке нужную консистенцию. И под звуки своих песен рассказывает, как он выбирает стихи, на которые хочется написать музыку.
– Иногда я читаю стихи, в основном классику, и чувствую, как они слово за словом, строчка за строчкой прямо ложатся на музыку, которая в этот момент рождается у меня в голове. Процесс индивидуальный, наверное, но очень увлекательный. Я увлекаюсь: сначала напеваю себе под нос, потом пытаюсь наиграть, несколько раз проигрываю, что‑то подправляю – так рождается моя песня.
МНОГОДЕТНЫЙ ОТЕЦ
– И сколько их уже родилось?
– В 1985 году я написал свою первую песню «Зухра» на стихи Роберта Ракипова. Сейчас их, песен, где‑то шестьдесят.
– Самая любимая у вас есть?
– Все мои песни – это дети родные. И «Зухра», и «Колыбельная», и «Росиночка», и «Мин яратам сине, Татарстан»* ... Я их от всего сердца пишу, с вдохновением, с любовью. Поэтому каждая – как ребёнок. Может ли один ребёнок быть любимее остальных? Люблю одинаково всех своих «детей», я – многодетный отец.
САМОРОДОК
– Нотную грамоту где постигали?
– Начинал я без нотной грамоты. С пяти лет себя помню – забирался в деревне (д. Баткак Сармановского района ТАССР. – Прим. ред.) на соломенную крышу своего дома, брал в руки кусок доски, как гармошку, «играл» и пел. Видимо, заразился от родителей, они у меня оба – исполнители народных мелодий на тальянке и песен татар-кряшен. И после первого класса папа мне купил тальянку. Счастья было полные штаны! Я сам научился на ней играть. А после окончания третьего класса мне дали путёвку в пионерский лагерь, в лесном массиве, близ деревни Яшьляр, и я там со своей тальянкой уже устраивал крутые дискотеки.
После окончания института культуры (специальность у меня – «специалист по организации досуга», вообще-то), помню, участвовал в конкурсе исполнителей – там 62 участника со всей России было. Спел свою «Колыбельную» и занял первое место. После чего мне предложили получить музыкальное образование. Я два года в музыкальном училище учился: учил и ноты, и сольфеджио, и всё, что полагается. Сейчас свои песни могу нотами записать. Знания, конечно, неглубокие, но всё равно я уже понимаю, что к чему.
ПРАВО ПЕРВОЙ ПЕСНИ
Пока Мадина Мунировна раскатывает тесто, узнаём, тяжело ли быть женой столь «многодетного отца».
– Мне с ним всегда легко, – улыбается она. – Роберт мне песни поёт, я его кормлю вкусно, я же повар по специальности. А ещё в первый раз исполнить новую песню Роберт доверяет только мне. Музыку придумает, несколько раз проиграет, на магнитофон запишет и говорит: «Давай-ка спой, я со стороны послушаю, как звучит». И я пою. Правда, только дома, больше нигде.
А ещё он хороший семьянин, муж, отец. Он умеет всё, не только музыку сочинять. Он отличный строитель и мебельщик. Красивые вешалки делает – вон у нас в комнате стоит. Всем нашим друзьям такие делает на дни рождения. Внукам сделал пулемёт «Максим», пистолеты всякие из дерева. Талантливый человек талантлив во всём!
Право первой песни всегда достаётся Мадине.
СЕМЕЙНЫЙ СЕКРЕТ
После такой характеристики Роберт Егорович не остаётся в долгу. И раскрывает «Татарстану» секрет семейного счастья по-андреевски – ведь супруги уже 44 года вместе. А в ноябре будут отмечать сапфировую свадьбу – 45 лет совместной жизни, в которой главное, считает Роберт Егорович, доверять друг другу.
– Самое главное – доверие и любовь. В 1975 году, перед армией, мы познакомились.
В первый же день я пошёл её провожать и сказал, что она – моя будущая жена. А раз я сказал – значит, так и будет.
Я как раз окончил техникум, Мадина меня проводила в армию. В морфлоте служил, на Дальнем Востоке. Демобилизовался в мае 78-го, а в ноябре мы уже сыграли свадьбу.
Кортик – главное «кулинарное оружие» моряка.
Приступая к лепке мантов, Мадина Мунировна оценивает фронт работ:
– Так. Лепить одной рукой ты не сможешь. Будешь макать каждый мант в масло и раскладывать аккуратненько по кругу в кастрюлю. Только не вплотную, а то слипнутся!
Роберт Егорович согласно кивает:
– Мы всегда пельмени и манты вдвоём лепим, – говорит он. – Этот процесс мне очень нравится.
– Лишь бы не пересолить, – волнуется Мадина Мунировна.
– Пересолено бывает, когда человека сильно любишь, – мудро замечает муж. – Вот сейчас и проверим твою любовь.
КАРТОФЕЛЬНЫЙ ФАНАТ
– Не бойтесь, не пересолит, – успокаивает «Татарстан» Роберт Егорович. – Моя жена всё вкусно готовит. Но когда её дома не бывает, приходится готовить самому. Вот она отдыхала в Лениногорске, как раз июль был – огород на мне. Ягоды собираю – варенье варю, огурцы солю – а куда деваться?! И суп варил, и картошку. Мой любимый рецепт: картошку сварю, туда молоко, лук, яйцо, сливочное масло, намну толкушкой – и пюре картофельное готово. Очень вкусно получается, и горд я, что сам приготовил. Но у жены всё равно вкуснее – она же повар профессиональный! Повезло мне с личным поваром!
– Роберт у нас картофельный фанат, – описывает кулинарные пристрастия супруга Мадина Мунировна. – Пельмени просит с картошкой делать: и в фарш требует картошку положить, и в бульон.
– Картошка – второй хлеб! – подытоживает композитор. – Тем более сами сажаем, места полно – сажай не хочу. У нас 24 сотки. И арбузы сажаем, и дыни. В засушливый год у нас выросло 72 арбуза! Так что не скучаем.
КУЛИНАРНЫЕ ХИТРОСТИ
Скучать особо не дают и внуки. Их у Андреевых пятеро. Приезжают – и начинается веселье на свежем воздухе. Пока дедушка мастерит им пистолеты, бабушка готовит всякие вкусности.
– Вот эти манты они бы есть не стали, тыкву не любят, – жалуется Мадина Мунировна. – А тыква ведь как полезна! Прихо - дится идти на различные хитрости. Пирог, например, испеку с тыквой, а им говорим, что с апельсином – они и уплетают за обе щёки!
ТРИ «ХОЗЯИНА»
– У каждой песни три «хозяина»: автор слов, автор музыки и исполнитель. Как считаете, кто главнее?
– Главнее автор стихов и композитор, – уверенно говорит композитор Андреев. – А исполнитель уже доносит нашу песню до слушателя. Но и без него тоже никуда. Если песня неисполнимая – она быстро забывается. Добрую половину моих песен исполняют артисты, они делают её известной, популяризируют: Салават, Зухра Шарифуллина, Галина Казанцева, Ильсур Сафин, Башира Насырова, Асаф Валиев, Хания Фархи, Вадим Захаров, Мирсаит Сунгатуллин, Гульдания Хайруллина, Айгуль Сагынбаева, Гульзада Сафиуллина... Я со всеми знаком. С Галиной Казанцевой даже гастролировали вместе. Зухра Шарифуллина у нас постоянно бывает. Туфан Миннуллин, Роберт Миннуллин, Рафаэль Ильясов бывали в гостях...
Но от того, что песни так востребованы, татарстанские композиторы олигархами не становятся. У нас другой менталитет, что ли. Помню, в ТАИСе в первый раз мне гонорар пришёл – позвонили, сказали приезжай и получай. Тогда у нас ещё деньги в миллионах были. Так вот, я поехал, машину заправил на миллион, а получил 36 тысяч. Потом в РАО перешёл. Заплатил 500 рублей вступительный взнос, зарегистрировал свои песни. И за шесть лет заработал 4000 рублей. Авторское общество, увы, не работает. Даже по телевидению иногда называют песни, а авторство не называют. Чтобы не платить нам, «хозяевам» песен, гонорары.
