Выпускник казанского университета. Камиль Исхаков
По тому, как человек чистит-жарит картошку, многое можно о нём понять. Особенно, когда эту картошку ешь. Ведь, согласитесь, не каждому выпадает честь отведать картошечки, пожаренной самим Камилем Исхаковым – выпускником физфака Казанского университета образца 1973 года, мэром Казани с 1989 по 2005 год. А ещё послушать, как он вкусно рассказывает о своей студенческой молодости, которая научила его мастерски готовить этот обожаемый студентами КГУ корнеплод...
20 ноября 2024
«ТОТ НЕ ЗНАЕТ НАСЛАЖДЕНЬЯ- ДЕНЬЯ-ДЕНЬЯ-ДЕНЬЯ, КТО КАРТОШКИ НЕ ЕДАЛ-ДАЛ-ДАЛ!»
ОДНАЖДЫ Камиль Шамильевич, будучи мэром, приготовил жареную картошку дома, и она стала любимым блюдом в его семье.
– Потом часто просили повторить, – говорит он. – Но, честно, уже давно не прикасался к сковородке. И уж, наверное, растерял былые навыки... Вот сейчас и проверим! Мне, в принципе, нравится чистить картошку. Интересный процесс. Успокаивает... Этим я занимался ещё в комсомольские времена...
ИНСТРУМЕНТЫ ВЕРЫ ЧЕЛОВЕКА
ОДНАЖДЫ была на белом свете такая прекрасная школа под названием «Комсомол».
– Что бы там ни говорили, и партия, и комсомол – это инструменты веры человека, – уверен Камиль Исхаков. – Человек всегда должен во что‐то верить. Без веры невозможно жить. Когда у нас отняли эту «конфетку», сразу молодёжь осталась предоставленной самой себе. Попытки разные заменить комсомол делаются, молодёжные движения, но они все будто не до конца продуманы, что ли... Факт остаётся фактом: замены комсомолу как объединяющей и воспитывающей силе нет. Каждый раз в мечети я наблюдаю, что человеку необходима вера. Молодёжь тянется и в мечеть, и в церковь – в религию, одним словом. Тянутся в государстве, в котором религия отделена от государства. Никто их не заставляет, сами приходят. Я излагаю лишь свои наблюдения, те, что вижу каждый день.
Я к чему это говорю? Вижу, что процессы идут. Хотим мы того или нет. Ни родители никого не гонят, ни общество у нас в Татарстане никого не заставляет. Нигде никто не подстраивается под режим мечети. Например, в 12 часов дня намаз в мечети, а у нас на это время может быть и совещание производственное назначено. То есть жизнь светская не подстраивается под жизнь верующих, как в исламских государствах. Но люди находят возможность сходить на намаз – в обеденный перерыв, например. Это факт.
Камиль Исхаков выступает на торжественном пленуме. Октябрь 1978 года.
МЭР, КОТОРОГО УЗНАЛ МИР
ОДНАЖДЫ, когда Камиль Шамильевич был градоначальником Казани, в газетах появились заголовки «Мэр, которого узнал мир».
– Этот заголовок, возможно, появился тогда, когда я, будучи мэром Казани, стал заместителем председателя Всемирной организации мэров. А дело было так. Когда я вклинился в эту систему, было много организаций мэров. А ООН говорит: нам хотелось бы с вами работать, но не могли бы вы объединиться в одну организацию. А то неудобно, честное слово. Это уж я так, утрирую...
И начался объединительный процесс. Долгий. Пять лет мы работали над уставом. Собираемся, например, обсуждать какой‐то раздел. Все мэры спорят друг с другом, не находят совместного решения, уходят в какие‐то дебри периодически... Я слушал‐слушал, потом говорю: «Ребята, давайте мы сделаем вот так!» И все вдруг соглашаются. Видимо, поэтому меня избрали в состав главного органа, и я попал в состав главной организации. Далее задача: нужно, чтобы каждый заместитель представлял какие‐либо континенты или образования. И тогда мы придумали Евроазиатское отделение. Меня избрали президентом этого отделения и вице‐президентом мировой организации.
Я всё время старался служить казанцам.
Без трёпа говорю. И самое главное достижение, я считаю, что, оценив мой труд, меня в Казани зауважали. Я чувствовал. А ради этого стоит жить.
МОЯ ПОДЗЕМНАЯ КАЗАНЬ
ОДНАЖДЫ на улице Баумана закрыли движение. Раньше ведь там и троллейбусы ходили...
– А я как раз только начал работать мэром, – вспоминает Камиль Шамильевич. – И мои друзья мне говорят: «Камиль, если хочешь, чтобы народ тебя поддержал, если и дальше хочешь оставаться мэром, открой там снова движение! Приехал‐уехал. Все довольны, всем удобно». Убеждали.
Но что‐то мне внутри подсказывало: не надо!
И я пошёл на реконструкцию Баумана. Но ведь проблема в чём была? Можно на любое дело решиться, если у тебя полны карманы денег. А когда начали вскрывать эту улицу, там такое творилось! Все начали меня буквально проклинать, даже мои соратники. Мы создали себе колоссальный объём работы! Фундамент, стены домов были сырые и разрушались. Памятники бы наши исторические уже давно рухнули, если б мы тогда не вмешались. Потому что до 1957 года уровень воды в Волге был на 17 метров ниже. Когда построили Куйбышевскую ГЭС, уровень поднялся. Построили дамбу, вроде бы вода не переливается, а снизу она всё равно пошла: во все подвалы, во все дома в центре города. Наша задача была сохранить постройки, а это огромная работа. Когда вынимали грунт, чего только не нашли. Нашли старинные дубовые канализационные коллекторы. В одном месте, помню, откопали интересную вещь: стоит сруб, а внутри ещё один сруб. Оказалось, это холодильник такой! В промежуток между срубами клали лёд, а в сам внутренний сруб – мясо, и оно не портилось.
В общем, мы открыли все фундаменты, высушили, обработали, сделали всю гидроизоляцию... Поэтому, конечно же, мне очень дорога пешеходная улица наша – Баумана.
А вообще, в Казани я люблю каждый уголок. И сильно переживаю, если что‐то где‐то неладно. Я ведь тоже не всё успел сделать.
Вообще, в Казани гостя можно в любое место вести, краснеть не придётся. Особенно люблю показывать Кремль. Красиво смотрится он от Речного техникума, если на дамбу встать вечером: светящийся Кремль на огромном гладком водном пространстве, в котором он отражается…
ЧТОБЫ МЕЧТА РЕАЛИЗОВАЛАСЬ, НАДО РАБОТАТЬ
ОДНАЖДЫ Казани исполнилась тысяча лет...
– К тысячелетию мы много чего сделали. Как? Очень просто: чтобы что‐то реализовать, надо просто делать! – уверен Исхаков. – Было очень много скептицизма по поводу метро, например. Но приведу лишь один пример. 1996 год. Мы с Минтимером Шариповичем Шаймиевым закладываем первый камень в основание будущего метрополитена. В этот же день в Уфе закладывают такой же камень. Мы заложили и развернули бурную деятельность по строительству метро. Сам не понимаю, как мы это сделали. Обратно если отмотать – чудо какое‐то свершилось! Когда я уходил в 2005 году с поста мэра, уже пять станций и 10 километров путей функционировало, а в Уфе камень как положили, так он и лежит. Не шелохнулся даже. Мы делали, они – нет, и вот результат*.
МЭР, ВЕРНИ НАМ КАЗАНСКУЮ ИКОНУ БОЖИЕЙ МАТЕРИ!
ОДНАЖДЫ в Казань из Ватикана была возвращена Казанская икона Божией Матери. Главным «виновником» возвращения святыни был мэр Казани Камиль Исхаков.
– Когда спрашивают, откуда у меня, мусульманина, возникла идея вернуть в Казань чудотворную икону, я всегда честно говорю: с балкона. В кабинете мэра есть балкон, который выходит на улицу Кремлёвскую. Дверь открыта, и каждый год, когда проходил крестный ход, процессия останавливалась под этим балконом и люди кричали: «Мэр, верни нам икону Казанской Божией Матери!» А я же с самого начала работы в этой должности был настроен служить людям. И если у них есть такая потребность, значит, надо помочь.
Мы отследили путь иконы, выяснили, что она находится у Папы Римского. И тогда я, говоря юридическим (канцелярским) языком, совершил не установленное законом действие – теперь я это знаю. Я должен был написать письмо Папе Римскому, отправить его через систему МИДа РФ. МИД отдал бы его нунцию – постоянному дипломатическому представителю Папы Римского, тот переправил бы в посольство – и вся эта бюрократия сделала бы всё, чтобы фигушки мы вернули икону. А я, наивный, напрямую Папе Римскому написал – без всяких государственных институтов обратился. И он напрямую ответ присылает: «Приезжайте на аудиенцию, можете взять с собой ещё пять человек». Я пошёл к Минтимеру Шариповичу: «Дайте мне кого‐нибудь». Он посоветовал взять с собой своего советника Рафаэля Хакимова, Людмилу Андрееву, она больше остальных этим занималась... И мы поехали в Ватикан.
Там произошёл наш разговор с Папой Римским Иоанном Павлом II. Он говорит: «Что ты от меня хочешь? Эта икона – самая дорогая моему сердцу вещь, она меня спасла от покушения, она меня поддерживает. Эта икона находится у меня в придомовой церкви, я три раза в день на неё молюсь. У меня за спиной в кабинете находится её список, у меня в машине – её список, что же ты хочешь?» Я в то время ни во что и ни в кого не верил, но вот интересно: после того, как Папа вернул Казани икону, он ведь недолго прожил...
Я смог убедить его. Наверное, это Всевышний подсказал мне тогда слова. Я сказал: «Ваше Святейшество, вы меня пригласили, и я приехал. Я понимаю, что удел святого человека – вернуть святыню к месту её обретения, чтобы она приносила пользу людям». Дескать, ты же хочешь быть святым, тогда верни икону.
До сих пор думаю, что икона подлинная. Вы посмотрите, как она мироточит, сколько пользы приносит людям! Она всегда обвешана подарками, сколько верующих возле неё! Я, конечно, на этом вопросе не зацикливаюсь – подлинник или нет. Даже если это список, сегодня эта икона – самая намоленная.
В итоге мы возвращаем икону в Казань, а тут верующие мусульмане уже со своими требованиями! В отделе редких книг Казанского университета мы нашли первый печатный Коран, который был издан ещё до революции, в 1903 году, в Казани, сделали репринтное издание в Турции и к 1000‐летию города дали людям.
В то время начался период возрождения духовности: государство стало возвращать людям церкви, мечети, синагогу вернули. Приходят православные: «Верни нам эту церковь!» А там склад или ещё что-то находится. Освобождаем: «Пожалуйста!» А вслед за ними толпа из мечети: «Что же это ты, им дал, а нам не даёшь!» Потом я научился сразу принимать толерантные решения.
САМОЕ ТРУДНОЕ ИСПЫТАНИЕ В ЖИЗНИ
ОДНАЖДЫ Камиль Исхаков уехал на Дальний Восток. По его признанию, это было самое трудное испытание в его жизни...
– Мне очень трудно было покидать Казань.
Я 57 лет прожил в Казани, родился, учился, работал... Когда весь этот жизненный путь пройдёшь, он остаётся в сердце и очень трудно уезжать. Тем более на Дальний Восток – а я был Полномочным представителем Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе. Поехал туда с тяжёлым сердцем. А когда некоторое время там проработал, как-то звоню своей супруге:
– Матурым, здесь так хорошо, я так благода- рен Владимиру Владимировичу, что он напра- вил меня сюда.
Там на самом деле хорошо. Много природных богатств, рыбы... Мы, россияне, к сожалению, не видим этого из-за того, что не регулируются цены, не субсидируется доставка. Едим рыбу норвежскую, выращенную в искусственных водоёмах. Ну никакого сравнения нет с той, которая плавает в Тихом океане!
ВОСТОК – ЗАПАД
ОДНАЖДЫ Камиль Шамильевич был связующим звеном между Россией и исламским миром.
