Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Уральские пельмени с музыкальным сопровождением

Уральские пельмени с музыкальным сопровождением

Впервые в истории «Редакционной кухни» «Татарстана» мы попали не просто на обед (ужин, завтрак – нужное подчеркнуть), а на обед с концертом! Шеф-поваром на «кухне» выступает Денис Маршанский – директор Средней специальной музыкальной школы Казанской государственной консерватории имени Жиганова. А дирижирует процессом Евгений Афанасьев, дирижёр Юниор-оркестра Казанской консерватории.

15 ноября 2022

РУЧНАЯ РАБОТА
– Будем лепить пельмени! – провозглашает Денис Борисович. – Наши, уральские. Сам я родом с Урала, из Свердловской области. Пельмени в моих родных краях – основное блюдо любого застолья. За своё детство я налепил этих пельменей видимо-невидимо. Поэтому на магазинные пельмени даже не смотрю.
– Но я всё‑таки купил пакетик магазинных, для подстраховки, – осторожно демонстрирует покупку Евгений Сергеевич.
– Не понадобится! – твёрдо отметает все подстраховки шеф‑повар и повелевает убрать резерв с глаз долой в морозилку, а то растает.
НОВОЕ СЛОВО В КУЛИНАРИИ
Готовим мы на кухне квартиры-музея выдающегося профессора Семёна Абрамовича Казачкова, советского хорового дирижёра. И в этой чудесной музыкальной квартире нет… скалки.
– Не беда! – успокаивает Денис Борисович. – Нету скалки – есть смекалка! Будем раскатывать тесто бутылкой.
– Бутылки тоже нет, – разводит руками дирижёр.
– Значит, будем раскатывать вон тем фужером, – для настоящего повара преград не существует. – Заодно и кружочки из теста им будем нарезать.
3_раскатываем
Эксклюзивный процесс раскатывания теста фужером для шампанского можно посмотреть в соцсетях журнала «Татарстан».
ИДЕЯ РЕКТОРА
Музыкальные руки дирижёра Евгения Афанасьева до сего момента пельмени лепить не умели. Но директор кого хочешь научит и кого хочешь заставит! И вот уж пельмени стройными рядами заполняют пространство стола – хочешь круглые, хочешь писаные. Эдакий оркестр пузатых пельменей получается.
– Нашему Юниор-оркестру десять лет, – подхватывая аналогию, рассказывает Денис Борисович. – В 2012 году наша школа была присоединена к консерватории, и тогдашнему ректору Рубину Кабировичу Абдуллину пришла в голову идея создать такой вот юношеский молодёжный коллектив. Это самый молодой творческий коллектив Казанской консерватории. Конечно, и до этого в школе были оркестры, ей ведь уже больше 60 лет. В частности, Рустем Абязов руководил школьным оркестром, будучи здесь директором. Это были коллективы в основном камерные, не симфонические. Но именно в 2012 году оркестр стал симфоническим.
За это время оркестром руководили известные в Татарстане музыканты: Артём Абашев, который затем стал главным дирижёром Пермского театра оперы и балета. Потом Анна Гулишамбарова, народная артистка Татарстана. Самую значительную лепту внёс, конечно, Сергей Владимирович Ферулёв, заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования. Он пять лет возглавлял коллектив, как говорится, воспитал его. И вот сейчас «юниорами» руководит Евгений Сергеевич Афанасьев – ученик Ферулёва. Такая вот преемственность.
МОЙ МАЛЕНЬКИЙ ОРКЕСТР
– У Юниор-оркестра есть свои традиции, – продолжает Евгений Сергеевич. – два раза в сезон выступаем в Большом концертном зале имени Сайдашева, в органном зале Набережных Челнов. В 2018 году состоялся концерт оркестра в рамках Международного фестиваля «Вятская весна» в Кирове – отдельный полноценный концерт в двух отделениях!
– За эти годы с оркестром в качестве солиста выступал Михаил Плетнёв, ученик нашей школы, – добавляет Денис Борисович. – Михаил Васильевич, выступая с нашими музыкантами, дал лестную оценку оркестру: «Понятно, что это не профессиональный коллектив, но для школьного оркестра это очень хороший уровень». Выступала с оркестром легендарная грузинская пианистка Элисо Вирсаладзе. Работал с юными музыкантами польский дирижёр Богуслав Давидов – тогда оркестр аккомпанировал финалистам Международного конкурса пианистов имени Софии Губайдулиной. Самое значительное достижение случилось в 2016 году – видеозапись оркестра получила Гран‑при на международном конкурсе в Париже. А в мае этого года, под руководством Евгения Сергеевича, коллектив получил первую премию на Международном конкурсе «Симфония мира» в Санкт-Петербурге. С оркестром, кстати, выступал известный кларнетист Артур Назиуллин из Башкортостана.
ШКОЛЬНЫЙ СОСТАВ
– В оркестре очень важен состав, – говорит дирижёр. – А основа нашего состава – это учащиеся Средней специальной музыкальной школы: ученики с седьмого по одиннадцатый класс. Студентов там не более двух‑трёх человек – младшекурсники консерватории. То есть фактически это школьный оркестр! И в прошлом году наш школьный оркестр выступил в зале Татарской государственной филармонии, в зале технопарка им. А. С. Попова г. Иннополиса. Надеюсь, что в этом году мы снова поучаствуем в этом проекте.
Детских симфонических оркестров в России не так много, потому что не каждое учебное заведение может себе позволить сформировать такой состав – дефицит исполнителей на духовых инструментах, в частности на медных духовых, не хватает исполнителей на таких инструментах, как виолончель, альт, контрабас. К счастью, нашей школе, при поддержке консерватории, нынешнего ректора Вадима Робертовича Дулат-Алеева, удаётся формировать такой коллектив и даже выступать на серьёзных профессиональных сценах.