«МИН ЯРАТАМ СИНЕ, ТАТАРСТАН»
– У одной вашей песни судьба очень яркая. В Татарстане её знают, любят и поют, по-моему, все, независимо от национальности и знания языка...
– И не только в Татарстане! И Тукаевскую премию я за неё получил.
Помню такой случай. Были мы на базе отдыха в Карабаше. Там какое‑то мероприятие «Единая Россия» проводила. И нас, артистов, пригласили. И я разговорился с одним мальчиком из Республики Коми – у него очень красивый голос, хорошо поёт. А директор нашего альметьевского музыкального училища говорит этому мальчику: «А ты знаешь, песню «Мин яратам сине, Татарстан» он написал», – и показывает на меня. Мальчик так обрадовался: «Ой! – говорит. – Здорово! Мы эту песню у себя всегда поём!»
«Мин яратам сине, Татарстан» я написал в 1990 году, ко Дню Республики на слова Роберта Ракипова. Ноты‑то тогда не знал. Взял гармонь и записал на магнитофон. Друзья из Альметьевска помогли, записали нотами. В 1991 году с этой песней я поехал в Прибалтику на Сабантуй – там её сам пел. В Москве на Федеральном Сабантуе её пел. Челнинские самодеятельные исполнители подхватили, записали на кассеты, и пошло-поехало. Песня стала популярной. Дошла до Салавата. Он в 1995 году в Челнах жил. Там мы и встретились. После того как он её исполнил, эта песня стала почти его визитной карточкой. До сих пор поёт. А в прошлом году она звучала по всему земному шару, все татары пели её: Америка, Канада, Арабские Эмираты... Благодаря Салавату она распространилась. А в 2016 году, на мой день рождения, во время своего концерта Салават пригласил меня на сцену, поздравил, и мы спели с ним эту песню вместе.
Когда выбирали гимн, тоже эту песню рассматривали на конкурсе. Но она, конечно же, не гимн. Помню, в Азнакаево приезжал Минтимер Шарипович, он меня обнял и сказал: «Официальный гимн у нас на музыку Рустема Яхина, а твоя песня – это народный гимн».
ДА ПОД «РОСИНОЧКУ»!
– А про другие песни у вас есть такие же увлекательные истории?
– Не то чтобы уж прям истории, но про каждую можно что‑то рассказать. Вот, например, история про песню «Это я – росиночка твоя». Я всегда был культмассовым работником в клубе. Одно время тамадил с группой товарищей. Но это тяжело, в выходные дома не бываешь, домой приходишь поздно. Сейчас не занимаюсь этим. Однако клубная работа не отпускает. Наша соседка – завклубом – уговорила нас с Мадиной организовать ансамбль пенсионеров. Я там спел песню «Это я – росиночка твоя» – и все сразу же: «Вот и название нашего ансамбля – «Росиночка».
***
Под «Росиночку» и манты поспели.
И признаемся вам – вкуснее мантов мы не едали.
НАМ ПОНАДОБИТСЯ:
Для теста:
• Мука – 500‑600 г;
• Яйцо – 2 штуки;
• Вода – 1 стакан;
• Масло растительное – 1‑2 стол. ложки;
• Соль – 1 ч. ложка
Для начинки:
• Фарш говяжий – 600 г;
• Жир говяжий – 100 г;
• Тыква – 300 г;
• Лук – 5‑6 штук;
• Соль, перец – по вкусу
1. Разбиваем
2. Наливаем
3. Добавляем
4. Насыпаем
5. Мешаем
6. Замешиваем
7. Оставляем
8. Режем
9. Режем
10. Соединяем
11. Добавляем
12. Перчим
13. Солим
14. Перемешиваем
15. Раскатываем
16. Нарезаем
17. Накладываем
18. Лепим
19. Формируем
20. Обмакиваем
21. Закладываем
22. Готовим
23. Смазываем
Татьяна Вафина
Фото: Александр Ефремов
* «Я люблю тебя, Татарстан!» (перевод с татарского языка).
Добавить комментарий