– С 2008 по 2011 год я был первым постоянным представителем Российской Федерации при Организации Исламская конференция в городе Джидда, в Саудовской Аравии. Исламская конференция объединяет 61 государство: 57 членов и 4 наблюдателя. Россия попала туда только благодаря Путину, который, проводя очень правильную политику в мировом масштабе, не забыл и эту сторону вопроса. Побывав на саммите глав государств, который проходил в Малайзии в своё время, Владимир Владимирович сказал, что у нас в России живёт 20 миллионов мусульман и они – наши коренные жители, поэтому к исламу мы имеем самое прямое отношение. Своим выступлением он тогда всколыхнул весь исламский мир, и нас приняли наблюдателями. Полномочным представителем был избран я. Потому что в 2005 году, когда я был отправлен полпредом на Дальний Восток, Организация Исламская конференция объявила чрезвычайный саммит глав государств в Мекке. Путин был приглашён. Но в Мекку попасть немусульманин не может, а мусульманин Исхаков оказался под рукой. Так я впервые оказался в солидном исламском мире. И возглавил делегацию Российской Федерации.
ИСЛАМСКАЯ АКАДЕМИЯ НА БАЗЕ МАХРОВОГО АТЕИЗМА
ОДНАЖДЫ Камиль Исхаков стал прези- дентом Болгарской исламской академии и председателем совета учредителей БИА. Ему пришлось и преподавателей достойных из разных стран приглашать в Татарстан, и студентам достойное будущее обеспечивать. И всё это на базе... столетнего атеизма.
– Формирование преподавательского состава – сложный процесс. Практически международный. Ведь мы за годы своего махрового атеизма, когда разрушались храмы, совсем кончили все свои кадры. Нет учёных, нет преподавателей стоящих... То была запретная зона. Поэтому мы были вынуждены приглашать иностранных специалистов, чтобы дать достойное, сравнимое с мировым образование.
Я всегда дорожу доверием, которое мне оказано Рустамом Нургалиевичем и Минтимером Шариповичем, и считаю своей главной задачей – сделать! Надо было сделать такое учебное заведение, которое в конечном итоге обеспечит безопасность России. Ведь через умы и сердца молодёжи, которая вынуждена уезжать учиться за границу, их спецслужбы очень сильно воздействуют на наших ребят. Нужно, чтобы наши дети не искали образование на стороне, а здесь получали достойные знания.
Главное наше дело – подготовка хороших специалистов, ведение научных разработок, таких, как вели наши предки. Ведь именно в Болгаре в 1080 году был создан университет «Даруль Улюм» – «Обитель знаний». Там воспитывались научные кадры и было выпущено более 30 тысяч научных трудов, которыми сегодня пользуются в исламском мире все, кому это интересно и важно.
У нас очень интересное начало. Мы начинаем на поприще столетнего атеизма. Не у каждого исламского университета такой старт. Тем интереснее.
МЕЧТА ИСХАКОВА
ОДНАЖДЫ мы с Камилем Шамильевичем мечтали...
– Мне бы очень хотелось видеть казанцев более интеллектуально развитыми. А то всё больше мы уходим в сферу потребления, ничем не интересуемся. У нас теперь интеллект становится на уровне «купи-продай». Огромное количество магазинов, разных сфер услуг... И люди трудятся там, а где ещё? И, соответственно, нет того интеллекта, который зарождался и жил здесь раньше. Понимаете? Если делиться мечтой, то мечтаю вернуть тот интеллект. Вот китайцы всё-таки здорово поступили: в любой стране мира в магазинах любой товар «Сделано в Китае». Молодцы!
– Заболтался я опять с вами... Картошка уже вон как красиво поджарилась. Если уж начали жарить, так на всю Казань нажарим... Сейчас мы её по тарелочкам разложим, да с огурчиками малосольными, с грибочками маринованными... И приятного аппетита всем, кто сейчас с нами, кто сейчас в Казани. Как говорят татары: «Казанга киттем димилэр, Казанга кайтам дилэр». В переводе: «Не поехали в Казань, а возвращаемся в Казань».
Добавить комментарий