_90
_4_
_5_
Сейчас вдруг все вспомнили про воспитание в детях патриотизма. Музыка, общение с музыкой – это уже патриотизм.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРОФЕССИЯ
– Вот почему мы оркестром занимаемся? – вопрошает Денис Борисович, отправляя очередной свежеслепленный пельмень к своим собратьям. – Потому, что это будущая специальность детей. Они – оркестровые музыканты. У нас есть отделение струнных инструментов, есть отделение духовых инструментов, кто‑то пойдёт в музыкальные школы работать, в частности, в оркестр «Новая музыка» Анны Гулишамбаровой – там очень много наших выпускников. Много наших выпускников и в Государственном академическом симфоническом оркестре, в оркестре оперного театра.
У нас очень востребованная школа. Она  бесплатная, государственная, сюда есть конкурс, есть желающие поступить, потому что таких школ в России всего пять федерального уровня.
Ещё мы узнаём, что изначально подобные школы создавались для музыкально одарённых детей. То есть здесь они получают общее и среднее профессиональное образование. Школа как бы совмещена с музыкальным училищем, то есть 5‑7 лет обучения в школе, плюс 4 года в училище. По конкурсу дети могут поступить в любой класс. Поступление только через вступительные экзамены. Как в театральном училище, как в хореографическом… То есть это не простая музыкальная школа, требования к ученикам здесь намного выше, потому что дети получают специальность.
_091
И вот уж пельмени стройными рядами заполняют пространство стола – хочешь круглые, хочешь писаные. Эдакий оркестр пузатых пельменей получается.
ЗАКУЛИСНЫЕ СЕКРЕТЫ
– С завышенными требованиями учиться, наверное, тяжело. Ведь кроме музыки в жизни детей есть ещё и другие общеобразовательные предметы…
– К нам приходят те, кому нравится, кто связывает свою жизнь с музыкой. Живёт ею. Вот расскажу вам историю, совершенно свежую, на днях произошла, – и, дав указание поставить кипятиться воду для пельменей, Денис Борисович приступает к рассказу: – Приходит ко мне мальчик, девятиклассник. И говорит, что у них есть некая обеспокоенность за оркестр, что не все ответственно подходят к репетициям. И что они – девятиклассники – хотят изменить ситуацию. Хотят создать актив: поставить старшего для группы виолончели, для группы первых скрипок, вторых скрипок, для группы медных духовых инструментов… Чтобы группы отдельно встречались и дополнительно репетировали. Вы знаете, такие желания очень вдохновляют. Оркестр – это же целый организм. То есть дети начали понимать, что это ИХ оркестр. Что они – не каждый сам по себе, а они все в одной связке. Они дорожат своим оркестром. Ведь у нас репетиция по два раза в неделю по полтора часа. Это не много, но и не мало.
– Профессиональные коллективы репетируют каждый день, – с неким сожалением констатирует Евгений Сергеевич. – И очень непросто подготовить программу за два раза в неделю. Но у нас такие нормы. И если ребята будут самостоятельно собираться по группам, это можно только приветствовать, это дорогого стоит. Самоорганизация – главное качество для музыканта.
– Самоорганизация и цеховые секреты – их важно перенимать, – шеф‑повар приступает к завершающей стадии, отправляя пельмени в кипяток. – А перенимают они у тех, кто им нравится, кто смог объяснить и показать так, что стало интересно, что получилось... Вот когда Юниор-оркестр принимал участие в концерте Софии Губайдулиной, с нашими детьми работал польский дирижёр Богуслав Давидов, и ребята так к нему привыкли, что на гала-концерте преподнесли ему огромный букет роз и говорят: «Богуслав, не уезжайте! Мы вам комнату в интернате приготовили!» Решили его здесь оставить – такая вот детская искренняя любовь к учителю.
_908
ПОД ЗАНАВЕС
Общими усилиями пельмени слеплены, сварены и поданы. Да не просто поданы, а под музыку. Под классическую.
За инструментом – пианист Денис Маршанский. За дирижёрским пультом – дирижёр Евгений Афанасьев.
09_2
Дирижеры – они и на кухне дирижеры….
– Уральские пельмени подаются без бульона, – говорит Денис Борисович, посыпая блюдо укропчиком. – Бульон – это уже татарская составляющая, я такую подачу только в Казани увидел. Даже в Москве, в общежитии консерватории, где я имел счастье учиться и проживать, и, думаю, в общежитии Гнесинки (Российской академии музыки имени Гнесиных), где коротал свои студенческие будни Евгений, пельмени с бульоном не подавали.
– А может, и подавали… – задумывается Евгений Сергеевич. – В общежитии же главное, чтобы побольше, а уж чего там побольше к пельменям подадут – хлеба или бульона – не важно.

 


 

 

Уральские пельмени


IMG_0135
НАМ ПОНАДОБИТСЯ:
Для теста:
• Мука – 600 г
• Яйцо – 1 шт.
• Вода – 1 стакан
• Соль – щепотка.
Для начинки:
• Фарш говяжий – 500 г
• Лук – 1 шт.
• Соль, перец – по вкусу.
19_месим
Месим
2_смешиваем
Смешиваем
3_раскатываем
Раскатываем
4_вырезаем
Вырезаем
5_лепим
Лепим
6_варим
Варим
7_вылавливаем
Вылавливаем
8_желаем
Желаем
_MG_0612(1)
Scan-221103-0002
Татьяна Вафина
Фото: Александр Ефремов

 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: